Арман Кудабаев: "Только слепой может не увидеть, что благодаря профессионалам казахский язык развивается"
С журналистом, публицистом, старшим преподавателем кафедры ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации КазНУ им. Аль-Фараби Арманом Кудабаевым мы учились на факультете журналистики КазНУ им. Аль-Фараби. Полиглот и интеллектуал, Арман всегда умело отстаивал свою точку зрения. Сейчас лекции автора и соавтора многих учебных пособий с большим удовольствием слушают студенты журфака. Недавно он выпустил книгу "Перепутье: Цикл интервью", в котором собраны все его интервью и публикации, опубликованные в СМИ Казахстана. В сборнике раскрыты актуальные проблемы общественно-политической жизни современного Казахстана. Особый интерес представляют рассуждения Армана Кудабаева как человека, способного адекватно оценивать тренды в жизни казахстанского общества. Например, какие последствия они будут иметь в будущем и что нужно предпринять, дабы избежать негативных сценариев?
"Нельзя забывать, что студенты относятся не к простой среде"
— В рецензии к твоей книге утверждается, что сборник полезен для студентов и помогает им распознавать истинные ценности. В чем они, по-твоему, заключаются?
— В каждой цивилизации, каждой культуре и каждой религии есть свод своих заветов предков, норм и правил, и в общем, признаться, они мало чем отличаются от друг друга. Принципы "уважай ближнего", "не убей", "не воруй", "заботься о слабом", возможно, отличаются лишь только одним языком трансляции... Проблема не в том, что мы их не знаем. Проблема в том, что временами мы их забываем. Или нас заставляют забыть. А еще, упаси Бог, дать другим внушить нам, что наши "принципы" лучше, чем у других.
Должен ли преподаватель пересказывать студентам свод моральных принципов. Извините, вы думаете, что студенты, пусть даже и молодые люди, не знают о них? Да любой первокурсник, только что пришедший в вуз со школьной скамьи, с закрытыми глазами отчеканит их. Другой вопрос, осознает ли он суть их? Не лучше ли показать им реальные примеры, когда они сами же, вольно или невольно, осознанно или нет переступают через эти принципы! Поверьте, иногда эффект сродни удару током.
— Ты в своих статьях поднимаешь проблемы системы образования. В чем ты видишь корень проблем, и как, по-твоему, надо решать их?
— К сожалению, наша система образования напоминает больного, над которым эскулапы-врачи апробировали каждый свой набор "экспериментальных методов" лечения. При этом так и не доведя до конца оздоровление хотя бы одного органа. Просто призадумайтесь, сколько масштабных и кардинальных реформ образования было затеяно во времена хотя бы так часто ругаемого нами Союза? Согласитесь, припоминается с трудом. Конечно, корректировки и изменения были. Но не так широко афишируемые, как ныне, а главное, за каждый результат "реформы" был жесткий спрос. Я вовсе не противник реформ. Но, к большому сожалению, огромное их количество и часто не до конца продуманные нововведения только ослабили систему. Приплюсуйте сюда же нахлынувшую на Казахстан моду на повсеместное открытие университетов, а наша страна уже на сегодня по количеству альма-матер на душу населения даже опережает некоторые европейские страны, и вы сами зададитесь вопросом: а где взять такое количество преподавателей? А главное — высококвалифицированных! В своих интервью я говорил, что в образовательную систему Казахстана, начиная уже с конца 1990-х годов, хлынула волна "непрофессионалов". И ладно, если бы проблема была только в недостаточности знаний, компетенции и навыки можно нагнать, но в систему школ и вузов стали приходить люди, каждый со своей "теорией" и "видением". Однако, пардон, тут вы меня уж извините, но по законам Республики Казахстан политическая и религиозная агитация в стенах школ и вузов
— Но ты часто упоминаешь, что в усилении религиозности в среде молодежи виновата система образования.
— Понимаете, мы немного подзабыли, что вузы и школы относятся не только к образовательной, но и к научной сфере. Не нивелируем ли мы значение тех же уважаемых образовательных учреждений, позволяя транслировать в стенах университетов и школ "версии" строительства египетских пирамид инопланетянами, происхождения пророков от казахов, необходимости внедрения в систему преподавания "закона божьего"? По сути, система образования и есть тот фильтр от всевозможнейших псевдонаучных и новомодных "теорий", который, отсеивая всяческую шелуху, оставляет самое ценное и самое необходимое последующим поколениям. Выполнила ли эту роль отечественная система образования?
К сожалению, могу только констатировать, что нет. Иначе как можно объяснить то, что количество покрытых хиджабами студенток растет не только на гуманитарных факультетах, а религиозные платки все чаще встречаются даже у преподавателей высших учебных заведений? Кстати, года четыре-пять назад я предупреждал, что отсутствие реакции у МОН и руководства университетов на возросшее количество хиджабов создаст ситуацию, когда и никабы (черные паранджи) в среде студентов станут чем-то обыденным.
В одном интервью я делал довольно подробный расклад, как получилось, что религиозные платки так внезапно и довольно успешно были "пропиарены" в среде нашей молодежной аудитории. Тогда это была заслуга многочисленных и разбросанных чуть ли не по всей стране иностранных лицеев, которым тогдашнее наше профильное министерство не смогло поставить элементарные требования к школьной одежде (соответствующие казахстанским нормативам и стандартам). Сегодня функцию дальнейшего продвижения, рекламы и PR "религиозных облачений", по сути, взяли наши университеты. Мы как-то забываем, что студенты относятся не к простой среде, это отпрыски довольно успешных и обеспеченных родителей, на них ориентируются друзья, им подражают. И нет ничего удивительного, что студентка, возвращаясь в свой город или аул, рассказывает, как одеваются настоящие казашки в Алматы.
— Не боишься высказывать свое мнение на такие острые темы?
— После каждого моего интервью ко мне на почту и в социальные сети приходили, да и продолжают приходить письма с весьма и весьма "горячими пожеланиями". Бывало и коллеги, после отдельных моих медиа-бесед, уже позже, в коридоре, не желали вдруг подавать мне руки, отвечать на мои приветствия. Но самое интересное, после выхода этой книги отношение многих резко поменялось. Возможно, формат сборника, в котором интервью воспринимаются уже не по отдельности, позволяя вкупе охватить проблемы самому читателю, не спеша и без эмоций поразмыслить над сказанным дома, внес свои коррективы.
Легко говорить о необходимости возвращения к истокам, возрождении духовности, патриотизме и роли родного языка, однако намного сложнее продемонстрировать реальное их значение, а еще труднее показать, что в погоне за "извечными идеалами" мы нередко переступаем через себя. И через других... По крайней мере и в своих интервью, и в книге я старался донести этот "месседж".
"Хороший сосед разнимает дерущихся"
— К темам твоих исследований также относятся языковые и межнациональные вопросы. К какому выводу ты сейчас пришел?
— Удивительно, насколько мы бываем привязаны к старым мифам и стереотипам. Нередко и ко мне приходят коллеги и твердят: "Арман, как ты не видишь? Казахский язык на грани вымирания!". Но я же вижу, что двадцать лет назад в группах русского отделения говорили на казахском единицы, лет десять назад — половина аудитории, ныне — большая часть, включая представителей других этносов, говорит или сносно понимает казахскую речь. "Да нет, — отвечают, — поверь нам! Язык умирает".
Чаще человек просто не хочет видеть происходящие изменения, зажал себя в заданных рамках. Но хуже, когда этим мифом начинают манипулировать с другими целями. К примеру, те же студенты — легковерный народ, и могут принять за истину и не такое.
Язык развивается, и не видеть этого может только слепой... И это заслуга профессионалов своего дела. По большей части именно эти люди хорошо понимают, что такое системный, кропотливый, каждодневный труд, они совершенствуют методики, пишут и переиздают пособия, организуют курсы, самоотверженно преподают в школах и вузах. И признаем, что небезуспешно. Другое дело — те, кто чаще всего муссирует эту тему.
Просто вдумайтесь, какой вклад сами эти люди внесли в развитие государственного языка, кроме своих криков, истерик и склок? Хоть один такой популист, радетель родного языка купил хотя бы десяток учебников казахского соседней школе? А еще, давно примечено, что люди, больше всего критикующие других за незнание государственного языка, требующие наказать и "не пущать", сами чаще очень слабы в изучении других языков.
Что касается межнациональных отношений, то мы тоже как-то быстро забываем, что наши коллеги, клиенты, соседи, сокурсники и одноклассники — такие же граждане нашей страны, и их права (и обязанности, конечно) никак не меньше, чем у других. "Нет, — отвечают мне, — титульный этнос обладает большими правами!". Давайте поразмыслим: если в тюрьму попадают два грабителя, убийцы или насильника, тогда, согласно этой же логике, у одного будет больше возможностей выйти сухим из воды?
— В сборнике опубликованы твои статьи об Украине и ответственности журналиста и СМИ. Что не так с этими понятиями у нас?
— Признаем, трагедия на Украине отозвалась болью в сердце каждого из нас. Тем более, что в конфликт вовлечены два не чужих нам, а очень близких и братских народа. А теперь представьте, во дворе у вас же повздорили и подрались два соседа. Вы сами видели всю историю зарождения конфликта и являетесь свидетелями явной вины каждого. Согласитесь, подзадоривать одну сторону, обвинять только одного соседа или, упаси бог, подставить подножку другому — не совсем честно. Хороший сосед, вообще-то, тот, кто разнимает дерущихся, не согласны?
Казахстан обозначил свой нейтралитет. Однако, как я говорил в тех же интервью, одно дело — обозначить нейтральную позицию, а совсем другое — четко ее придерживаться. К сожалению, именно СМИ, функцией которых является подача максимально взвешенной и максимально объективной информации, стали первой "жертвой" пропагандистских и информационных манипуляций той и другой стороны. Обязательные формулировки "по утверждениям того-то", "как сказал тот-то", "как заявил этот", которым нас обучали на факультетах журналистики, давно и напрочь подзабыты.
Самим потребителям возможности разобраться самостоятельно тоже в общем-то ограничили. На территории Казахстана не работают отдельные сайты и каналы той или иной стороны, при этом решение кого транслировать, а кого блокировать принимает, как мы понимаем, единолично и на свое усмотрение сама компания-провайдер. Не совсем понятны рамки действия и влияние зарубежных НПО на отечественные СМИ. Кстати, мое личное мнение, что в Казахстане, находящемся в центре всех важнейших континентальных коммуникаций, давно назрела необходимость принятия закона об иноагентах.
"Журналистика во всем мире все больше превращается в пропаганду"
— Ты часто поднимаешь вопросы о молодежном воспитании. В соцсетях много видео, где один избивает второго, а третий снимает и выкладывает в соцсети. Как с этим бороться?
— А в чем разница между съемками "в интерактив" разборок молодежи, избиваний "на камеру", буллинга (травли) сокурсников и одноклассников, выкладываемых в соцсети и... языковыми рейдами в интерактив, преследованиями (с камерой!) уятменами девушек в джинсах или коротких юбках, отчитыванием новоявленными религиозными идеологами женщин и оступившейся молодежи? Или вы реально думаете, что только молодые люди способны наделать глупостей, а взрослые, мол, полностью контролируют свои действия?
Проблема в другом: и тем, и другим требуется внимание и одобрение. А в погоне за хайпом, за дешевой популярностью многие нередко за желанием свести счеты с теми, кто не такой, как все (поверьте, независимо от возраста!), переходят дозволенные и недозволенные границы. Во многих странах приняты или принимаются законы, довольно жестко наказывающие за факты буллинга, оскорбления и угрозы в соцсетях.
А теперь для интереса посмотрите на записи "в интерактив", где люди просят прощения за не так сказанные слова, за оговорки о государственном языке, поищите посты молодых девочек, умоляющих извинить их за "неподобающую" одежду, за неправильно снятое видео и так далее. Их стало не просто много, люди хайпуют на них! А теперь же почитайте комментарии ниже этих повинных видео. Практически ни одного комментария "да с кем не бывает!", "в следующий раз так не делай", "ладно, прощаем"! Я здесь даже не буду приводить большинство написанного, потому что даже из моих уст это будет звучать как передача содержания оскорблений и угроз. Извините, а вы часто слышали, что кого-то в Казахстане наказали за угрозы и оскорбления в комментариях и постах?
Конечно, кто-то скажет, что жертва сама должна подать в суд. Однако, как вы понимаете, отсутствие исков не говорит об отсутствии преступления. Да и что может получить такой "нарушитель", если на кону известность...
— Чем отличается нынешняя журналистика от предыдущей? Плюсы и минусы?
— Плюсы: появились новые технологии, позволяющие быстро и на огромные расстояния передавать информацию, менять форму и стиль, улучшать дизайн. К сожалению, из плюсов только это.
Минусы: журналистика с каждым днем, во всем мире, все больше превращается в пропаганду. В этом отношении все мы без исключения откатываемся назад, ведь реальная журналистика появилась позднее.
— Кстати, я перестала видеть твои посты в Facebook...
— Я попал в "черные списки" Марка Цукенберга. Это тоже опыт. Хотя немного забавляет, что не получив за несколько лет присутствия в ФБ ни одного бана и ни одного предупреждения, мне прислали письмо с уведомлением, что мой аккаунт закрывается без права восстановления. И что Facebook имеет право не отвечать на запросы о причинах сего. Конечно, пытался несколько раз снова открыть, но каждый раз получал отказ. Последнее запомнилось особо, изменил ники, телефоны, адреса и разместил свою фотографию. И бац, снова отказ! Отказ по фотографии!
Хотя только жалею, что не позаботился о сохранении контактов друзей по всей Центральной Азии, России, Турции, Европе и США. Но об этом в книге тоже есть. А дальше у меня ушли два родных мне человека. И времени совсем не осталось.
— Над чем сейчас работаешь?
— Довожу до логического конца диссертацию по архетипам поведения Востока и Запада. Кстати, многие вещи наших непониманий, взаимных претензий и разборок берут корни оттуда. Ведь мы реально верим, что мы — существа разумные, венец эволюции, воплощение божественных замыслов, мы контролируем все наши действия. А по сути, мы так же легко управляемы. Надеюсь внести свою долю ясности в этот вопрос.
Алма Кенжебекова, Алматы