Почему государство утратило доверие казахстанцев и причем здесь многомиллионные траты на PR
Казахстанские пиарщики прокомментировали заявление Президента Казахстана об отказе от ненужных трат на PR-услуги, передает PR Drive.
29 июля глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил акимам и министрам отказаться от ненужных трат в виде конференций, круглых столов, торжественных мероприятий, консалтинговых и PR-услуг. Он заявил, что эти деньги должны направляться на реальную борьбу с эпидемией.
Кроме того, репутация Минздрава была подпорчена после скандала с обнародованной суммой денег на PR сопровождение проектов.
В свою очередь, PR-эксперты убеждены, что именно сейчас государству нужны выверенные и слаженные действия, чтобы нейтрализовать кризис, заново выстроить коммуникации с населением и вернуть доверие.
Главный редактор MyBusiness.kz Динара Шумаева заявила, что многие думают, что PR - это создание положительного образа себя, которое на самом деле оторвано от реальности. Поэтому и возникают разного рода скандалы, дискоммуникации, недоверие, считает Динара.
«Когда слова расходятся с реальными делами – ни один даже самый высокопрофессиональный PR-менеджер не спасет чиновника или структуру, ни одна даже гениальная PR-кампания не вернет доверие людей к властям. Есть только один выбор для чиновников – делать, что говорите и говорить, что делаете. Любая ложь, особенно в кризисное время, когда люди испытывают панику и страх за свое здоровье и финансовое будущее, превращается в огромную репутационную катастрофу», — заявила она.
Президент казахстанского пресс-клуба, председатель совета НАСО Асель Караулова заявила, что все происходящее - это результат «кривого» развития рынка. Она считает, что PR-рынок не может жить сам по себе, он отражает реалии и системные ошибки.
«Эти коммуникации давно превратились в контролируемый через государственный заказ набор клише и заздравных од, которым никто давно не верит. Уровень доверия официальным СМИ практически равен нулю. Поэтому люди ищут информацию в социальных сетях, доверяют мессенджерам и телеграмм каналам», - сказала Асель Караулова.
По ее словам, нетерпимость казахстанских чиновников к критике, непонимание, как нужно работать с общественностью привели к пышному развитию заказной журналистики.
«Очень жаль, что профессия коммуникатора, PR-специалиста сегодня так дискредитирована. Это крайне необходимая функция для любой организации, я лично знаю многих честных профессионалов в нашей отрасли, но качественные коммуникации – это не заказные статьи, ролики и флэшмобы, и они не требуют огромных бюджетов. Качественные – значит стратегические, с хорошо просчитанными рисками, с учетом того, что население не доверяет государственным СМИ и официальным каналам. И обязательно честные и на равных! А не сверху вниз. В сегодняшней ситуации любое манипулирование и замалчивание фактов даст еще больший негативный эффект. Безусловно, наше население зачастую не дисциплинированно, очень низкий уровень настороженности и так далее. Но как раз риски и причины этого носят системный характер, и правильные коммуникации нужно выстраивать именно с учетом этих особенностей», — заключила она.
В свою очередь руководитель агентства TAN Consulting Аида Досаева, заявила, что население утратило доверие не к PR-индустрии, а действиям государственных органов, особенно это касается сферы здравоохранения. В результате социального опроса более 70% респондентов заявили, что ведомство не справилось с вызовами времени в период карантина.
«Считаю, что власть недооценивает стратегическую роль PR, не умеет грамотно использовать знания и практику экспертов в области коммуникаций. Если так пойдет и дальше, то концепция "слышащего государства" останется всего лишь голословным заявлением, поскольку PR не только транслирует позицию госсектора, но и обеспечивает ему обратную связь», — заявил редактор медиа-проектов And.kz и 18plusidea.kz, лидер по специальности "Связь с общественностью" в университете AlmaU Олег Хе.
Медиаменеджер, основатель агентства Black&White Думан Кожахметов напротив отказался поддерживать коллег с PR-рынка. Он считает, что PR-специалисты своим профессионализмом лишили глаз, ушей и голоса госорганов и квазигосударственных компаний.
«Почему-то все хором решили, что связи с общественностью – это то, что можно делать чужими руками. Как итог мы получили: абсолютно беспомощные институты власти, не умеющие объяснять, не желающие слушать и, более того, вовремя и правильно реагировать на запросы населения. Пришло пора взрослеть всем. Плохо или хорошо, но рынку нужно уходить из обслуживания государства. Если есть большой душевный порыв настроить коммуникации между госорганами и населением, то вперед на госслужбу. Хорошие специалисты там нужны, особенно сейчас. Президент Токаев прав. Тратить деньги на коммуникации в том объеме и с тем подходом, что существовал, недопустимо», — заявил он.
Руководитель управления маркетинга и PR ТОО "АлГеоРитм" Гулим Оразбаева считает, события последних недель, которые привели к упадку доверия к PR-фирмам, назревали уже давно.
«Конкретно сейчас мы страдаем от двух причин. Первое – это категорическое нежелание госорганов быть прозрачными, второе – это компании, которые не отличаются высокими моральными и профессиональными принципами, и готовы сделать что угодно за какие угодно деньги. И в случае с информационной кампанией в рамках борьбы с пандемией у нас случился бинго, в результате которого по голове получили даже те, кто держался от этого позора подальше», — заявила Гулим.