Сотни миллиардов тенге нужны газовикам на юге Казахстана для ремонта сетей
Газовая система страны устарела на десятки лет и не может гарантировать безопасность и надежность, а уж тем более обеспечить высокие темпы газификации. Таков предварительный диагноз специалистов газовиков.
Например, компрессорная станция подземного газохранилища «Полторацкое», что в Сарыагашском районе Туркестанской области, - один из самых старых объектов Южной газотранспортной системы. Была построена в 60-х годах прошлого века. Сейчас все 10 агрегатов остановлены и проходят сезонную профилактику и ремонт. Оборудование настолько старое, что на некоторых аппаратах невозможно отыскать дату производства.
При этом данное ментальное и физическое старье обязано не просто в сезон с мая по октябрь закачать в подземные хранилища 350 млн кубометров газа, но и сделать это безопасно для работников и местных жителей. Заменить запчасти невозможно, их больше не выпускают - делают только по спецзаказу за бешеные деньги, говорит ветеран отрасли Пулат Кунанбаев. Он признается, что по-хорошему все надо снести и построить цех заново, но денег не хватает.
«В 2000 году когда «КазТрансГаз» зашел в нашу область, многие поселки региона были без газа. К примеру, по Жетысайскому району, который в советское время был полностью газифицирован, к 2000 году с газом остался только сам райцентр - город Жетысай, а все поселки были отключены. Это произошло из-за того, что все магистральные и распределительные сети были изношены. Сегодня эта проблема тоже есть, потому что газопроводы и оборудование на них эксплуатируются более 50 лет, и требуют и ремонта, и замены. Оборудование не только устаревшее, но не может пройти ремонт из-за отсутствия запасных частей, которые на сегодня не выпускаются»,- поясняет член Республиканского совета ветеранов газотранспортной отрасли Пулат Кунанбаев.
Даже в период пандемии таможенный пост «Казыгурт» на границе с Узбекистаном заполнен фурами и людьми, желающими пересечь границу пешим ходом. Вокруг масса обменников и маленьких магазинчиков, люди суетятся и спешат, и никто не обращает внимания на желтый знак «Газ», который свидетельствует, что прямо под ними фактически пороховая бочка - проложен газопровод высокого давления диаметром, между прочим, 700 миллиметров.
Вторая нить еще большего объема - в метр в диаметре - проходит прямо по нейтральной территории между двумя государствами. Через нее сутками проезжают машины и проходят люди. А проверить состояние газопровода у газовиков не было возможности десятки лет, с момента незаконной постройки погранично поста. Теперь, поясняет первый заместитель директора Управления магистральных газопроводов «Шымкент» АО «Интергаз Центральная Азия» Абай Байкулов, остается только построить новую линию в обход, а это огромные затраты. На сегодня выявлено около 200 фактов захвата земель в охранных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний от объектов МГ.
«Когда газопровод строится, мы обязаны каждые пять лет проводить на нем диагностику. Срок эксплуатации половины наших основных газопроводов превысил 50 лет, но они еще ни разу не проходили диагностику. Как раз участок под таможенным постом «Казыгурт» не диагностирован. Мы не знаем, какие там дефекты есть, что там нужно менять. Мы знаем проблемные места. Чтобы устранить все дефекты и продиагностировать все газопроводы, построить новые маршруты, модернизировать все ГРС, нам требуются сотни миллиардов тенге, и это только по нашему филиалу. И тут без поддержки Правительства нам не обойтись», - уверяет первый заместитель директора УМГ«Шымкент» АО «Интергаз Центральная Азия» Абай Байкулов.
СПРАВКА: УМГ «Шымкент» обслуживает более 2 500 километров магистральных газопроводов (газопроводы Бухарский газоносный район - Бишкек - Ташкент - Алматы, Газли - Шымкент, Казахстан - Китай (три нитки) и Бейнеу - Бозой -Шымент), 21 газоперекачивающий агрегат, 29 газораспределительных станций по Шымкенту и Туркестанской области.
По Казахстану «Интергаз Центральная Азия» эксплуатирует свыше 20 тысяч магистральных газопроводов.
Прирост потребления газа увеличивается на 10% ежегодно, то есть нагрузка на старые сети растет не пропорционально их возможностям и состоянию. Стоить отметить, что на «газовой трубе» Шымкента и Туркестанской области сидят также Жамбылская и Алматинская, которые также активно газифицируются в последние годы. А значит, надежное ее функционирование влияет на внутреннюю энергетическую безопасность сразу нескольких регионов и в целом всей страны.