Стала ли медицинская помощь доступной в Казахстане?
В 2020 году в Казахстане был принят новый кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». В документе прописаны основные цели, задачи и принципы отечественного здравоохранения, в том числе доступность и качество медицинской помощи. Депутат Мажилиса Парламента, член фракции партии Nur Otan Лариса Павловец рассказала Liter.kz реализовано ли право всех граждан страны на охрану здоровья, включая доступную и качественную медицинскую помощь для сохранения и укрепления здоровья населения Республики Казахстан.
- Лариса Павловна, что понимается под словами «доступность и качество медицинской помощи»?
- В сентябре 1988 года на 40-й Всемирной Медицинской Ассамблее, которая проходила в городе Вена (Австрия) было принято Заявление «О доступности медицинской помощи». Это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.
Она обусловлена рядом факторов. В их числе: сбалансированностью возможностей государства и медицинских ресурсов страны, наличием и уровнем квалификации медицинских кадров, адекватным финансированием отрасли, доступностью транспорта, возможностью свободного выбора специалистов и учреждений, а также уровнем общественного образования в области профилактики, распределения медицинских технологий на территориях и в целом качеством медицинской помощи.
К характеристикам качества медицинской помощи относятся: профессиональная компетентность, доступность, результативность, межличностные взаимоотношения, эффективность, непрерывность, безопасность и удобство. Однако, данные характеристики в большинстве своем не зависят от системы здравоохранения и не подлежат квалиметрии, то есть разработке количественных показателей, характеризующих их состояние.
Доступность медицинской помощи - одна из важнейших социальных задач государства. Она особенно актуальна для Казахстана - страны с огромной территорией и большим количеством малонаселенных пунктов. Причем понятие «доступная медицина» в нынешних условиях не ограничивается наличием медучреждения в относительной территориальной близости, но означает возможность получения всеми гражданами страны, вне зависимости от места их проживания, своевременной медицинской помощи на уровне самых современных медицинских технологий.
- Что было сделано в Казахстане для того, чтобы обеспечить население доступной и качественной медицинской помощью?
- После провозглашения Независимости в Казахстане начались реформы в том числе и в системе здравоохранения. Пришло понимание, что, благополучие государства в целом зависит от благополучия каждого его гражданина. Поэтому, забота государства о сохранении здоровья своих граждан является одной из первоочередных его обязанностей. Реализовать все задачи по охране здоровья народа призвана государственная система здравоохранения республики.
Для решения этой задачи Министерство здравоохранения страны предпринимало значительные усилия, направленные на охрану здоровья населения путем принятия и реализации комплексных Государственных программ.
Таких программ за прошедшие годы было несколько. Они реализовывались поэтапно, каждые пять лет. Первая - «Программа развития здравоохранения на 2011-2015годы «Саламатты Қазақстан». Она была направлена на оптимизацию стационарной помощи. В ней был сделан акцент на первичную медико-санитарную помощь. В ее рамках решались вопросы обеспечения равного доступа к медицинской помощи. Для этого были пересмотрены нормативно-правовые акты в части четкого разграничения функций, полномочий и финансирования ПМСП и специализированной помощи, внедрен дополнительный компонент к тарифу с учетом оценки результатов деятельности организаций ПМСП и модели частичного фондодержания. Разработаны также были механизмы перераспределения финансовых потоков в сторону сокращения расходов на стационарную помощь и увеличения расходов на службу ПМСП и профилактику заболеваний. Параллельно совершенствовались механизмы повышения мотивации медицинского персонала и делегирование части полномочий от врача к медицинским сестрам, увеличение количества врачей общей практики от общего числа врачей ПМСП.
Вторая программа «Денсаулық» реализовывалась в период с 2016 по 2020 годы. В ней главной задачей являлось обеспечение доступности и всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами на основе интегрированной системы здравоохранения.
Также была разработана и утверждена программа строительства 100 школ и 100 больниц, где в соответствии со сформированным Перечнем объектов здравоохранения осуществлялось строительство 99 организаций здравоохранения местного и 4 - республиканского значения в 2007-2011 годы.
Сегодня система здравоохранения Республики Казахстан представляет собой значительную отрасль социальной сферы, насчитывающую тысячи медицинских учреждений, тысячи врачей всех специальностей и медицинского персонала.
Так, в государственных медучреждениях получают лечение 72,4% населения. Только 3,9% населения получают лечение в частных организациях здравоохранения. Услугами поликлиник пользуются 47,6% населения, 2,9% - услугами специализированных больниц, в городской местности соответственно - 57,2% и 5,1%, в сельской - 29,2% и 3,9%.
Чем выше уровень развития и организации общества, тем выше доступность медицинской помощи. В целом, доступность зависит от возможностей страны: в развивающихся странах – от уровня среднего специального персонала до уровня первой врачебной помощи, в более развитых странах – на уровне врача общей практики и специализированной медицинской помощи.
- Столичные клиники работают в условиях высокой нагрузки. Для решения данной проблемы с 2018 года в Нур-Султане реализуется проект «Доктор у дома». Как вы думаете, удалось ли столичным властям повысить доступность медицинских услуг в рамках реализации проекта «Доктор у дома»?
- Да, вы правы насчет высокой нагрузки. Она обусловлена тем, что в столице отмечается один из самых высоких уровней рождаемости по стране. Здесь в среднем в сутки на свет появляется более 80 детей. В год в столице рождается более 30 тысяч детей. Ежегодно проводятся более 100 тысяч операций, зафиксировано более 4,5 млн посещений пациентов. Каждый пятый пациент, который лечится в Нур-Султане, является иногородним.
Для повышения физической доступности врачей во второй половине прошлого года в поликлиниках города к имеющимся 550 участкам дополнительно открыли еще 105. Это позволило значительно снизить нагрузку на участковых врачей. Ведь если ранее нагрузка составляла 2500 - 3000 человек на одного врача, что влияло и на качество обслуживания пациентов, то сейчас в среднем на одного врача общей практики приходится не более 1700 человек. Это соответствует нормативам стран ОЭСР.
Сегодня можно сказать, что проект «Доктор у дома» реализовался. Улучшено качество медицинской помощи за счет повышения доступности услуг здравоохранения для населения. Это позволило также сэкономить бюджетные средства и время самих пациентов. Ведь проект предполагает открытие сети компактных врачебных амбулаторий, расположенных в 20-минутной шаговой доступности для жителей - на первых этажах жилых домов или в имеющихся помещениях, переделанных под поликлиники. К тому же для реализации проекта «Доктор у дома» не требуется отведение отдельного земельного участка, бюджетных затрат на строительство и оснащение клиники.
Открытие амбулаторий осуществляется за счет частных инвестиций. Финансовая модель проста – государство гарантирует прикрепление населения, а соответственно и подушевое финансирование, в свою очередь частник инвестирует в строительство и оснащение поликлиники согласно требованиям, утвержденным в концепции. Таким образом поощряется развитие частного предпринимательства и создаются новые рабочие места в отрасли.
Проекты реализуются, как правило, через инструменты государственно-частного партнерства, то есть город предоставляет помещение площадью 150-200 кв. м. и обеспечивает подушевое финансирование, а частный бизнес оборудует клиникиза своей счет.
Если в 2018 году было открыто 8 подобных амбулаторий, 2019 году - 12, то в 2020 году - 10 с общим охватом порядка 50 тысяч человек. В центрах работают врачи общей практики, терапевт, педиатр. В каждом кабинете имеется определенное направление по лечению каждого пациента. В него входят: прием, консультация специалистов при возникновении жалоб, профосмотры, скрининги, патронаж детей, ведение беременности и динамическое наблюдение врачом ПМСП при основных хронических и социально-значимых заболеваниях.
В планах властей до 2023 года открыть еще 51 врачебную амбулаторию.
Только в 2018 году проект «Доктор у дома» позволил сэкономить около 8 млрд. тенге бюджетных средств, а до 2023 года экономия бюджета составит более 15 млрд. тенге.
Сегодня один такой пункт может обслужить около 17 тыс. человек. Из них 4800 – это дети. Для сравнения - обычно при прикреплении населения к одной из столичных поликлиник количество пациентов возрастает от 30000 человек и выше.
- Как будет обеспечиваться доступность медицинских услуг в отдаленных населенных пунктах?
- По данным Минздрава, доступность медицинских услуг для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях, будет обеспечена посредством использования ресурсов дистанционной медицины и транспортной медицины (медицинских поездов, передвижных медицинских комплексов, медицинской авиации).
Планируется также расширить сеть районных подстанций скорой медицинской помощи для своевременного оказания больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, а также доставки пациентов в медицинские организации в кратчайшие сроки для оказания специализированной медицинской помощи.
Дополнительно, будут созданы условия для открытия частных индивидуальных и групповых семейных врачебных практик (семейных врачебных амбулаторий), приближенных к местам проживания граждан. За счет средств местных исполнительных органов и привлечения частных инвестиций планируется открыть не менее 500 объектов первичной медико-санитарной помощи.
- Какие реформы в отрасли будут проведены до 2025 года для создания доступной и эффективной модели здравоохранения?
- На сегодня одним из пунктов Предвыборной программы партии Nur Otan «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» является обеспечение всех опорных и спутниковых населенных пунктов фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями. По ним уже начата следующая работа. Так, из 137 ранее запланированных объектов – 69 это опорные и спутниковые села с потенциалом развития, в которых вообще отсутствуют медицинские объекты, 68 – это села с убывающим населением, в которых имеется потребность в обновлении действующих объектов амбулаторно-поликлинической помощи.
По итогам мониторинга в восьми регионах определены 69 опорных и спутниковых сельских населенных пунктов с потенциалом развития, в которых поэтапно до 2023 года запланировано строительство и открытие объектов первичной медико-санитарной помощи, в том числе 50 многопрофильных поликлиник, 12 фельдшерско-акушерских пункта и семь врачебных амбулаторий в Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.
В этом году планируется ввести в эксплуатацию 12 объектов здравоохранения в Алматинской области. Расходы на строительство 57 объектов планируется предусмотреть из республиканского бюджета в рамках программы «Ауыл – Елбесiгi» при уточнении и формировании проекта бюджета на 2021-2023 годы. Также ведется строительство пяти врачебных амбулаторий, одного медицинского пункта и одного фельдерско-акушерского пункта.
В целом, пандемия коронавируса сформировала «новую реальность», кардинально изменив базовый сценарий развития Казахстана. Принципиально изменился и взгляд на то, какой должна быть система здравоохранения, как оценивается ее доступность и эффективность.
В рамках реализации Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года планируется отойти от традиционной системы здравоохранения к пациенто-центричной медицине, ориентированной на улучшение показателей здоровья граждан; от неравенства в качестве медицинского обслуживания между городскими и сельскими населенными пунктами к повсеместному оказанию качественных медицинских услуг.