Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

В будущее – без барьеров

10.04.2021, 08:50
В будущее – без барьеров

Независимый Казахстан уже на протяжении 30 лет идет по пути социальной модернизации, определенной в программных документах стратегического развития страны. Ее цель и смысл Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев определил как подготовку общества «к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утверждение социальных отношений, основанных на принципах права и справедливости». В связи с этим одним из приоритетов социальной политики государства становится формирование в стране работающего инклюзивного общества.

Инклюзия на деле

Первый Президент страны – Елбасы Нурсултан Назарбаев в течение всего периода независимости Казахстана уделял особое внимание поддержке молодежи и ее образованию. К моменту обретения независимости в Казах­стане отсутствовала институциональная поддержка специального образования. Впервые новый тип организации – Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики – был создан в 1992 году в Алматы. Центр занимается научно-методическим обеспечением специального и инклюзивного образования и был первой организацией, которая ввела термин «инклюзивное образование». Реализация принципов инклюзии постепенно началась, наша страна стала первым государством на постсоветском пространстве, которое приняло закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями. Позже, в декабре 2008 года, Казахстан присоединился к Конвенции «О правах ребенка» и принял обязательства по обеспечению прав инвалидов. Активное продвижение инклюзивного образования началось в 2011 году с принятием Госпрограммы развития образования РК на 2011-2020 годы. Тогда стали соз­даваться условия безбарьерного доступа к качественному обучению детей с особыми образовательными потребностями (ООП), и уже в 2016 году

92 065 детей с ООП от 6 до 18 лет было охвачено инклюзивным образованием в школах.

Закономерно, что инклюзия как социальная практика начинается с реформ в сфере образования, призванного обеспечивать возможности для личностного развития, профессиональной и личностной реализации. Эксперты признают, что в плане внедрения инклюзивности в общеобразовательную систему Казахстан опережает другие центральноазиатские страны. В отечественном образовании на сегодня сложились и активно развиваются собственные инклюзивные практики, характеризующие общие социальные тенденции в республике. И уже сегодня во многих областях созданы инклюзивные классы, проводится адаптация школ для безбарьерного доступа к ним людей с инвалидностью. Эффект от совместного обучения обычных детей и ребят с особенностями развития уже доказан практикой других стран.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 139 887 лиц с особыми образовательными потребностями. Среди них 37 970 – дошкольники,  95 497 – учащиеся средних общеобразовательных учреждений, 2 900 – это те, кто получает техническое и профессиональное образование, и 3 520 человек обучается в высших учебных заведениях. Среди мер государственной поддержки, оказываемых гражданам с особыми образовательными потребностями, – льготная очередь в детсады, бесплатное питание, выбор формы обучения, студентам-инвалидам по зрению и инвалидам по слуху – повышенная стипендия в размере 29 328 тенге, выделение не менее 1% квоты для инвалидов при распределении грантов и бесплатные места в общежитиях. Что касается создания безбарьерной среды, то к 2025 году планируется довести долю образовательных учреждений, подготовленных к приему лиц с ограниченными возможностями, до высоких показателей: дошкольные образовательные учреждения – 70%, школы – 100%, колледжи – 100% и вузы – также до 100%.

С заботой о детях

Поддержка инклюзивного образования в Казахстане выражается в разработке ряда социальных программ и инициатив. В 2000 году Первый Президент Нурсултан Назарбаев принял решение создать Фонд, деятельность которого строится на принципах профессионального управления и системности всех социальных проектов, включая широкий спектр мероприятий для развития инклюзивного общества. Одно из направлений Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, которое отвечает за развитие инклюзивного общества, называется «Қамқорлық» («Забота»). Реализация данной инициативы началась в 2020 году.

Руководитель инициативы – Динара Закиева – сообщила, что на первом этапе было принято решение открыть восемь реабилитационных центров и 16 кабинетов поддержки инклюзивного образования (КПИ). Открытие таких КПИ не только дало возможность детям с особыми потребностями, находящимся на домашнем обучении, включиться в учебный процесс в общеобразовательной школе вместе со сверстниками в благоприятной для них среде, но и развивает инклюзивное образование в регионах и прививает культуру инклюзии.

На сегодняшний день восемь реабилитационных центров на базе больниц и поликлиник в регионах с наибольшей потребностью уже открыто и работает. Их работа заключается в оказании бесплатной комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам с врожденными пороками развития, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы стационарно, то есть дети из других регионов смогут проживать в больнице весь период реабилитации. Для местных детей помощь оказывается амбулаторно – они могут ежедневно в течение 21 дня приходить на процедуры и занятия с родителями. Каждый центр принимает 600 детей в год. Реабилитационные центры открыты в Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Туркестанской областях и в столице. Выбор регионов обоснован тем, что в шести из них нет ни одного реабилитационного центра, а в Туркестанской и Жамбылской областях – наибольшее количество детей с особенностями в развитии. В каждый центр в среднем было закуплено 93 позиции самого необходимого, базового и уникального оборудования как местного производства, так и зарубежного (США, Италия, Германия, Австрия, Россия, Польша).

Стоит отметить, что к концу 2020 года в Туркестанской области был открыт первый Центр раннего вмешательства (катамнестический кабинет), что стало прорывом для профилактики и снижения инвалидизации, а также примером ранней реабилитации.

Вместе с открытием этих центров в течение года в этих же регионах открылось 16 кабинетов поддержки инклюзии. Их работа заключается в оказании специализированной медицинской, педагогической и социальной помощи детям раннего возраста, имеющим особые образовательные потребности или риск их возникновения. Такие кабинеты расширяют основу для поддержки детей с ограниченными возможностями и их семей. Например, в Уральске, где лечат детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, врожденными пороками развития, больных ДЦП, подготовлены специальные кабинеты с тренажерами и роботизированной техникой. Если раньше приходилось ждать квоту по 2-3 года, чтобы попасть в цент­ры Алматы и Нур-Султана, то теперь ежегодно 600 детей могут проходить реабилитацию у себя в Уральске.

14 декабря 2020 года Елбасы Нурсултан Назарбаев, выступая на Форуме «Тәуелсіздік жолын жалғастырар ұрпақ» инициатив «Ел Үміті» и «Қамқорлық», отметил, что модель центров «Қамкорлық» – это пример развития реабилитации в шаговой доступности для населения.

В рамках второго этапа инициативы Елбасы «Қамкорлық» в этом году планируется открыть еще семь центров реабилитации. Так, за счет реализации двух этапов инициативы доступность к реабилитации для детей с особыми потребностями увеличится на целых 40%. Благодаря им детям не придется ждать в огромной очереди и ехать за реабилитацией за сотни километров от своего родного города – это большая радость и облегчение для родителей.

Здоровый дух – здоровое будущее

Одним из наиболее успешных проектов инициативы «Қамкорлық» является инклюзивный фестиваль мастер-классов «Аман келешек» («Здоровое будущее»), благодаря которому школьники получают навыки в спорте и творчестве. Фестиваль проводится с 2014 года. Это самое яркое и масштабное детское мероприятие Фонда. Его особенностью стало участие детей из коррекционных школ-интернатов, детских домов, а также специализированных и общеобразовательных школ. Программа мероприятия начинается с торжественного парада спортсменов, черлидеров, гимнастов и танцоров, представляющих зрителям грандиозное шоу. Каждый год на Фестивале проходят профориентационные площадки по робототехнике, волейболу, шахматам, астрономии, стрит-дансу, боевым и цирковым искусствам, граффити, киносъемке и другим направлениям. «Аман Келешек» поддерживают известные казахстанские спортсмены и чемпионы Олимпиад, популярные артисты, а также предприниматели и общественные деятели. Стоит отметить, что проект «Аман келешек» не имеет аналогов в СНГ и ежегодно в нем принимает участие около четырех тысяч детей.

В этом году из-за вмешательства пандемии Фондом Нурсултана Назарбаева в программу внесены коррективы. Впервые инклюзивный фестиваль состоялся в онлайн-формате. Нынешний дистанционный формат «Аман келешек» позволил на одной площадке собрать больше десяти тысяч юных казахстанцев, участвующих в программе Фонда по содействию в развитии инклюзивного общества. Каждый мог выбрать мастер-класс по интересам. По программированию – «Шкоды кодят», дизайну – «Задизайнено», копирайтингу – «Сила слова», анимации – «Уник-ум», мобильной видеосъемке – «Снимай, как Тарантино», фотосъемке – «Яркая фотография», лидерству – «Поколение Z», публичным выступлениям – «Выступай легко».

Стоит отметить, что в преддверии мероприятия для педагогов и родителей состоялся онлайн-воркшоп «Развитие инклюзивного образования – путь к инклюзивному обществу». Эксперты из Казахстана, России и США обсудили важность инклюзивного образования и его значение для формирования здоровой личности. Участники воркшопа узнали, как построено инклюзивное образование в разных странах, получили инструменты для работы с родителями в инклюзивном классе, обогатились новым опытом по организации качественного и доступного образовательного процесса для всех учащихся школьного и старшего возраста.

Все начинается с идеи

Фонд Первого Президента РК – Елбасы объединил под своей эгидой почти пять тысяч неправительственных организаций и поддержал более двухсот социальных проектов, которые выступают в качестве поддержки инклюзивного образования в Казахстане. Самые важные из них были реализованы в рамках Ярмарки социальных идей и проектов.

Ярмарки проводятся с 2005 года. Это выставка и презентация идей некоммерческих организаций, среди которых выбирается топ лучших проектов. Число победителей и размеры финансирования на реализацию проекта определяются конкурсной комиссией индивидуально, в зависимости от особенностей проекта. Ярмарка также является образовательной площадкой для представителей НПО и социальных предпринимателей. Ее участники посещают уникальные мастер-классы, тренинги, лекции и получают практические рекомендации по реализации своих идей. Каждый год определяется актуальная тематика и номинации Ярмарки в сфере образования, здравоохранения, а также поддержки социально не защищенных групп.

Что очень важно, проекты и идеи находят практическую реализацию. Например, на ярмарке в 2008 году в городе Атырау представили проект центра инвалидов «Өмір-Ева-Live». Сегодня в центре функционируют специализированные кружки драматерапии, изотерапии, глинотерапии, музыкальной терапии и прикладного творчества – бисер, войлок и лоскутное шитье-пэчворк. В центре творчества занимаются дети-инвалиды, юноши и девушки в возрасте от 5 до 16 лет, которые воспитываются на дому. Это первый подобный центр в регионе.

Или другой пример – на ярмарке в 2016 году общественное объединение «Молодежный центр «Гуонлён» из села Жалпактобе Жамбылской области представил проект творческого детского дома для сельских детей с инвалидностью. Благодаря ему сотни сельских детей с ограниченными физическими возможностями смогли социализироваться и интегрироваться в обществе, получить образование. Деятельность «Дома детского творчества» направлена на арт-терапию, обучение прикладному искусству, вокалу и танцам, организацию психологических тренингов общения, компьютерной грамотности. Дети посещают кружки два раза в неделю в сопровождении психолога.

Инклюзивное образование сегодня создает условия для формирования полноценного инклюзивного общества, его духовно-нравственной атмосферы и демократических ценностей. Оно оказывается наиболее целесообразным и с экономической точки зрения, обеспечивая участие всех граждан в деятельности на благо общества.

Амина АХМЕТОВА, Нур-Султан

Новости партнеров
×