Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Что дало партнерство Казахстана и Евросоюза. Разбор

Евросоюз занимает первое место среди торговых и инвестиционных партнеров Казахстана.
26.02.2020, 10:01
Что дало партнерство Казахстана и Евросоюза. Разбор

Первого марта 2020 года вступает в силу Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским союзом, подписанное 21 декабря 2015 года в столице нашей страны, передает kazpravda.kz.

25 марта 2016 года Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев подписал Закон о ратификации СРПС.

12 декабря 2017 года СРПС было одобрено Европейским пар­ламентом. Затем данный документ ратифицировали по отдельности все государства – члены Евросоюза.

По итогам этого процесса 20 января 2020 года вопрос о ратификации получил положительное заключение в рамках Совета ЕС.

И вот 1 марта 2020 года Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС вступает в полную силу.

Если изложить историю заключения нового соглашения более подробно, то Первый Президент Нурсултан Назарбаев впервые озвучил предложение о повышении уровня базового политического документа до СРПС в ходе встречи с председателем Европейской комиссии Жозе-Мануэлем Баррозу в декабре 2006 года в Брюсселе.

В ходе переговоров Елбасы привел ряд весомых аргументов в пользу данной инициативы. Во-первых, за годы дипломатических отношений и Казахстан, и Евросоюз прошли через важные политические, экономические и социальные перемены. Во-вторых, требовались более широкие рамки для повышения интенсивнос­ти, увеличения охвата и глубины двустороннего взаимодействия, включая дополнительные сферы сотрудничества. В-третьих, необходимы были обновление и модернизация торгово-инвес­тиционного и экономического блоков с учетом присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации, членства РК в форуме «Азия – Европа» (АСЕМ) и создания Евразийского экономического союза. В-четвертых, Казахстан и ЕС имеют возможность создать принципиально новую юридическую основу для раскрытия всего потенциала сотрудничества, объединения усилий в деле обеспечения глобальной и региональной безопас­ности, борьбы с современными угрозами и вызовами, создания еще более благоприятного взаимного делового климата для активизации бизнеса и упрощения контактов между гражданами.

В итоге на указанной встрече Елбасы и председатель Европейской комиссии пришли к договоренности о том, что взаимное сотрудничество нашей страны и ЕС «в нынешнем виде не отражает в полной мере зрелость партнерства, достигнутого за последние годы, а также все возрастающее значение Казахстана на политической и экономической арене».

В Брюсселе признали, что в нашей стране были реализованы эффективные реформы, которые вывели Казахстан на новый этап политической либерализации и диверсификации национальной экономики с акцентом на индустриально-инновационное развитие, а также обеспечили статус ключевого и приоритетного партнера ЕС в Центральной Азии.

Иными словами, успешная эволюция взаимоотношений с Казахстаном предопределила поддержку Евросоюзом идеи Первого Президента РК заключить амбициозное и качественно новое соглашение для надежного, взаимовыгодного, эффективного и равноправного партнерства на долгосрочную перспективу.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Евросоюзом были установлены 2 февраля 1993-го. В декабре того же года в Брюсселе было открыто Представительство РК в ЕС. В ноябре 1994-го в Алматы начало работу Представительство Европейского союза в Республике Казахстан (в 2007 году передислоцировано в Нур-Султан).

В 2013 и 2019 годах состоялись официальные визиты в нашу страну и переговоры ­Нурсултана Назарбаева с председателем Европейской комиссии Жозе-Мануэлем Баррозу и президентом Европейского совета Дональдом Туском.

©kazpravda.kz

Значительный вклад в развитие партнерских отношений с Европейским союзом внесла успешная реализация государственной программы «Путь в Европу» на 2009–2011 годы, разработанной и имплементированной по инициативе Нурсултана Назарбаева. Данная программа по-новому, более полно раскрыла многогранный характер диалога Казахстана с Евросоюзом – одним из современных центров мировой политики, экономики и культуры.

Другой важной исторической вехой стала совместная работа нашей страны с партнерами из ЕС в ходе председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Европейские страны поддержали все приоритеты нашего председательства и инициативы Первого Президента РК, включая проведение саммита организации в нашей столице 1–2 декаб­ря 2010 года и принятие по его итогам Астанинской декларации.

Казахстан и Евросоюз наработали важный положительный опыт по взаимодействию на меж­дународной арене, в том числе на антиядерном треке, а также в деле укрепления региональной стабильности и безопасности.

Благодаря совместным миро­творческим усилиям Нурсултана Назарбаева, лидеров ряда стран ЕС и руководства Евросоюза были запущены важнейшие Минские переговоры по урегулированию ситуации в Украине.

Наша страна и европейские партнеры на площадке алматинских переговоров внесли вклад в достижение консенсуса по Совместному всеобъемлющему плану действий вокруг ядерной программы Ирана, реализовали ряд программ по развитию человеческого потенциала в Афганистане.

Высокий уровень политических отношений между Казахстаном и ЕС сформировал благоприятные условия для реализации потенциала и в экономической сфере.

Евросоюз занимает 1-е место среди торговых и инвестиционных партнеров нашей страны. Объем внешнеторгового оборота с ЕС в 2019 году составил 31,3 млрд долларов (свыше трети в общем объеме товарооборота Казахстана). В 2005–2019 годах валовой приток прямых иност­ранных инвестиций из стран ЕС в экономику Казахстана достиг более 151 млрд долларов (примерно половина от общего объема прямых зарубежных капиталовложений в нашу экономику).

©kazpravda.kz

С участием компаний ЕС в Казахстане в настоящее время реа­лизуется около 20 крупных инвес­тиционных проектов на сумму порядка 9 млрд долларов.

Экспорт казахстанских углеводородов вносит важный вклад в диверсификацию поставок энергоресурсов в Европейский союз. За годы сотрудничества наша страна утвердилась в качестве надежного и ответственного партнера ЕС в этой сфере, войдя в четверку крупнейших поставщиков нефти в Европу с долей почти 10% в общем объеме импорта.

Особенно хотелось бы отметить содержательное взаимодействие РК – ЕС на уровне представителей законодательной власти. В Парламенте нашей страны и Европарламенте действуют «Группы дружбы Казахстан – Евросоюз». Деятельность парламентариев призвана расширить междепутатские контакты посредством проведения профильных встреч, заседаний «круглых столов», брифингов и культурных мероприятий.

В целом летопись сотрудничества Казахстана с Евросоюзом можно условно разделить на 2 этапа развития.

Правовую основу отношений между Казахстаном и Евросоюзом на первом этапе заложило Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное Первым Президентом Казахстана – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым и президентом Европейского совета Аленом Жюппе в Брюсселе 23 января 1995 года.

По сути СПС, вступившее в силу в июле 1999 года, представляло собой рамочный международно-правовой документ, определивший основные принципы долгосрочного и стабильного партнерства.

Началом второго этапа истории взаимоотношений между РК и ЕС можно считать 21 декабря 2015 года, когда в столице нашей страны состоялось подписание Соглашения о расширенном парт­нерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан с одной стороны и Европейским союзом и его государствами-членами с другой стороны (Enhanced Partnership and Cooperation Agreement, или СРПС).

Немаловажным достижением также стало закрепление договореннос­ти о возможности подготовки Соглашения об облегчении визового режима для граждан РК и ЕС одновременно с двусторонним соглашением о реадмиссии. Это должно было укрепить двусторонние связи в экономической, гуманитарной, культурной, образовательной и иных областях.

Соглашение содержит главу, направленную на обеспечение сотрудничества в сфере регулирования технических барьеров торговли и обеспечения транс­парентности. Она призвана сок­ратить существующие различия в области технического регулирования, законодательной метрологии, стандартизации, оценки соответствия, аккредитации, надзора за рынком, а также пре­дусматривает гармонизацию технических регламентов, стандартов и процедур. Положительным моментом применения этой главы является возможность проведения переговоров по сог­лашениям об оценке соответствия и признания промышленной продукции для сфер, в которых достигнута гармонизация. При этом результаты оценки соответствия будут взаимно приз­наваться.

Стороны уже приступили к активной работе по реализации экономического блока соглашения и его раздела «Торговля и предпринимательство». Проводится упорядочение технических регламентов, дальнейшее упрощение процедур торговли, осуществляется активное сотрудничество по санитарным и фитосанитарным вопросам, решаются вопросы интеллектуальной собственности. Осуществляется согласование двусторонних ветеринарных сертификатов, имеющих важное значение для свободного передвижения товаров животного происхождения.

Глава по таможенному сот­рудничеству определяет сферы профильного взаимодействия – сотрудничество в области установления прогрессивных таможенных процедур, улучшение таможенного законодательства и таможенных операций в соответствии с международными стандартами.

Протоколом о взаимной административной помощи по таможенным вопросам закреплены взаимные обязательства, которые положительно скажутся на работе наших таможенных органов, так как определяют обязательные условия взаимодействия таможенных органов Казахстана и Евросоюза. Установление четких правил позволит ускорить прохождение таможенной очистки товаров как для экспортеров, так и для импортеров.

Отдельная глава соглашения посвящена вопросам свободной конкуренции, развитию и соблюдению ее принципов. Предусмат­ривается обеспечение прозрачности в сфере предоставления промышленных субсидий путем обмена раз в 2 года информацией о законодательной базе в сфере субсидирования, включая цели субсидий, их длительность, форму и, где возможно, сумму и получателей. Примечательно, что в соглашении 1995 года вопросы конкуренции не рассматривались столь детально в рамках отдельной главы, а нормы, касающиеся конкуренции, эпизодически упоминались в различных статьях по тексту документа.

Немаловажными положения­ми нового соглашения стали договоренности в сфере государственных закупок. Соглашение 1995 года также не содержало отдельной главы, посвященной госзакупкам. Договоренности сторон ограничивались рамочным положением, которое предусматривало лишь сотрудничество «в создании условий для открытого и основанного на принципах конкуренции предоставления контрактов по товарам и услугам, в частности, путем объявления тендеров».

В связи с этим новое соглашение выводит наше сотрудничество с Европейским союзом в облас­ти государственных закупок на более интегрированный уровень. Соответствующая глава регулирует закупки, осуществляемые для государственных целей, а не для целей коммерчес­кой продажи и перепродажи. Она пре­дусматривает, что закупки могут проводиться как в электронном, так и в бумажном ­формате, за исключением аукциона, который должен проводиться в электронном формате.

Глава предполагает отсутствие дискриминации и ряд других положений, направленных на обеспечение конкуренции и прозрачности процесса государственных закупок. Она, по сути, является аналогом текста Соглашения ВТО по государственным закупкам (СГЗ), которое не является обязательным для присоединения при вступлении в ВТО. Основной принцип данного соглашения – предоставление национального режима иностранным поставщикам в государственных закупках.

В рамках вступления в ВТО Казахстан принял обязательство по инициированию переговоров по присоединению к СГЗ в течение 4 лет с момента вступления в организацию. Таким образом, все положения данной главы СРПС представляют собой режим «ВТО плюс» для Казахстана. Принцип национального режима и базовые подходы, предусмотренные этой главой, а также достигнутые договоренности, в том числе по ценовым порогам и переходным периодам, позволяют обоюдно обеспечить казахстанским и европейским поставщикам выход на соответствующие рынки государственных закупок на недискриминационных, прозрачных и предсказуемых условиях.

Начало действия нового соглашения знаменует для обеих сторон значимую историческую веху взаимного сотрудничества, будет содействовать расширению горизонтов политического взаимодействия и углублению экономических связей, придаст новый импульс комплексному диалогу Казахстана с ЕС и государствами – членами Евросоюза как в двустороннем формате, так и на региональном и глобальном уровнях.

При этом совместно с нашими партнерами в Брюсселе и европейских столицах сегодня еще раз можно отметить, что успех СРПС стал возможным во многом благодаря высокому персональному международному авторитету Елбасы, который лично инициировал и все эти годы продвигал переговоры по новому документу с руководством Европейского союза и лидерами стран – членов ЕС, а также проводимой под его руководством ответственной, конструктивной и миролюбивой внешней политике нашей страны.

Новости партнеров
×