Женис Касымбек ответил на вопрос: Как можно стать министром, не проработав акимом?
Как решаются экологические проблемы, о профессионализме кадров и планах на ближайшую перспективу рассказал аким Карагандинской области Женис Касымбек, передает inbusiness.kz.
Отвечая на вопрос журналиста о том, что сейчас человек может стать министром, не поработав «на земле», Женис Касымбек заявил, что сейчас времена другие. Аким области считает, что сегодня устаревшим постулатам уже не место, а времена изменились.
"Это тогда, сейчас по-другому", - ответил он изданию.
Вспоминая о своем трудовом пути, Женис Касымбек рассказал, что важнейший опыт он получил, когда был директором морского порта в Актау и принимал активное участие в строительстве шульбинского судоходного шлюза и реконструкции усть-каменогорского судоходного шлюза.
«Это был весьма интересный период, во время которого я получил важнейший опыт. Четыре года директором департамента (водного транспорта минтранскома РК. – Авт.), из них два года связаны с очень интересной работой – строительством транспортных объектов на Иртыше», — рассказал чиновник.
Аким области заявил, что министры знают об экологической проблеме региона. Однако, по его словам все местные жители связаны с «АрселорМиттал Темиртау», которого обвиняют в загрязнении воздуха.
«Я думаю, что министры знают детально ситуацию. И уверен, что люди, которые предметно занимаются, все прекрасно знают, понимают и стараются предпринять необходимые меры. Такие проблемы есть и в других моногородах, и не только в Казахстане. Исполнительный директор «АрселорМиттал Темиртау» Вадим Басин абсолютно правильно сказал, что революционными темпами можно сократить выбросы и в два, и в три раза, но и, закрыв целые цеха, можно потерять объем производства. А у нас там 13 тысяч работает, плюс подрядчики, плюс МСБ на них завязан.«АрселорМиттал Темиртау» имеет соответствующую инвестпрограмму, но нам хотелось бы, чтобы она реализовывалась быстрее. Предприятие инвестирует 305 млрд инвестиций, из них только 60 млрд закладывают в экологию. Это реальные инвестиции. И предприятие само заинтересовано делать это в нынешних условиях", - рассказал глава региона.
По словам чиновника, чтобы снизить выбросы в атмосферу, комбинат меняет старое оборудование на новое. Сейчас власти страны требуют не только улучшения экологической ситуации, но и увеличения казахстанского содержания в производстве.
«Снижение выбросов на 29% до 2024 года нас с вами не устраивает, поэтому мы договорись пересмотреть и актуализировать эту дорожную карту, чтобы вперед поставить экологические вещи. Это отразится на производственных показателях. Если они будут выпускать более качественную [и дорогую] продукцию, пусть и меньшими объемами, это тоже неплохо.Мы ставим для себя две задачи: требовать улучшения экологической ситуации и увеличения казахстанского содержания в производстве. Эти два вопроса у меня на постоянном контроле. Если покупают, например, автобус, то пусть покупают его в Семее, Кокшетау, Костанае или Алматы. Новое руководство «АМТ» идет навстречу. Думаю, мы должны увидеть первые результаты в этом году», — говорит Женис Касымбек.
Женис Касымбек отметил, что у него достаточно полномочий, чтобы требовать у предприятия соблюдения инвестиционных обязательств.
«По всем инвесторам у нас одинаковые позиции. Другие загрязнители тоже должны нести соответствующие расходы. Есть законодательство, если нарушают – будут отвечать. Почему по-другому должно быть», — говорит чиновник.
Говоря о новых коллегах, Женис Касымбек заявил, что проверка на профессионализм пройдет в паводковый период. Он отметил, что не возит с собой команду.
«Караганда – особый регион, здесь потенциал у людей достаточно серьезный. Я смотрю на своих коллег в акимате – у них есть и знания, и умения, для того чтобы выполнять текущие задачи и работать на перспективу. Лакмусовой бумажкой для всех будет прохождение отопительного периода и паводок. Есть какие-то персоналии, у которых есть высокий потенциал и от которых я бы хотел видеть другой отдачи. У меня такого нет, чтобы я за собой возил команду», — рассказал он.
По данным главы региона, область активно развивается. За последний год объем инвестиций составил больше 800 миллиардов тенге.
«65% – это частные инвестиции. Это говорит о том, что у нас неплохой инвестклимат, и это было достигнуто за последние несколько лет. Для себя я вижу такую задачу: самое главное – привести в регион качественные инвестиции для создания постоянных рабочих мест и увеличения поступления налогов.Тот же «Арселор», чтобы он вкладывал качественно именно в новые технологи и экологию. Тот же Шубаркуль, который сейчас занимается углехимией и будет строить комбинат по производству полукокса. Это наше достояние и благо, что мы имеем в регионе такую железорудную и угольную базу, но другой важнейший вопрос – развитие МСБ: в перспективе мы не должны зависеть от системообразующих предприятий», — говорит Женис Касымбек.
Комментируя работу местных налоговиков, которые начали отменять регистрацию юридических лиц, уклонившихся от уплаты, чиновник заявил, что область лидирует по количеству компаний-однодневок.
«В последнее время какая-то тенденция есть. Но у этой медали две стороны. К сожалению, по количеству компаний-однодневок и по количеству обнала Карагандинская область – одна из лидеров по стране. Так что налоговые органы должны достаточно жестко работать. Но если есть перехлест, необоснованные претензии к бизнесу, то, конечно, мы должны на это реагировать, и налоговики должны это понимать», — прокомментировал он.
Говоря о планах на ближайшую перспективу, Женис Касымбек заявил, что в городе Сарань в 2020 году планируется строительство завода по выпуску автобусов и производству лифтов.
«Мы должны уходить в глубокую переработку, сортамент того же «Арселора» должен быть намного шире, нужно переходить на более высококачественные стали. То же самое по меди, ферросплавам, по которым у нас в регионе создается новый кластер. Хотелось бы машиностроением заняться, горнорудным и горношахтным оборудованием.Мы активно двигаемся по строительству жилья, в Караганде хотим увеличить в два раза, а в области в полтора. В связи с этим увеличивается потребность в строительных материалах, а это огромные возможности для наших предпринимателей-производителей. В Темиртау, например есть завод по выпуску блоков ТОО «КазГазоБлок», он полностью законтрактован на столицу, но наши предприятия просят его увеличить мощности, потому что и в Караганде начинается строительный бум. ТОО «ККК Бетон» выпускает большой объем продукции, и мы постараемся его максимально загрузить. Оно дома строит в Абае, Сарани, в Караганде и за пределами региона. То есть у нас сейчас есть и возможность, и определенный вызов для предпринимателей создавать бизнес вокруг строительства. Это ж замечательно, и я думаю, что это все получится. Здесь я вижу большую поддержку со стороны отраслевого министерства, всех центральных государственных органов и правительства.
В заключение, глава региона заявил, что в Караганде есть все необходимое для достижения результатов — ресурсы, высокий индустриальный потенциал, образованные и опытные кадры, активный малый и средний бизнес, перспективные предприниматели в сельском хозяйстве.
«Остается только, засучив рукава, очень активно работать», — заявил он.