Табак – за «ширму». Как в Казахстане и мире борются с курением
Две противоборствующие стороны приводят весомые аргументы за и против потребления табачных изделий. Многие страны борются с потреблением табака, они запрещают егр рекламу, снимают социальные видео и ограничивают продажу на законодательном уровне. Сейчас в Казахстане Мажилис Парламента рассматривает свод поправок в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» о запрете выкладки табачных изделий.
Витрины с табачными изделиями в магазинах способствуют социальной приемлемости курения и используются табачными компаниями как канал воздействия на покупателей. Яркий дизайн витрин с табачными изделиями, освещение, форма и цветовая гамма – тщательно продумываются, чтобы привлечь внимание покупателей. Витрины, занимающие почти всю площадь стены позади касс, обеспечивают табачной продукции наибольшую видимость. В связи с этим Министерство здравоохранения внесло поправки в Кодекс о запрете выкладки, что не понравилось табачной индустрии. Минздрав поддержала Национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма», и они решительно намерены бороться с рекламой табака.
18 декабря депутаты внесли поправку, которая блокирует запрет выкладки. Депутат Мажилиса Кенес Абсатиров пояснил, что НПП РК «Атамекен» не поддерживает полный запрет выкладки и вместо запрета должны быть созданы другие подходы по ее регулированию.
"Запрещается продажа табачных изделий, в том числе табака для кальяна, кальянной смеси, систем для потребления табака, электронных систем курения и жидкостей для них, если в местах, где продаются табачные изделия, осуществляется подсветка торговых полок и размещаются какие-либо фото, изображающие табачные изделия", – сказал Кенес Абсатиров.
Минздрав поддерживает полный запрет выкладки, потому что открытый показ табачных изделий стимулирует импульсивные покупки и увеличивает объемы продаж на 28%. Опыт 30 стран показал, что даже частичные запреты снизили потребление табачных изделий на 13,6%, а полный запрет – на 23,5%.
Во время проведения независимого исследования в пяти крупных городах Казахстана в 2018 году среди 325-ти торговых точек продаж табачных изделий коалицией было обнаружено, что почти все места продаж были оборудованы витринами со шторками.
Почти 42% магазинов выкладывают сигареты на уровне глаз ребенка (около метра), 70,5% магазинов продают ароматизированные сигареты с различными вкусовыми добавками. Более того, размещение сигарет рядом со сладостями и игрушками в 56% торговых точках создает ложное впечатление для несовершеннолетних, что сигареты являются безвредными. На просторах интернета есть немало видеороликов и фотографий, подтверждающих незаконную продажу малолетним сигарет поштучно. В крупных городах Казахстана около 30% магазинов по сей день ведут продажу таким образом. Данное расследование подтвердило, что реклама табака в местах продаж служит эффективному продвижению сигарет и других табачных изделий, она нацелена на наиболее уязвимую группу населения – подростков. По статистике, в Казахстане курят 3,2 миллиона (22,4%) людей, и в ходе изучения вопроса о выкладке, Liter.kz обнаружил, что в среднем казахстанцы пробуют первые сигареты в 12 лет вне зависимости от пола.
"Каждый раз нам приходится опровергать мифы табачной индустрии. Во-первых, табачная индустрия готова к запрету выкладки уже четыре года. Они поставляют полки, изначально оснащенные шторками. То есть для мелкого, розничного бизнеса нет каких-либо дополнительных финансовых затрат. Во-вторых, запрет рекламы табачной продукции повлечет снижение доступа среди детей и подростков и восприятия данного продукта, как продовольственного. Причем снижение планируется от 13,5 до 23,5%, а это сотни тысяч казахстанцев. Надеюсь, мажилисмены примут верное решение, поддержав в Кодексе запрет выкладки, – сказала директор ОФ «Темекісіз» Джамиля Садыкова.
К сведению, в России уже внедрили запрет выкладки табачных изделий. Рынок России является вторым в мире после Китая, который успешно запрещает выкладки табачных изделий с июня 2014 года. Во всех торговых объектах, в том числе специализированных, выкладка и демонстрация табачной продукции запрещена. Информация о табачной продукции доводится до сведения покупателей в виде перечня, текст которого выполнен одинаковыми буквами черного цвета на белом фоне без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Такая крайняя мера внесла значительный вклад в снижение курения среди подростков. Так, по данным опроса ВОЗ «Глобальный опрос о потреблении табака среди молодежи», распространенность потребления табака среди российских подростков 13-15 лет снизилась почти вдвое – с 27,3% до 15,1%. Потребление табака среди взрослого населения РФ также снизилась на 21,5%.
Схожая ситуация и в Канаде. После введения запрета уровень курения среди подростков 15 –19 лет снизился с 22% до 13%. При этом, введение запрета на выкладку и демонстрацию табачных изделий в торговых объектах не послужило толчком к распространению нелегальной торговли. Сегодня в Канаде существует полный запрет на демонстрацию табачных изделий и, как было отмечено одним из представителей табачной компании Phillip Morris International, соблюдение запрета снизило уровень распространения нелегальной торговли. Эта мера, наоборот, привела к увеличению легального рынка на 20%. Таким образом, опыт многих стран подтвердил, что введение запрета на выкладку табачной продукции способствовало снижению числа курящих среди несовершеннолетних и общей распространенности курения. Запрет выкладки табачных изделий успешно внедрен в Австралии, Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, Норвегии, Таиланде и других странах.
Подводя итоги, можно сказать, что запрет выкладки табачной продукции ограничивает воздействие рекламы сигарет и денормализует любые формы табака в местах продаж, что в конечном итоге снижает потребление табачных изделий.