Повышение курса доллара, девальвация и дефолт. Чего ожидать казахстанцам в 2020 году
В период карантина в Казахстане курс тенге нестабилен и постоянно меняется. К примеру, 16 марта биржевая стоимость доллара достигла своего исторического пика в 448 тенге. Однако после того, как в первой половине апреля нефть вновь начала дорожать, тенге также немного укрепился, до 426. С чем связаны «скачки» валюты и ожидать ли казахстанцам дефолта, корреспонденту Liter.kz рассказал управляющий директор Центра исследований прикладной экономики AERC Олжас Тулеуов.
Экономист подчеркнул, что вся динамика курса доллара к тенге объясняется изменениями котировок нефти на мировом рынке. Такая ситуация сохраняется вне зависимости от карантина. Исторический минимум курса тенге был зафиксирован после рекордного падения мировых цен на нефть 16 марта, и немного вырос в апреле после удорожания нефти. Но новая волна падения цен опять понизила курс нацвалюты, на этот раз до 436 тенге за доллар.
Утверждать, каким будет курс доллара в 2020 году, сложно. Олжас Тулеуов считает, это в большей степени он зависит от предстоящей динамики нефтяных цен. А цены, в свою очередь, зависят от того, как быстро мировая экономика сможет оправиться после карантина.
«Можно предположить, что при сохранении действующих цен на нефть, а именно диапазона 20-30 долларов США за баррель, курс американского доллара должен находиться в пределах 420-450 тенге», - дал свой прогноз эксперт.
Пока многие казахстанцы наблюдают за тем, как стремительно дешевеют их сбережения и жалеют, что не успели обменять тенге на доллары, крупные промышленные компании только выигрывают от снижения курса национальной валюты.
«Любое ослабление валюты, это, как правило, всегда положительный момент для экспортеров, которые получают доходы в иностранной валюте. В нашей стране к таким субъектам относятся крупные и средние предприятия в горнодобывающей промышленности, в металлургии и частично в сельском хозяйстве, если мы говорим об экспортерах пшеницы», - пояснил эксперт.
К внешним факторам, которые препятствуют стабилизации курса тенге, Тулеуов причислил волатильность цен на мировых рынках сырья и нестабильность курсов валюты стран-торговых партнеров.
«Внутри страны препятствием для курсовой стабилизации могут выступать повышенные девальвационные ожидания населения и бизнеса», - сказал специалист.
Чтобы измерить уровень девальвационных ожиданий населения и бизнеса в Казахстане, редакция Liter.kz проанализировала популярность запросов в Google. При введении словосочетания «девальвация тенге» за последние 30 дней можно заметить, что пиковые ожидания обвала курса нацвалюты приходились на начало карантина (с 25 по 31 марта) и его середину (с 15 по 20 апреля).
Учитывая девальвационные ожидания и объявленные Правительством Казахстана антикризисные меры, многие эксперты стали давать негативную оценку курсовой политике Нацбанка, предполагающей частичное удержание курса нацвалюты. Однако Олжас Тулеуов отметил, в текущем году политика курсообразования тенге заметно улучшилась.
«Для начала, я бы не стал давать оценку курсовой политике Нацбанка, как провальной. Основываясь на данных 2019 года, я бы назвал ее "малопрозрачной". Однако данная формулировка, как и понятие частичного плавания обменного курса (ЧПОК), относится к процессам, которые мы могли наблюдать на протяжении 2019 года. Но почему это тогда происходило, сказать сложно. При этом в текущем году политика курсообразования тенге заметно улучшилась, как в отношении факторов, определяющие стоимость доллара США в Казахстане (нефть, курс рубля в России), так и в прозрачности, доходчивости и открытости коммуникационной составляющей работы Нацбанка. Поэтому, я считаю, что на данный момент времени ЧПОК – это уже некий пройденный этап, и теперь формирование курса тенге в гораздо большей степени тяготеет к реальному плаванию», - подчеркнул он.
Между тем, корреспондент Liter.kz выяснил, что после снятия карантина бежать в ближайшие обменники для покупки иностранной валюты не стоит. Во-первых, покупка инвалюты зависит от предпочтений, планов и ее реальной необходимости для каждого экономического агента. Так, если действительно для каких-либо текущих или предстоящих целей требуется валюта, то ее придется покупать при любом стечении обстоятельств.
Если речь идет о спекулятивном мотиве, то эксперт также не рекомендует сейчас покупать или продавать какую-либо валюту только из цели заработать. Это довольно рискованно в текущих условиях высокой неопределенности на рынках.
На вопрос «в какой валюте хранить деньги казахстанцам», Олжас Тулеуов говорит о необходимости соблюдать диверсификацию, то есть минимизировать риски. Так, желание сберегать все только в тенге или же только в долларах, усиливает возможные потери при резких и шоковых изменениях экономической ситуации. Есть очень простое правило – беречь свои деньги нужно 50 на 50, то есть половину в тенге, а другую половину в инвалюте, например, в долларах США.
«При этом доли в сбережениях могут меняться в зависимости от риск-аппетита, срока хранения и размера имеющихся средств отдельно взятого сберегателя. Исходя из этих соображений, казахстанцам нужно принимать решение о переводе сбережений из тенге в инвалюту», - дал рекомендацию управляющий директор AERC.
Между тем, общественный деятель, кандидат экономических наук Мухтар Тайжан в своем аккаунте Facebook дал совсем неутешительные прогнозы на фоне обвала цен на нефть и, как следствие, падения курса тенге. Он прогнозирует дефолт ("финансовая несостоятельность". - прим. ред.) и полный крах нацвалюты.
«Прочитал заявление Правительства и Нацбанка. Как и ожидал, собираются задрать ставку рефинансирования и сжигать золотовалютые резервы (ЗВР) для поддержания курса тенге. Это приведет к тому, что кредиты для бизнеса станут еще более недоступными, - наступит стагнация экономического роста. А бессмысленное сжигание ЗВР для поддержания курса в конце концов приведет к самому худшему - государственному дефолту и полному краху тенге», - написал Тайжан.
Такие же прогнозы озвучивают не только казахстанские эксперты, но и российские. К примеру, жители РФ со страхом ожидают дефолта 1998 года. Однако Олжас Тулеуов в беседе с корреспондентом Liter.kz сказал, что возможность его наступления как в Казахстане, так и в России минимальна.
«На самом деле у России достаточный уровень золотовалютных резервов – более 500 миллиардов долларов США, чего не было в 1998 году. Поэтому вероятность наступления в России дефолта сейчас, означающую невозможность правительства страны отвечать по своим долговым обязательствам, я бы оценил, как предельно минимальную. Такая же ситуация и в Казахстане. Размер имеющихся золотовалютных резервов и средств Национального фонда нашей страны в значительной степени превышает тот уровень долга правительства, который имеется на данным момент времени – это порядка 25% ВВП», - заметил эксперт.
8 апреля Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал указ «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год». Он был написан с учетом текущей ситуации в мировой экономике, ценовой конъюнктуры на товарных рынках, а также коронавирусной пандемии в мире, уточнен прогноз макроэкономических показателей на 2020 год
20 апреля цены на нефть Brent и WTI стремительно упали. Стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июне текущего года снизилась до 26,94 доллара за баррель (на 4,06%). По мнению экспертов, нефтяные котировки проседают на фоне роста числа заразившихся новым типом коронавируса.