Зергер творит душой...
В обыденном представлении профессию ювелира часто считают мужской. Возможно, потому что женщин-ювелиров в мире не так много. Но они есть и на протяжении многих веков терпеливо и увлеченно вьют металлическое кружево, вплетая в серебряные и золотые узоры драгоценные камни. Есть такие мастерицы и в Казахстане. Знакомьтесь с девушкой-зергером из Панфиловского района области Жетісу Асем Акыновой. На протяжении шести лет она создает уникальные национальные украшения в этностиле.
Испокон веков, передавая ремесло от отца к сыну, ювелирам удалось сохранить этот вид изящного искусства. Одними из главных изделий древних казахских зергеров были женские украшения, среди которых особенной популярностью пользовались серебряные. Продолжая традиции древних зергеров, сегодня современные мастера бережно хранят и развивают казахское национальное ювелирное искусство. Один из таких мастеров-ювелиров проживает в области Жетісу. Это девушка-зергер из Панфиловского района. Как рассказали в пресс-службе акима области, на протяжении шести лет она создает уникальные национальные украшения в этностиле. Это и традиционный браслет — "блезик", и перстни — "тамга", и массивные нагрудные украшения — "онир-жиек", и многое другое. Каждое украшение — авторская работа, создание которого начинается с эскиза, придуманного, а затем воссозданного мастером в виде изделия. Свой путь в ювелирном искусстве девушка начала еще в юные годы, а полученный государственный грант позволил приобрести необходимое для творчества оборудование, превратив мечту в реальный бизнес.
Сейчас 31-летняя мастерица, родом из Жаркента, Асем Акынова живет в селе Коктал, куда переехала после замужества. В небольшом селе она создает свои ювелирные творения. Вспоминая студенческие годы, выпускница Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева с теплотой в голосе рассказывает о начале своего творческого пути.
Сначала я училась на другом факультете, но постепенно ювелирное искусство меня настолько увлекло, что на третьем курсе я решила перевестись и освоила специальность "художественная обработка металла", — вспоминает мастер. — Как-то даже еще студенткой поучаствовала в выставке в алматинском Дворце школьников. Тогда один из посетителей приобрел сделанные моими руками сережки. Это меня вдохновило. И уже потом я участвовала во многих выставках, где представляла свои работы. Участие в крупнейшей международной выставке EXPO 2017 лишь подтвердило, что выбранный мною путь верный.
В 2022 году по одной из госпрограмм Асем выиграла грант в размере 5 млн тенге. Это очень помогло начинающему ювелиру сделать серьезный шаг в профессии. Она смогла приобрести необходимое оборудование и запустить свою маленькую мастерскую.
Как подчеркивает Асем, ювелирное искусство было, что называется, написано у нее на роду.
Старшие родственники вспоминают, что один из наших предков со стороны моей матери был кузнецом, он изготавливал из железа оружие, посуду и многое другое, — рассказала ювелир. — Видимо, эта тяга плавить металл и создавать из него новые вещи передалась мне от него. Моя бабушка постоянно говорит мне: "Не бросай ювелирное дело, это твоя судьба, твое призвание".
Асем строго следует завету старших. Да и ей самой это дело уж очень по душе. Даже сейчас с пятимесячным ребенком на руках она не перестает творить. Временно перенесла оборудование из мастерской домой, чтобы было удобнее и за малышом приглядывать, и создавать очередные шедевры.
Работу над каждым украшением ювелир начинает с эскиза.
Когда эскиз готов, делаю замеры будущего украшения, — пояснила она. — Потом плавлю серебро, выливаю его в формы, делаю из него бруски и пластины, на которых затем вручную наношу узоры, все лишние части отрезаю или отпиливаю, если надо, выравниваю. Потом отбеливаю металл с помощью специального раствора. Затем полирую, шлифую, промываю ультразвуковым аппаратом и приступаю к установке камней, если требуется. Иногда нужны надписи, их лазером делаю. В целом большой силы прилагать не нужно, но дело требует много времени и большого терпения. Для меня очень важно большую часть работы выполнять вручную. Как-то я попробовала нанести узоры с помощью 3D-аппарата, но была разочарована в качестве. С тех пор я этот метод не использую.
На изготовление одного несложного кольца ювелир тратит 1–2 дня, когда работа усложняется дополнительными деталями — 4–5 дней, а вот на изготовление блезика уходит не меньше недели. Кстати, мастер занимается не только изготовлением, но и ремонтом украшений.
Особенно много времени тратится, когда надо украшать изделие камнями, особенно мелкими, — рассказала ювелир. — Кладке мелких камней я недавно специально обучилась на курсах в Алматы. В целом сложность работы зависит не от размера изделия, а от деталей. Не скажу, что все так просто, но для меня главной мотивацией является конечный результат. Несмотря на предварительную работу и эскизы, готовое изделие может удивить и самого мастера, который его собственноручно создавал.
Одним из таких особенных изделий для Асем стал серебряный браслет-блезик, который мужчина заказал для своей матери, попросив украсить его по мотивам древних тюркских петроглифов. Солнцеголовое божество, древние охотники и зооморфный орнамент создали единую гармоничную картину. В дополнение браслет был украшен элементом из золота и драгоценным камнем. Кроме того, изнутри было выгравировано имя матери клиента, затем ее снохи, далее были оставлены места для имен будущих келин.
То есть этот браслет уже не просто украшение, а будущая семейная реликвия, которая будет передаваться из поколения в поколение, укрепляя родственные связи и напоминая о наших национальных традициях, — говорит Асем. — При этом в украшение как бы запечатано пожелание, чтобы семья росла и расширялась. Мне было очень приятно работать над изготовлением этого браслета, хоть это и потребовало много усилий и времени. В разы было приятнее от осознания того, что представители современного поколения так трепетно относятся к традициям, понимая, что национальные украшения — это не просто ювелирные изделия, а достояние, целая культура, прочно связывающая нас с нашими предками.
Есть в копилке мастера еще одна необычная история. После популярного телепроекта "I am a singer" (популярная песенная конкурсная программа Южной Кореи — прим. авт.) через знакомых с ней на связь вышла девушка из Китая.
Она попросила меня изготовить для нее серебряное украшение, которое, по ее словам, есть у нашего знаменитого соотечественника Димаша Кудайбергена, — рассказала мастер. — Я согласилась, затем получила от нее фотографию, где была запечатлена серебряная цепочка с кулоном, на котором по центру был изображен скрипичный ключ, а по кругу выгравированы имя и фамилия певца. Видимо, она хотела, чтобы украшение стало ее талисманом.
Как говорит ювелир, чаще всего клиенты заказывают украшения на шею, разнообразные кольца, браслеты. А вот мужчины выбирают массивные перстни. Все свои работы мастер размещает на своей странице в Инстаграм. В дальнейшем у Асем есть идея придумать свой логотип и создать собственный бренд.
Сейчас национальные ремесла активно развиваются, растет и число тех, кто занимается ювелирным делом, — говорит женщина-ювелир из Жетісу. — Это не может не радовать, ведь конкурентная среда стимулирует развиваться. Изделия казахских зергеров всегда были не просто украшением, но и своеобразным оберегом, поэтому считаю своим долгом продолжать дело предков. Конечно, сейчас важно, чтобы украшения в национальном стиле сочетались и с современными трендами. Но даже с учетом привнесенных современных ноток тысячелетиями остаются неизменными основной внешний вид изделия, манера его изготовления, закладываемый сакральный смысл.
Оксана Лысенко, Жетісу