Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

Объединив усилия

Как показывает международный опыт, в период нестабильности для движения вперед необходимо единство как внутри ведущей политической силы, так и в обществе в целом. Без этого достичь больших задач невозможно. (из выступления Нурсултана Назарбаева на расширенном заседании Политического совета  партии Nur Otan 21 августа 2019 года)
05.11.2019, 17:10
Объединив усилия

Как известно, 18 октября 2019 года состоялось совещание под председательством Елбасы с участием членов Правительства, руководства и фракции партии Nur Otan в Мажилисе Парламента РК. На совещании были рассмотрены ход реализации предвыборной программы партии "Казахстан – 2021: Единство. Стабильность. Созидание" и Плана нации "100 конкретных шагов". "

"Партия как ведущая политическая сила страны должна обеспечить преемственность стратегического курса развития нашего государства. Поэтому Правительство и фракция должны вместе решать конкретные проблемы людей", – сказал председатель партии Нурсултан Назарбаев.

Отметив результаты исполнения предвыборной программы и Плана нации, Елбасы указал на риски, связанные с реализацией оставшихся обязательств партии.

В частности, было сказано о достижениях и проблемах в сфере занятости. В этом аспекте молодежь – стратегический ресурс страны и обеспечение ее занятости является одной из стратегических задач партии Nur Otan. Как известно партией Nur Otan были инициированы, разработаны и реализованы такие программы молодежной занятости, как "С дипломом в село", "Молодежная практика", "Серпiн-2050", "Бесплатное техническое профессиональное образование для всех", "Молодежный кадровый резерв" и так далее.

В 2019 году, который был объявлен Годом молодежи, было расширено вовлечение молодежи в активную занятость. По инициативе Елбасы была разработана программа "Жас маман", в рамках которой за три года около 200 тыс. человек обретут востребованные профессии, 30 тыс. человек уже были направлены на молодежную практику в рамках указанной программы. Как известно, важнейшим показателем занятости является создание новых рабочих мест. Согласно прогнозу, в 2021 году чистый рост рабочих мест составит 283 тыс., а рабочая сила в стране составит – 9,4 млн человек. В связи с этим, для обеспечения рынка труда ежегодно будет создаваться не менее 370 тыс. новых рабочих мест, в этом году будет создано 332 тыс. новых рабочих мест, отметил в своем выступлении министр труда и социальной защиты населения Бердыбек Сапарбаев.

Как известно, с целью комплексного охвата занятостью, трудоустройства в Казахстане в апреле 2018 года был подписан Закон РК о создании государственного интернет-ресурса "Биржа труда", в качестве электронного информационного ресурса, содержащего единую информационную базу рынка труда. "Биржа труда" – рыночный институт, оказывающий посреднические услуги на рынке труда организациям (работодателям), осуществляющим наем работников и лицам, ищущим работу. Свою работу в Казахстане "Биржа труда" начала с 1 января 2018 года, посредством нее систематизируется и упорядочивается поиск и наем рабочей силы. На сегодня биржа труда охватывает семь интернет-сайтов и 54 частных агентства по трудоустройству.

Как сообщил министр труда и социальной защиты населения РК, в этом году через биржу труда было трудоустроено всего 386 тыс. человек и на сегодня около 50 тыс. вакансий, что по всей видимости означает нехватку трудовых ресурсов по той или иной специальности. В этом аспекте актуальны слова Елбасы: "Мы ставили задачу в этих шагах (План нации. 100 конкретных шагов) провести трансформацию высших учебных заведений, оптимизировав их с учетом международных стандартов. Однако уменьшения не произошло. Вопрос не в количестве (вузов), а кого выпускают. Кому нужны эти специалисты? Мы наплодили столько экономистов и юристов, которые сейчас ходят и не могут найти работу". 

Для решения данного вопроса, как известно, внедрена Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов. По словам министра труда и соцзащиты населения Бердыбека Сапарбаева, трудовые ресурсы планируются на трех уровнях: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде. Это обстоятельство следовало бы использовать при подготовке государственного заказа на молодых специалистов, при распределении грантов на соответствующие специальности, чтобы каждый выпускник после студенческой скамьи смог трудоустроиться именно по своей специальности, согласно расчетам системы прогнозирования и чтобы каждый выделенный грант "вернулся" в экономику страны. Однако практика показывает, что отсутствие опыта по специальности у молодого специалиста является основным фактором, препятствующим при трудоустройстве на работу по специальности. Немаловажным является и известный факт несоответствия подготовленного молодого специалиста в стенах вузов требованиям современного работодателя. Дуальное обучение, которое внедряется в ряде вузов способно решить отчасти эту проблему. Для ее решения необходим государственный механизм закрепления молодых специалистов на рабочих местах. Целесообразным представляется разработать Государственную комплексную программу трудоустройства и закрепления на рабочих местах молодых специалистов по специальности, в первую очередь тех, кто обучился по государственному образовательному заказу в вузах иТиПО. Программа должна включать в себя экономические стимулирующие меры для работодателя, оказываемые ему со стороны государства. В программе должны быть проработаны вопросы гарантированного предоставления первого рабочего места от предприятий, а также должны быть учтены потребности в кадрах согласно расчетам Национальной системы прогнозирования. Такой подход со стороны государства смог бы исключить появление невостребованных кадров, о котором и говорит Елбасы, а также способствовал бы реальному росту экономики за счет возврата грантов в экономику страны.

Также одним из путей выхода из проблемы нетрудоустроенности выпускников вузов можно было определить разработку механизмов персональной ответственности руководителей, вузов за трудоустройство выпускников по специальности не менее 85% от общего числа. Через систему ЕНПФ можно было бы все это проследить, то есть цифровая прозрачность должна быть. В противном случае ставить вопрос о лишении их лицензии.

Только работая тесно с Правительством и партией Nur Otan – партией которая формирует основной состав Правительства и Парламента – мы сможем достичь поставленных целей, которые поставил Елбасы. В этом аспекте, по мнению Елбасы, предвыборная программа партии, победившей на парламентских выборах, а это партия Nur Otan должна ложиться в основу пятилетней деятельности Правительства. Сейчас как никогда необходимо сплотить усилия, как Правительству, так и партии в целях реализации поставленных задач. Без этого достичь больших задач невозможно, а задачи действительно большие, реализовать которые можно лишь, объединив усилия.

Гулден Жоламанова – кандидат политических наук, консультант Института Общественной политики партии Nur Otan.

Новости партнеров
×