Артем Райзих: «Для молодежи открыты все дороги»
Страна готовится отметить 30-летие независимости в декабре. Для учителя Мартукской средней школы № 1 Актюбинской области Артема Райзиха этот праздник будет двойным – большой юбилей Родины совпадает с личной круглой датой. Ровесник суверенитета со дня своего рождения впитывает все достижения молодого государства, развиваясь параллельно с ним.
– Артем, как вы, ровесник независимости страны, воспринимаете столь необычное совпадение в датах?
– Честно говоря, я родился 25 декабря 1991 года. Разница буквально в несколько дней. Все же моя жизнь неразрывно связана с историей независимости нашей страны, с ее становлением. Все, чего достиг на данный момент, связано с этим: я свободно окончил школу, свободно выбрал университет, где получил желанную профессию, имею работу, стабильный заработок. Обзавелся семьей, на данный момент у меня двое детей. Все это благодаря грамотной политике руководства страны. Думаю, Казахстан хорошо развивается как в политическом, так и в экономическом плане. Шаги развития молодого государства уверенные. В данный период, к примеру, очень много возможностей, особенно для молодых, все дороги открыты для нас. Главное – иметь конкретные цели, сильное желание действовать во благо Родины.
– Хотелось бы узнать вас ближе...
– Моя малая родина – село Кенкияк Темирского района. Я родился в интернациональной семье. Мой отец – из волжских немцев. Его предки в конце пятидесятых годов минувшего столетия прибыли в Актюбинскую область из Молдовы. Жили в Шубаркудуке, в 1972 году поселились в соседнем Кенкияке. В довоенные годы в поисках лучшей доли мамина родня переехала из Татарстана в Казахстан, в Гурьевскую (ныне Атыраускую) область. Родители встретились в Актобе, я у них – единственный ребенок. Отец работает слесарем. Мама Фарида Давидовна – выпускница педагогического училища, тридцать лет преподает в начальных классах.
Всей семьей мы свободно говорим на казахском языке. Мне государственный язык знаком с раннего детства, потому что рос в окружении казахов. Учиться пошел в смешанную школу. Хоть и учился в русских классах, но на переменах, да и на улице со сверстниками общался, в основном, на казахском.
– Вы, хоть и выросли в нефтяном поселке, но пошли по стопам матери и стали учителем...
– Я рано увлекся историей, она всегда была одним из самых интересных предметов. Выпускник исторического факультета Западно-Казахстанского государственного университета имени Махамбета Утемисова в Уральске. Преподаю восьмой год. Начинал в маленьких аулах, в малокомплектных школах с контингентом в пятьдесят-шестьдесят учеников до девятого класса. Преподавал историю и географию, попробовал себя в социальной педагогике, есть опыт учителя начальных классов, воспитателя в интернате и научного сотрудника историко-краеведческого музея.
Шестой год живу в райцентре Мартук, работаю в средней школе № 1. На всем этом пути помогают старшие коллеги, за что им очень благодарен. Для меня важно быть для учеников другом, наставником, примером, так как именно в школе формируется личность, характер будущего гражданина страны.
В истории нет неинтересных периодов, но детям особенно нравится период средневековья. Уроки стараюсь вести и давать детям материал так, как это было бы интересно мне самому, максимально доступным для подростка языком. Кстати, совсем недавно завел страницу в ТикТоке, куда стараюсь выкладывать как познавательные ролики по своему предмету, так и развлекательные – из жизни школы. Стараюсь идти в ногу со временем вместе с детьми, баламен бала бол, дегендей.
Расширяя кругозор, в свободные минуты читаю, в основном историческую литературу. Последний год увлекся мотивационными книгами. Если говорить об увлечениях, то прежде всего, это – нумизматика. Все началось с трех серебряных монет двадцатых годов прошлого века, доставшихся маме от бабушки в наследство. Еще, как и многие мужчины, люблю рыбалку, правда, выезжать на природу получается реже, чем хотелось бы.
– Как помогает знание государственного языка в повседневной жизни?
– Мне посчастливилось, что я вырос в той среде, где в основном все говорили на казахском, поэтому на достаточном уровне владею им, не скажу, что в совершенстве, но поддержать диалог могу.
Жена у меня – казашка, мы с ней познакомились на предметной олимпиаде. Только она преподает английский язык. У нас подрастают дочки – четыре годика Аделине и три – Ариане. Я их сразу отдал в казахскую группу детского садика. С самого рождения мы проводим все положенные казахские обряды: қырқынан шығару, шілдехана, тұсаукесер… Живу в Казахстане, поэтому пропитан этим менталитетом. Стараемся соблюдать все национальные традиции, часто за нашим дастарханом собираются родственники.
Кстати, мама Асем, моя теща, – учитель казахского языка и литературы с большим стажем. Как видите, наша семья не только интернациональная, у нас еще и династия педагогов.
– На ваш взгляд, что нужно человеку для того, чтобы он заговорил на казахском, государственном языке?
– Здесь главное – желание, желание учиться. У меня есть знакомый, с ним познакомился на республиканском молодежном форуме «TILI BIRDIN TILEGI BIR», который был организован в Костанае в 2018 году. Житель Шымкента временно переехал в Костанай только для того, чтобы оказаться в той среде, где больше говорят на русском языке. Таким методом он решил овладеть русским языком. Точно так же для кого-то нужно, следуя такому примеру, пожить немного там, где в обиходе в основном казахский язык. Для другого - достаточно онлайн курсов, которых сейчас большое разнообразие, к тому же бесплатно. Главное, еще раз подчеркну, – желание и практика, нужно стараться больше говорить, спрашивать о непонятном, узнавать новое. В обществе стараться говорить так, как получается, не стесняться. Думаю, при должном желании казахский язык на уровне разговорного можно выучить любому. У меня достаточно знакомых неказахов, которые свободно владеют государственным языком. Сам я хочу улучшить уровень владения, для этого планирую читать казахских авторов в оригинале.
– Артем, в вашем архиве хранятся благодарственные письма Елбасы и Президента...
– Первое письмо я получил в 2019 году от Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева за активное участие в агитационной работе в ходе предвыборной кампании по выборам Президента за «…поддержку курса Елбасы, а также политики на дальнейшее развитие страны на основе принципов преемственности, справедливости и прогресса».
Второе, за подписью Первого Президента – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева получил в 2020 году за волонтерство. Школьником и в студенческие годы всегда принимал активное участие в общественной жизни. Три года подряд выезжал на археологические раскопки, ездил на конференцию в Российскую Федерацию по археологии, туда же – в составе поисковых отрядов по захоронению фронтовиков. Эту тенденцию сохранил, став учителем. С первого трудового дня стараюсь принимать активное участие в общественной жизни не только педагогического коллектива, но и района.
Моя натура такова, что не могу ждать, пока кто-то будет за меня что-то делать. Стараюсь быть самостоятельным, брать ответственность на себя, быть полезным обществу и увлекать этим друзей и воспитывать учеников в таком же духе.
Мне трижды посчастливилось участвовать в мероприятиях с участием Елбасы. Благодарственным письмом отмечен мой небольшой вклад в противостояние пандемии коронавируса, охватившей мир. Добровольцы нашего района с первых дней помогали семьям, попавшим в беду. Регулярно раздавали продукты питания, медицинские маски. Минувший год, начавшийся с карантина, был временем переосмысления многих вещей.
В заключение хочу отметить, что процветание и развитие независимого Казахстана – в руках молодежи, и мы должны приложить все свои усилия на благо нашей Родины.
Жанат СИСЕКЕНОВА, Актобе