Что делать казахстанцам с детьми на карантине, чтобы избежать скандалов и истерик в семье
Карантин – серьезное испытание не только для взрослых, но и для детей. В детский сад или в школу идти не нужно, но и расслабиться не получается: выйти на улицу, поиграть с друзьями, сходить в кино – нельзя. Каким образом говорить с детьми о происходящем? Как с пользой организовать время карантина для родителей и детей? Об этом корреспонденту Liter.kz рассказали казахстанские психологи.
Психолог Центра Медицинских и Психологических проблем Анастасия Стеблянко рассказала, в каком формате необходимо строить диалог о карантине с ребенком, в зависимости от возраста. К первой категории детей относятся дошкольники и первоклассники (от 3-8 лет). Вторая категория — это дети среднего возраста от 9-12 лет. И третья категория – подростки (от 13 и выше).
Дети от 3 до 8 лет
По словам психолога, к маленьким детям применимы метафоры.
«Главное, не запугивать малыша и говорить на «его языке». Можно сказать, что вирус — это микроб, который очень вреден для человека. Потому что от него люди сильно болеют. Не нужно описывать симптомы болезни или сгущать краски. Не стоит пугать ребенка. Далее объяснить, что этот микроб, как и остальные, может жить в воздухе и путешествовать по нему. Поэтому нужно мыть руки и нельзя выходить на улицу», - отмечает специалист.
Между тем, Анастасия Стеблянко рекомендует родителям ввести «правила помощи», которые подразумевают выполнение заданий, а также самостоятельную занятость ребенка. Отметим, что в конце дня за выполненные задания и хорошее поведение ребенок может получить баллы или небольшой подарок. Карантин можно геймифицировать, то есть применять игровые методы.
Дети от 9 до 12 лет
К школьникам от 9-12 лет метафора не применима в чистом виде. Поэтому с ними необходимо говорить по-честному, что есть правила, которых придерживаются взрослые и дети.
Любому ребенку, если родитель желает выполнения каких-либо указаний, нужна стимуляция.
В случае, если ребенок не понимает и закатывает истерику, заявляя, несмотря на карантин, что хочет выйти на улицу, психолог рекомендует воспринимать это как опасность и запрещать.
«Здесь важно вести себя так, как в случае с опасностью. Следует проанализировать, каким был бы запрет, если бы ребенок занимался паркуром на многоэтажном здании или сел бы за руль автомобиля без прав. Что родитель делал бы в таком случае? Он бы запрещал. Так и с карантином. Нельзя потакать ребенку, ведь на кону его здоровье», - подчеркивает эксперт.
В свою очередь, психолог-консультант Центра семейного развития "Жануям" Жанат Смирнова при возникновении истерики у ребенка, советует реагировать спокойно.
«Истерика – это способ получить внимание родителей. При любой истерике нужно реагировать спокойно. Твердым, уверенным голосом сказать: «Если ты что-то хочешь, подойди ко мне и спокойным голосом скажи. Пока ты так истеришь и так реагируешь, я не буду обращать внимания». Пока ребенок в истерике, не нужно обращать на него внимание. Пусть даст волю эмоциям. После этого можно будет с ним разговаривать спокойным тоном и разъяснить правила, что во время карантина нельзя выходить на улицу. Причем, без всяких объяснений», - советует эксперт.
Подростки от 13 лет и выше
С детьми старшего возраста тактика общения должна кардинально отличаться. С ними простые запреты не сработают. Психолог Анастасия Стеблянко рекомендует разговаривать с подростком, объяснять ситуацию и разбирать: почему они вынуждены сидеть дома.
«Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу этого вируса. Если у подростка есть какие-то страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать подростка, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть, и тем самым увеличив его страхи, а заодно и свои», - отмечает она.
Между тем, психологи отмечают, что детям любого возраста необходим тактильный контакт и поддержка. Детей можно успокоить объятьями и словами любви. Выражать свою любовь необходимо щедро.
Учитывая, что новостей о коронавирусе и новых ограничительных мерах полно, а от заражения никто не застрахован, психологи рекомендуют не врать подросткам, а честно говорить обо всех последствиях.
«Детям нужно говорить, что мы все равны перед лицом болезни и перед лицом смерти. Никто не выбирает, чем ему болеть и от чего умирать. Нужно привести живые примеры. Люди умирают по всему миру, заражаются по всему миру. Мы все равны. Очень важно это проговаривать», - отмечает психолог-консультант Жанат Смирнова.
"Экология информации"
Тем не менее, погружаться во все новости не рекомендуется, так как это может вызвать чувство тревожности и беспокойства не только у детей, но и у взрослых. В этом случае, как отмечает психолог Анастасия Стеблянко, необходим метод «экологии информации».
«Важно ограничить себя от потока негативной информации, ведь можно "пораниться" и "отравиться" ею, поскольку она токсичная. Нужно выработать правила или ритуал чтения новостей. Что делаю я? Для того, чтобы чувствовать себя спокойно и не тревожиться лишний раз, новости я просматриваю утром, исключительно читаю источники, которым доверяю. В течение дня я не просматриваю ленту новостей. Также я попросила своих близких не говорить мне о новостях, и не присылать в мессенджеры различную информацию. Поскольку свой интерес и необходимость быть в курсе о новых карантинных мерах или требованиях властей я могу удовлетворить сама. А огорчаться, напрягаться и тревожиться - не хочется», - поделилась своим мнением эксперт.
Анастасия Стеблянко называет данный метод «экологией информации», когда человек сознательно ограничивает себя от потока негатива и наполняет свое жизненное пространство разными новостями, в том числе и позитивными, и обучающими, и нейтральными. Тоже самое касается детей. Важно приучить их наполнять свое информационное пространство разными типами контента.
После различных объяснений о коронавирусе и необходимости карантина, не стоит забывать о мерах защиты и профилактики, которые нужно показывать и объяснять ежедневно.
При этом второй эксперт Жанат Смирнова отмечает, что у детей нет долговременной памяти, они не умеют делать вещи с первого раза.
«Как защищать себя, мыть руки, носить маску, как одеваться и раздеваться, в какой последовательности, как купаться, как убирать в комнате, обрабатывать поверхность – это все нужно объяснять и показывать каждый день. У детей нет привычки и навыка, чтобы они умели все выполнять с первого раза», - отмечает специалист.
Кстати, по словам Смирновой, ребенку передается настроение взрослых. Поэтому родителям, прежде чем поднимать настроение, необходимо подбодрить себя. Ребенку нужна не обстановка в мире, а спокойный и самодостаточный родитель. Если ребенок находится в квартире или в доме с психически и эмоционально стабильными родителями, то у него не будет дисбаланса. Ребенок будет сам уравновешен, а карантин покажется испытанием, некой игрой, которая в скором времени закончится.
Исходя из рекомендаций психологов, редакция Liter.kz составила ТОП-5 советов для родителей и их детей:
- Родителям необходимо быть в спокойном состоянии и разговаривать без криков и нервов;
- Когда вы объясняете ребенку про коронавирус, не говорите все подряд. Говорите на языке ребенка, который подходит его возрасту. Например, пятилетнему ребенку не обязательно знать о структуре ДНК. Можно нарисовать микробы и объяснить, что они способны проникать в организм. Или нарисовать иммунную систему самого ребенка: в виде стены, замка, человеческого тела или клеток, которые воюют и борются за организм. В таком случае ребенок будет иметь представление о своем организме, чтобы способствовать укреплению своего здоровья.
- Ребенку важно говорить о мерах защиты. Ответственность за это на родителях, то есть необходимо напоминать ребенку мыть руки, обрабатывать слизистые и беречь себя ежедневно.
- Важно организовать любому ребенку распорядок дня. Режим наше все. Он снижает общую тревогу, напряженность. У детей, если есть что-то предсказуемое и понятное, то это вызывает ощущение спокойствия.
- Чаще говорите своим детям, что вы их любите. Это сильно влияет на их поведение. Выражайте свою любовь щедро.