Что вам известно о древних музыкальных инструментах?
Сазсырнай – самый маленький казахский инструмент.
Впервые его нашли при раскопках Отрара, который был сожжен Чингисханом в 1212 году. Инструмент не только извлекли на свет, но и возродили игру на нем. Он имеет интересный перевод и звучание.
Саз – это глина, сыр – это тайна, а най – группа духовых инструментов тюркских народов. Дословно сазсырнай переводится как «глиняная флейта с секретом». И звучание его похоже на звуки флейты.
А вот жетыген чем-то схож с арфой и гуслями. Он очень редок и в Казахстане играть на нем умеют единицы. О древнем инструменте рассказывают легенды.
– Давным-давно у аксакала во время джута умерло 7 сыновей. В память о каждом аксакал натягивал струны на деревянные колодки и играл кюй. Так появился классический жетыген с семью струнами. Красивая и трагичная история. Это один из самых древних инструментов. Его активно использовали до 19 века, затем он был утерян. И сейчас игра на нем популяризируется снова. Конечно, инструмент стал более современным, но он хранит главное – нашу историю. И мы замечаем, как жетыген постепенно появляется в различных ансамблях. Вот и у нас он есть. Я играю на домбре, но очень люблю жетыген и овладел игрой на нем, – рассказал солист оркестра казахских народных инструментов Мурат Тлеугабылов.
Коллеги по цеху тоже отметили, что жетыген западает в душу. Сначала просто учишься, играешь, а потом невозможно променять его на другой.
Музыка их связала
Шертер же внешне похож на кобыз. Это струнный щипковый инструмент. В древние времена игра на шертере сопровождала сказание кюев, легенд. Со временем шертер тоже был утерян, и до наших дней сохранилось только два кюя, которые были сложены под звуки шертера – «Ой-толгау» и «Сал-курен». В наши дни инструмент вновь становится популярным, его вводят в ансамбли, оркестры. В Костанайской области немало музыкантов, изучающих игру на шертере, который в свое время, в период создания, был намного меньше домбры, но его отличали сильный звук и чистое звучание.
В казахском оркестре народных инструментов музыканты стремятся, помимо основного инструмента, освоить древний, имеющий историю, легенду, инструмент, чтобы затем передать мастерство будущему поколению