У хирурга работа круглосуточная
Хороший хирург и добрый доктор, которого любят женщины и дети, так охарактеризовала Калдыбая Абдимоминовича Таджибаева главный врач городской детской клинической больницы Шымкента Гаухар Укбаева. Он очень спокойный, внимательный, аккуратный, педантичный к своим обязанностям, отзывчивый и неустанно овладевающий новыми методиками лечения.
Заведующий отделением хирургии детской клинической больницы Шымкента Калдыбай Таджибаев встречает меня на пороге в веселой пижаме с цветными собачками, поясняет, специально попросил жену выбрать и купить такой материал, чтобы его маленькие пациенты не боялись врача в белом халате. И они действительно не боятся. Вот пятилетний Артемка по первому зову доктора, с радостью подает ему руку и, подскакивая от нетерпения, идет с ним на осмотр. Сам осмотр проходит под заливистый смех ребенка, даже не верится, что совсем недавно мальчик пережил сложнейшую операцию на кишечнике и был на грани.
– Я всегда хотел стать хирургом, но детскую хирургию выбрал уже после окончания медицинской академии. В Южно-Казахстанской области раньше детских хирургов было очень мало. Детская хирургия даже была в составе общей взрослой больницы. И когда я приходил на практику, преподаватели приводили примеры сложных случаев в детской хирургии, у меня возникла идея выбрать именно это направление. Далеко не все хотят стать детскими хирургами – это одна из самых трудных специализаций. Потому что диагностика очень сложная, дети до трех лет не могут сказать, где болит. Приходится ставить диагноз со слов родителей, общего состояния. И должна быть интуиция, я думаю,– делится Калдыбай.
– В 2007 году мы привезли ребенка из районной больницы, куда я поехал по линии санавиации. И после подготовки взяли на операцию. Девочке было два года, она сначала проглотила магнит и с интервалом в 20-30 минут проглотила второй магнит. Два магнита притянулись друг к другу, это вызвало кишечную непроходимость, перфорацию кишечника и перитонит. Во время операции мы выявили, что эти два магнита, которые притянулись друг к другу, образовали восемь отверстий в кишечнике. Почти метр кишечника отрезали и наложили анастомоз. Ничего, девочка благополучно выросла, и мы общаемся до сих пор с ней и ее родителями, – рассказал Таджибаев.
Дети рождаются с пороками развития, глотают разные предметы, по халатности взрослых выпадают из окон, попадают в ДТП. Хирурги не боги и спасти маленьких пациентов удается не всегда. Калдыбай Абдимоминович признается, что это рана на всю жизнь не только для родителей, которые потеряли ребенка, но и для врача, который не смог его спасти. В то же время хирург отмечает, что за последние годы таких ЧП стало меньше, папы и мамы стали намного внимательнее к своим чадам, работают и усилия полиции по предупреждению ДТП с участием детей. Не стоит на месте развитие медицины, которая за 19 лет сделала качественный скачок.
– Нашу больницу построили по программе «100 школ, 100 больниц». Теперь сложные операции делаются и у нас, хотя раньше приходилось отправлять пациентов в Алматы или Астану. По новорожденной хирургии начали оперировать впервые в ЮКО в 2009 году. Врожденные патологии ЖКТ – атрезии, врожденные пороки развития органов грудной клетки – диафрагмальная грыжа, раньше оперировались традиционным методом с разрезами. А мы впервые в нашей больнице начали оперировать торакоскопически через три-четыре прокола, – поделился Таджибаев.
В год в отделении хирургии детской больницы Шымкента лечатся 1 800-1 900 детей, 80% из этого числа оперативно. В день хирург принимает до 30-40 пациентов, делает несколько операций. Калдыбай Абдимоминович признается, что из трех детей только младший сын решил идти по стопам отца, обещает, что честно расскажет сыну обо всех сложностях профессии, но препятствовать в выборе точно не будет.
– Я хочу пожелать своим коллегам, которые выбрали самую трудную и самую гуманную профессию, здоровья, чтобы все их пациенты выписывались домой. А для меня самая большая награда, когда нам говорят: «большое спасибо, доктор!», а дети радуются и выписываются домой с улыбкой. Приятно, когда идешь по городу, а тебе навстречу бегут дети и кричат: «это наш доктор!».