Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Бахытжан Альпеисов: «Не идите на актерство!»

Бахытжан Альпеисов: «Не идите на актерство!»

Бахытжан Альпеисов – советский и казахский актер театра и кино, Заслуженный деятель РК - поделился с редакцией Liter.kz трудностями своего студенчества, нюансами актерского мастерства и мнением о современном казахстанском кино.

Об учебе

- В 1979 году вы поступили в Алматинский институт театра и кино им. Жургенева. Как мне кажется, поступить на актерское мастерство в нашем обществе – очень смелый шаг. Родители всегда твердят – нужны юристы и финансисты. Было ли у вас такое недопонимание с родственниками или друзьями?

- Естественно. Тем более я учился 3 курса в железнодорожном институте, который и бросил. Бросил на свой страх и риск, ни с кем не посоветовавшись, никому ни говоря ни слова - тем более родным, которые сразу отказали бы мне. В нашей семье вообще не было человека с творческой профессией. Все братья и сестры – научные работники, инженеры. И вот, как-то я услышал, что открылся театральный институт. Потом появился внутренний голос, твердящий: «Иди туда, тебе быть актером!» Хотя у меня ни одного знакомого в актерской среде. Вообще для меня это все – темный лес. Пошел в общежитие к студентам и спросил: «Что мне надо сделать, чтобы я поступил в этот ВУЗ?» Они начали давать мне советы. Я и не заметил, как остался у них ночевать. Еще и заболел. На всю жизнь заболел – вышел оттуда уже больной. Больной театром и актерской профессией.

- А как готовились?

- Готовил все, что нужно для актерского мастерства, т.е. для основного экзамена. Басни, поэзия, проза. Вот так я и оказался там, даже не думая: «А вдруг не поступлю?», вот не было таких мыслей. Я знал, что я должен поступить и все. Хотя меня декан (профессор Рабига Канабаева) в театральном ВУЗе очень долго отговаривала: «Сынок, зря ты это делаешь. Надо было окончить тот институт, а потом идти к нам». Я стоял на своем. А она мне все твердила: «Актерских способностей, я у тебя, молодой человек, не вижу».

- Что было потом?

- Потом уже, когда я играл в театре, она подошла ко мне: «Помнишь, Бахытжан, я говорила вот так. Я беру свои слова обратно. Ты стал настоящим актером!». Это было для меня самое главное признание, праздник моей души.

- Расскажите о своих студенческих годах. Что вам больше всего запомнилось? Легко ли было учиться?

- Было очень интересно, особенно после технического ВУЗа. Я мог подолгу пропадать в институте. Не хвастаюсь, но я закончил ВУЗ одним из лидеров. Главные роли в двух спектаклях сыграл. В общем-то, весь ВУЗ равнялся на меня. Все-таки три года в ЖД институте мне тоже помогли.

- Что именно это вам дало?

- Сплочение коллектива, вести за собой людей. Например, на 4 курсе мы самостоятельно поставили спектакль по Айтматову «И дольше века длится день». Когда произведение вышло на свет, не было еще казахского перевода, и я сам перевел для нас сценарий. Я сыграл главную роль Едигея. Благодаря спектаклю весь наш курс был очень сплоченным, мы репетировали даже ночью. Все время отдавали учебе.

- Бывали ли моменты, когда вы просто опускали руки и думали, что ничего не получится?

- За время обучения – нет.

- А вне обучения?

- Было, но уже в театре. Студент же себе такую высокую планку ставит! А придя в театр, в эту атмосферу, которая складывалась там годами, начинает казаться, что уровень театра даже ниже, чем студенческий. Потом привыкаешь к этой атмосфере, и она затягивает. Я не решал, кого и в каком спектакле я хочу сыграть. Не я выбираю, а выбирают меня. Потом уже свыкаешься с этой мыслью, с этим своим назначением. Это ужасно конечно.

- Как вы выбрались из этого?

- Я бросил театр.

- Поэтому вы перешли в кино?

- Я выбрал свободную профессию свободного художника. Это случилось лет через 10-20 службы в театрах.

- Порекомендуете ли вы этот ВУЗ нашим читателям-абитуриентам?

- Категорически нет. Планка этого ВУЗа с каждым годом становится все ниже и ниже, не рекомендую.

- Что же делать начинающим актерам?

- Не идите в профессию, где вас выбирают. Лучше вы выбирайте.

О театре и кино

- Далее началась ваша карьера, и началась она с театральных подмостков. Что вы чувствовали, когда впервые вышли на сцену?

- Моя карьера началась с казахского ТЮЗа. Я выходил на тюзовскую сцену еще будучи студентом, поэтому для меня не было какого-то такого «Ах!», тем более мы вышли в массовке.

- А когда вышли в главной роли, тогда какое чувство? В роли Едигея, например.

- Помимо Едигея была роль Гарпагона в комедии Мольера «Скупой» - это две огромные роли, о которых может мечтать любой актер. Мне кажется, что лучшие свои роли я сыграл в студенческие годы, когда я познал, что такое перевоплощение. Познать перевоплощение – это дар божий. Я скучаю по таким ролям.

- Роли, которые вы играете сейчас, они включают перевоплощение?

- Нет, это уже проторенная дорога. Давно уже не было таких ролей.

- Вы сыграли более 50 ролей на театральной сцене. Скажите, теряется ли ваша собственная индивидуальность, когда вы переходите с роли на роль?

- Конечно, след от этих ролей в душе все равно остается – ты же вкладываешь в это все свое. Ум, разум, сердце. Все 5 органов чувств. Это бывает очень редко, но это минуты счастья. Актер чувствует, когда он перевоплощен. Схватился за гриву роли и не отпускает ее.

- Почему вы ушли в кино?

- Кино я очень люблю. Самый сладкий момент, когда говорят: «Свет, камера, мотор!» Это неописуемо. Это какая-то удвоенная, утроенная энергия. Если актеру после этой фразы скажут свернуть горы – он их свернет.

- Какую из своих работ вы назовете самой успешной?

- Есть у меня роль в выстрелившем фильме Данияра Саламата «Вдвоем с отцом». За нее я получил награду «Лучшая мужская роль» в 2008 году на международном кинофестифале «Евразия», я стал актером года. Эта работа мне очень дорога, такие фильмы мне нравятся.

- Что вы можете сказать о Данияре?

Новости партнеров
×