Политолог Айдос Сарым рассказал, почему он пришел в партию Nur Otan
О политическом выборе и прогнозируемых результатах январского голосования рассказал казахстанский политолог Айдос Сарым, передает Liter.kz.
– Айдос, почему вы вступили партию Nur Otan?
– Именно сейчас надо идти в Парламент, идти в маслихат, изо дня в день значение и ценность представительных органов будут расти – это очевидно. Для того, чтобы перемены наступили быстрее, необходима работа на партийном уровне. Сейчас ключевые изменения может обеспечить партия власти Nur Otan.
Давайте судить по конкретным результатам. За время моего участия в партии власти принято семь законов, девять законов в работе, несколько постановлений Правительства, часть решений, которые принимались на уровне министерств. Конкретные идеи, которые улучшают жизнь людей, например, сейчас не обязательно носить с собой водительские права, достаточно загрузить их в телефон. А когда-то это была лишь законодательная инициатива.
– Чем выборы 10 января 2021 года будут отличаться от предыдущих?
– 30 лет у нас была крайне лидероцентричная и суперпрезидентская система. Сейчас она уходит и наступает время, когда Парламент обретает новый смысл в государственном управлении. И я хочу в этом участвовать, мне надоело «баррикадное сознание». Мы вступаем в период, когда нам нужно будет очень быстро повзрослеть. Казахстан сейчас испытывает перемены как в 90-е годы, когда менялись формации. Мы одну экономику будем менять на другую: переходить с сырьевой экономики на сервисную, делать упор на малый и средний бизнес. До сих пор доля МСБ в экономике в год росла на 1%, это мало.
– Вы говорите, что крупная партия отличается от остальных. В чем это выражается?
– Если мы говорим о серьезной политической партии, то помимо государственных денег необходимо усиленно заниматься фандрайзингом. Представьте себе, что в Казахстане на выборы идут 3 335 депутатов маслихата. Каждая партия, которая считает себя сильной, должна иметь 3 500 депутатов, то есть людей, которые знают, что такое бюджет, как его контролировать, как писать законодательные программы, и это минимум. В Казахстане свыше 10 000 избирательных участков. Серьезная партия должна, как минимум, одного своего представителя отправить в избирком. Причем этот человек не должен баллотироваться, не может агитировать, но должен быть задействован на избирательном участке: это еще плюс 10 000 человек. Помимо этого, нужны оплачиваемые активисты и волонтеры. Выходит, серьезная партийная организация должна иметь как минимум 35 тысяч активистов. Пусть это будет не 35 тысяч, а пять тысяч человек. Предположим, что ежемесячно каждый из них получает по 100 долларов, выходит пять тысяч человек в год обходятся больше чем в миллион долларов.
Представьте, что вы – не парламентская партия, и вам надо платить взносы за депутатов. За каждого депутата маслихата надо заплатить взнос в 210 тысяч тенге. И если эти 3 000 мест перевести в деньги, то получается сумма более 600 миллионов тенге. Это только взнос за областных и районных депутатов, чтобы начать баллотироваться. Для того, чтобы эти ресурсы получить, нужно иметь армию людей, которые готовы вносить по 100 долларов ежегодно. Есть немало примеров, когда активисты заявляли, что будут организовывать партию, а уже через год, пожимая плечами, констатировали, что собрали только 160 тысяч тенге. Это даже на одного депутата не хватит.
– Как проголосуют казахстанцы 10 января? Есть ли прогнозы?
– Мой прогноз очевиден – партия власти будет побеждать. Я думаю, что это будет не слишком высокий показатель, но и не самый низкий. Предполагаю, что в мегаполисах явка на выборы будет не сильно большой, но, тем не менее, даже в больших городах партия власти свое возьмет. У нас общество очень рациональное. Голосует по-своему.
– Как вы оцениваете партийный список Nur Otan?
– Сейчас происходит обновление власти. Средний возраст кандидатов Nur Otan – 44 года. Из прежнего состава – из 83 депутатов – остаются только 22 или 21, в основном это люди из разных страт. Нет артистов, певцов, спортсменов, то есть состав депутатов более экспертный. В списке присутствуют юристы, врачи, представители социальных ниш, матери-одиночки, многодетные матери и так далее. Немало представителей бизнеса. Взвешенный и гармоничный список получился. Именно поэтому хочется участвовать в текущем избирательном процессе.
– Какие результаты партии можно увидеть уже сейчас?
– Постепенно все становится прозрачно. Люди хотят видеть, что реально меняется. Программа «Слышащее государство» начинает работать, и один из громких примеров тому – участие Президента в вопросе о незаконной вырубке деревьев в Алматы. Мы в рамках агитационной программы ходим по дворам, базарам, общаемся с людьми, заодно и спрашиваем, приходил ли кто-то из других партий. На что люди отвечают, что нет - кроме Nur Otan, никто не проводит такие встречи. И не нужно забывать о том, что наше общество очень прагматичное. Люди хотят искренности и понимания. Мы видим – у кого какая программа, и за эту политическую программу, которая называется «Достойная жизнь каждому», мы можем взять на себя ответственность. Каждый из нас готов под ней подписаться, чтобы это было обязательство не только всей партии, но и лично каждого.
Оплачено из средств Избирательного фонда г. Алматы партии Nur Otan.