Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Казахское искусство и Всемирная паутина: о том, как развивается музей имени А. Кастеева

Сайт Государственного музея искусств им. А. Кастеева, который ведется на трех языках – русском, казахском и английском – посещают около полумиллиона человек. Это один из лучших показателей среди культурных учреждений. В музее искусств им. А. Кастеева понимают, что в борьбе за каждого посетителя в мире быстро меняющихся информационных технологий нужно применять самые разные подходы.  
30.07.2019, 13:00
Казахское искусство и Всемирная паутина: о том, как развивается музей имени А. Кастеева

ПОЛМИЛЛИОНА КЛИКОВ

Сегодня музей должен быть интересным и привлекательным для всех в прямом смысле этого слова. Но понятие «привлекательности» музейных ценностей, как считает руководитель пресс-службы крупнейшего в стране изобразительного музея искусств им. А. Кастеева Клара Исабаева, многозначно.

«Привлекательность» означает, что человек понимает то, что видит и это ему интересно, он хочет узнать об этом еще больше. Но понять всю ценность, к примеру, коллекции казахской национальной школы изобразительного искусства, русской и западноевропейской живописи, виды и жанры искусства, символический смысл натюрморта или современных инсталляций не всегда просто. Поэтому музей проводит много различных образовательных программ. Причем, узнать о многих из этих программ можно на просторах интернета. Вообще же активное использование музеем социальных сетей все больше и больше популяризует казахстанское искусство и расширяет зрительскую аудиторию. Об этом и многом другом в интервью руководителя пресс-службы музея искусств им. А. Кастеева Клары Исабаевой.

FACEBOOK «РУЛИТ»

– Клара Камиловна, в связи с тем, что посетители музея и любители искусства относятся к различным группам – возрастным, социальным – какие вы используете методы для популяризации искусства?

– Самые разнообразные, но упор, конечно, делаем на социальные сети. Страница Facebook нашего музея имеет около восьми с половиной тысяч подписчиков. Здесь они могут получить самую оперативную информацию о событиях музея – выставках, презентациях, лекциях, детских программах. Среди подписчиков этой страницы искусствоведы, художники, журналисты, коллекционеры, любители искусства, гости нашего музея, что интересно, не только из Казахстана, но и из многих стран мира. К примеру, есть подписчики из России, США, Великобритании, Узбекистана, Кыргызстана, Германии, Франции и многих других стран.

У нас также есть страницы Facebook на английском языке и для детей. Для молодежи и других подписчиков, любящих яркие образы искусства, мы ведем Instagram. Есть у нас также Twitter, Одноклассники и ВКонтакте. Многие вышедшие в эфир на самых различных казахстанских и зарубежных каналах программы о нашем музее можно посмотреть на нашем канале YouTube. Сайт музея, который мы ведем на трех языках – русском, казахском и анг лийском – в год посещают около полумиллиона человек. Но социальными сетями, несмотря на их колоссальную эффективность, мы не ограничиваемся.

Мы активно работаем с казахстанскими и зарубежными СМИ, которые публикуют многочисленные статьи о проектах музея и готовят самые различные телепрограммы. Газета «Литер» в числе активных изданий, пишущих об искусстве. Мы благодарны за такое эффективное сотрудничество.

– Что еще необходимо делать, чтобы искусством интересовалось как можно больше людей, чтобы они смотрели и слушали о выставках, различных образовательных проектах в области искусства?

– На мой взгляд, комплексно и оперативно надо проводить многостороннюю работу на системной основе. Работать в социальных сетях – одно, другое – работа с казахстанскими и зарубежными СМИ. И совсем иначе нужно организовывать, проводить и разрабатывать интересные экскурсии, лекции по всемирной истории искусства и Казахстана, презентации, квесты, увлекательные и интересные мероприятия. «Музыкальный вернисаж», «Ночь в музее», «Неделя Наурыза» – все это проводится в нашем музее, пользуется успехом и с каждым годом становится все популярнее и популярнее. Все это должно быть в комплексе. Иначе нельзя. Мир меняется, и меняется очень быстро.

СВЕТСКИЙ САЛОН ЖИВОЙ МУЗЫКИ

– Вы – куратор музыкального вернисажа и Академии искусств «Әсем Әлем». Расскажите о ваших авторских программах, которые пользуются успехом.

– Начну с музыкального вернисажа. Это объединение нескольких видов искусства: музыки и изобразительного искусства. Это концерт различных музыкальных жанров в залах музея – классической музыки, народной, джаза, ведущих исполнителей Казахстана. Этот светский салон живой музыки в залах с картинами-оригиналами – одна из форм привлечения посетителей в музей, повышения интереса к искусству. Вот уже четвертый год я являюсь куратором Академии искусств «Әсем Әлем». Лекции по искусству разделены на два цикла: история всемирного искусства и история искусства Казахстана.

Наш весенний цикл обычно состоит из 30 лекций, включающих древнейшие цивилизации Шумер, Древнего Египта, Греции и Рим и историю видов искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры – и дизайна одежды, стилей, жанров и направлений. Цикл также знакомит слушателей с искусством Византии и Древней Руси, искусством средневековой Европы и Ренессанса, искусством Голландии, Фландрии, Германии, Франции, Испании и России. Несколько лекций курса посвящены истории архитектуры древнего мира, ислама, Эпохи Возрождения, барокко и ХХ века. Осенний цикл охватывает историю искусства Казахстана с древнейших времен до современного контемпорари-арт.

На открытие циклов мы стараемся приглашать казахстанских и зарубежных экспертов, таких, как ученый-реставратор с мировым именем Крым Алтынбеков, посол Франции Филипп Мартинэ, директор музея братьев Гримм Бернхард Лауэр.

Лекции ведутся ведущими искусствоведами музея и всего Казахстана.

– И, конечно, общественности интересно знать о масштабной исследовательской деятельности, которую ведут сотрудники музея.

– Что касается исследований музея, они не только публикуются в наших трудах и сборниках научных статей, но мы стараемся внедрить их еще и в виде лекций Академии. Например, руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбаева много лет изучала творчество художника Всеволода Теляковского, и в осеннем цикле «Әсем Әлем» она прочитает лекцию о нем. Всеволод Теляковский – театральный художник, сын последнего директора Императорских театров. Родился в 1894 году в Петербурге. Он занимался живописью под руководством Константина Коровина. Получил блестящее образование в Академии художеств Ронсона в Париже.

В доме его родителей собирались ярчайшие представители русской культуры начала ХХ века – Дягилев, Бакст, Рахманинов. В 30-е годы Теляковский был репрессирован и сослан в Казахстан, который дал притесняемому в Ленинграде Теляковскому не только средства к существованию, но и возможность заниматься любимым делом, работать художником-декоратором в театре оперы и балета. В благодарность своей второй родине Всеволод Теляковский передал в дар музею им. Кастеева 93 уникальные работы из семейной коллекции, включая первого русского импрессиониста Константина Коровина.

Заместитель директора по науке Светлана Кобжанова готовит лекцию «Женский след в искусстве» по творчеству Айши Галымбаевой, Гульфайрус Исмаиловой, Марии Лизогуб, Ольги Кужеленко и других. Руководитель отдела изобразительного искусства Казахстана Кульжазира Мукажанова впервые прочтет лекцию о художниках-шестидесятниках. Как куратор Академии искусств «Әсем Әлем» я считаю, что коллекция казахской национальной школы изобразительного искусства нашего музея далеко не изучена, и здесь можно найти много интересных тем как для научных статей, исследований, так и для лекций нашей Академии.

Новости партнеров
×