Иждивенчество – не их стиль
Встретиться с председателем Национального Дельфийского комитета Куралай Туспековой и ее командой оказалось непросто. То они уезжали на гастроли по стране, то поехали в Коргалжынский район Акмолинской области заниматься проблемами особенных детей . Наконец, в назначенный день в гостиную нашей газеты пришли Куралай Туспекова, режиссер-постановщик Бахытжан Тажинов и артисты Театра особенного актера – Мейрам Абраев, Айдана Кырыкбай, Валерия Хан и ее отец Леонид. Они вместе воплощают в жизнь проект – Театр особенного актера, это единственный театр в нашей стране, в котором неслышащие и слабовидящие актеры играют на сцене, причем не хуже профессиональных артистов. Смело ломая стереотипы, коллектив поставил три спектакля и мюзикл, которые удивляют взрослых.
Куралай Туспекова: – Если издалека начать разговор, то в рамках дельфийских игр (это соревнования творческой молодежи) всегда была представлена инклюзия с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нарушением зрения. У ребят с нарушением слуха возможности представлять свое творчество не было. С коллегами по цеху долго работали, собирали аналитический материал и международный опыт, потом решили запустить две номинации – это жестовое исполнение песни и хореография. Проблем в работе с творческими ребятами с нарушением здоровья достаточно. Один из выходов – трудоустройство этих детей и, конечно, продолжение их творческого развития.
Поэтому мы предложили создание театра особенных актеров. Неинклюзивные театры есть в нашей стране, но там на одной площадке работают обычные дети и дети с нарушением здоровья. В театре особенного актера каждый актер имеет определенные нарушения со стороны здоровья. Три года мечтали, и в этом году мы стали обладателями госгранта поддержки гражданских инициатив. Когда объявили грантовое финансирование, мы сразу подали свою заявку и она была признана экспертным сообществом.
Сегодня театр особенного актера работает, в нем 75 ребят имеют возможность творчески развиваться. Сформирована театральная труппа. Большая часть артистов с нарушением слуха и, кстати, многие – лауреаты парадельфийских игр в наших номинациях. Есть и ребята с другими нарушениями здоровья, в труппе – девочка с синдромом Дауна.
ЛИТЕР: – Спектакль «Мы с тобой одной крови» имел успех. Расскажите об этой постановке?
Куралай Туспекова: – Со спектаклем «Мы с тобой одной крови» объездили семь регионов нашей страны. Это полноценная социальная драма идет 70 минут. В постановке много хореографии и жестовых диалогов. Хорошая драматическая работа ребят. Мы приглашали профессионалов, чтобы они поработали с ребятами и помогли им прописать свои образы. В Нур-Султане открыли театральную лабораторию для отработки наших театральных компетенций, мы проводим мастер-классы для особенных детей. Главная проблема после окончания коррекционных школ – дети не имеют возможности заниматься творчеством, 90% из них становятся или швеями, или сапожниками. Эта проблема существует повсеместно, то есть творческие ребята не имеют возможности развиваться.
ЛИТЕР: – Образовательных программ для таких детей в творческих вузах разве не существует?
Куралай Туспекова: – Есть квоты в определенных учебных заведениях, куда принимают ребят с нарушением здоровья. К примеру, двое парадельфийцев обучаются в Северо-Казахстанском колледже искусств на хореографическом отделении. Один – на втором, второй – на 1 курсе. Оба тотально глухие с рождения. Их обучение – адский, титанический труд, во-первых, педагога, во-вторых, самих ребят. Методика обучения разная для особенных детей. Ребята с нарушением слуха воспринимают информацию через визуальную подачу, в данном случае показать можно, а теоретический материал подать тяжеловато. У детей, у которых нарушения зрения, – другая ситуация. Они хорошо воспринимают внешний мир именно на слух, но если ребенок давно не видит, то проблема будет с организацией пространства. Нам приходится работать опытным путем. У нас есть опыт проведения парадельфийских игр, а также опыт каждого члена нашей команды, к примеру, Бахытжана Тажинова, у которого огромный опыт работы с неслышащими детьми. Мы собираем по крупицам всех, кто имеет такой опыт. Приглашаем экспертов. Это разрозненный опыт, но мы пытаемся выложить все свои исследования в определенную методологию. Работаем с детьми со всех регионов.
ЛИТЕР. – Театр особенного актера – это замечательный проект, не станет ли он просто акцией? Было бы здорово, если бы ребята остались в проекте и стали зарабатывать деньги.
Куралай Туспекова: – Больной вопрос вы подняли. В перспективе после завершения грантового финансирования думаем выходить на самоокупаемость. Закончится грант в конце года, честно говоря, дальше вопрос остается открытым, риторическим. Мы – общественное объединение и денег больших нет. Мы готовы выводить наших ребят в конкурентную среду. Мы готовим их уже сейчас к этому. Наши гастроли показали, что зритель приходит к нам. Помимо нашего зрителя, имею ввиду неслышащих или с другими нарушениями здоровья, приходят обычные люди. У нас аншлаги. В регионах мы даем хорошее информационное сопровождение. Продажей билетов мы можем решить какие-то операционные расходы. Мы не иждивенцы. Мы можем и хотим работать. А дальнейшее развитие театра требует в любом случае поддержки государства. Нужна поддержка в обучении ребят, чтобы они стали профессиональными актерами, а для этого нужны госгранты. Необходима поддержка в данном направлении. Акиматы от нас отмахиваются, говорят, сколько вам нужно денег. Я всегда говорю: «Мы не просим денег на какие-то операционные расходы. Дайте равные возможности детям в обучении. Дайте возможность гастролировать. Гастролируют различные профессиональные коллективы, почему у нас нет такой возможности? Нам же есть, что показать».
ЛИТЕР: – Вы можете сами обслуживать театр и зарабатывать?
Куралай Туспекова: – Да, со всем мы можем справиться. Есть ребята, которые хотят изготавливать сувенирную продукцию, готовы даже шить костюмы, делать декорации, работать билетерами и заниматься рекламой театра. Это ведь тоже один из элементов заработка. Что мы не потянем, так это расходы по аренде помещения. Все остальное – мы можем.
ЛИТЕР: – Расскажите о вашем мюзикле «По ту сторону туч»?
Куралай Туспекова: – Мюзикл мы сделали за 3 недели. Это большой труд наших педагогов и желание наших ребят. Ребята, занятые в этом мюзикле, никогда не были на сцене, но, тем не менее, они исполняют главные роли. Вчера произошла сдача мюзикла. Принимал худсовет. Бахытжан со всем его колоссальным опытом и любовью к детям это сделал. Команда, состоящая из педагога по жестовому языку и педагога актерского мастерства, плюс коллеги из театра «Жастар», и вот мюзикл готов. 12 ноября мы его представим. Премьера запланирована в Шымкенте. В мюзикле мы обнажили все проблемы, существующие в обществе, а точнее – взаимодействие ребят с особенностями с социумом. Наш театр нужен не только детям (он, безусловно, необходим им для развития), но в первую очередь нужен нашему обществу. Знаете, какими люди выходят со спектаклей? Они выходят просто в прострации, в течение часа не могут говорить, а потом говорят и говорят, что у нас вообще нет проблем, у нас есть руки, ноги, мы слышим и видим – это большое счастье, а страдаем какой-то непонятной ерундой. Ребята заставляют нас задуматься. Такой эффект.