Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Политолог: Толерантность народов друг к другу позволяет развивать государственность в Казахстане

Ежегодно с 1995 года во всем мире 16 ноября отмечается День терпимости.
16.11.2020, 17:22
Политолог: Толерантность народов друг к другу позволяет развивать государственность в Казахстане

Главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета Науки МОН РК Айдар Амребаев рассказал, как благодаря терпимости и толерантности был основан современный Казахстан, передает Liter.kz.

Философы определяют толерантность как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения, не избегает духовной конкуренции и не прибегает к конфронтации, считает Айдар Амребаев.

«Принцип толерантности имеет межличностное и социальное измерения. Диалог двух людей основывается на символах и «знаках», которые люди отправляют друг другу. При этом успех диалога зависит от адекватной интерпретации заложенных в них смыслов. Условием такого «разгадывания смыслов» является определенная «открытая» настроенность сторон диалога. Толерантность на индивидуальном уровне предполагает особый психологический настрой взаимного терпения, принятия другого, таким, каков он есть. И если на межличностном уровне добиться толерантности при определенной заинтересованности легко, то на уровне социума, в международных отношениях толерантные отношения достигаются с большим трудом. Корни толерантности того ли иного народа лежат в истории и культуре людей», - написал он на своей странице в Facebook.

По мнению политолога, толерантность способствует совместному выживанию народов, взаимоуважению ценностей, стереотипов и стиля жизни, приспособлению к инаковости, созиданию общих универсальных смыслов и установок, и, в конечном итоге, конструированию нового государства со своей этнокультурной доминантой, направляемой «невидимой рукой» исторической судьбы.

«В национальной истории Казахстана сильный этногенетический потенциал казахского кочевого народа не раз находившегося на грани выживания («мың өліп, мың тірілген халық» - тысячи раз умиравший и тысячи раз возрождавшийся народ), сумел использовать исторический шанс созидания своей государственности. И одним из оснований этого являлось формирование гибкого, толерантного самосознания народа, создавшего свое государство не только посредством острого «лезвия меча и пики» («найзаның ұшымен, қылыштың жүзімен»), но также мудрым словом и человечным отношением к окружающим», - написал он.

В ряде зарубежных исследований таких ученых, как Мехмет Вулкан Кашыкчы, Адриенны Эдгар, Адиба Халида и других, изучавших казахскую историю начала XX-го века отображается мнение о том, что сначала российские колонизаторы, а затем и большевики принесли в степь идею национального государства и в этом смысле они оказались «первыми националистами», предложившими сменить культурный традиционализм Степи, новым форматом симбиоза цивилизации и автохтонной культуры в центре Евразии, считает Айдар Амребаев.

«Казахстан прошел свой путь государственности от отделения от предшествовавшей постмонгольской империи Джучидов и Чагатаидов до исторического казахского ханства Керея и Жанибека, от него через конституирование нового «ҚАЗАҚского» образа жизни в эпоху Әз-Тәуке хана (Мудрого Тауке хана), годы общенародного бедствия «Ақ табан шұбырынды» в конкуренции и борьбе с превосходящими силами Джунгарского государства к признанию протектората растущей Российской империи, через непростые отношения метрополии и Вольной Степи, до яркой, но краткосрочной «вспышки» национального строительства правительства «Алаш», пытавшегося осуществить симбиоз и адаптацию передовых европейских моделей государства с недюжинной энергией казахского населения, пережившего затем годы голодомора и большевистского социального эксперимента, сопряженного с формированием на нашей территории мультикультурного резервата, - так называемой «советской лаборатории дружбы народов». Несмотря на культурно нигилирующую по своим замыслам и масштабам политику Кремля в советский период, Казахстану удалось не только выстоять, сохранив свою идентичность, но и развить в себе способность к толерантному взаимодействию с другими народами, ставшими органичной частью новой ҚАЗАҚской нации (именно «ҚАЗАҚской», поскольку это название означает не этническое, по-большому счету, образование, а политический выбор в пользу свободы и независимости). Ведь термин «ҚАЗАҚ» означает свободный, вольный человек», - отметил он.

Отметим, что сегодня, все, кто выбрал своей Родиной Казахстан с полиэтническим, мультикультурным содержанием, толерантным способом взаимоотношений людей разного этнокультурного происхождения и верования называют казахстанцами.

«Толерантность народов друг к другу в нашей стране есть безусловное завоевание и ценность, позволяющие созидать и развивать государственность на новом этапе, на современной цивилизованной основе, являющееся условием совместного процветания и развития. Не случайно, этот принцип стал краеугольным принципом построения современного государства, укрепление стабильности социально-политической системы страны, взятый на вооружение Лидером Нации», - отметил он.

В заключении, политолог процитировал Президент Казахстана, который заявил, что успех всех реформ и преобразований зависит от сплоченности, патриотизма и гражданской ответственности казахстанцев. В единстве и согласии Казахстан преодолеет все вызовы и достигнем всех поставленных целей».

Новости партнеров
×