Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

Будет ли услышан голос учителей-географов

Учителя географии просят властей обратить внмание на положение школьного предмета. 

30.09.2025, 11:19
Будет ли услышан голос учителей-географов
Фото: Pixabay.com

В редакцию газеты LITER поступило письмо, подписанное более чем 500 учителями географии из разных регионов Казахстана. Педагоги обратились к властям с просьбой обратить внимание на положение школьного предмета, который, по их мнению, постепенно теряет свое значение в образовательной системе. Инициатором обращения стала директор ТОО “Географиядан республикалык атаулы мектеп”  из Алматы Гульмира Есназарова. В письме она от имени коллег отмечает:

“География – это не просто набор фактов о реках и горах. Это предмет, который формирует у детей понимание того, как устроен наш мир: от климата и экологии до экономики и глобальных процессов. Сегодня, когда человечество сталкивается с климатическими вызовами, проблемами рационального использования ресурсов и экологической безопасностью, значение географии как науки и учебного предмета только возрастает. Однако в школьной практике мы сталкиваемся с серьезными трудностями”.

Среди проблем, которые озвучены в письме, учителя называют дефицит современных учебных пособий, перегруженность программ теорией при недостатке практических занятий, а также отсутствие системной переподготовки и повышения квалификации педагогов.

“Наши ученики должны уметь читать карту, анализировать климатические данные, понимать, почему тает лед в Арктике и как рамками устаревших методических материалов. Учитель остается один на один с проблемой – и энтузиазм не всегда способен заменить системный подход государства”, – пишет Гульмира Есназарова.

Коллективное письмо подчеркивает необходимость реформы предмета: обновления учебников, интеграции цифровых технологий (геоинформационные системы, спутниковые карты), а методических курсов для педагогов.

После поступления обращения редакция LITER направила официальный запрос в Министерство просвещения. Ведомство подтвердило получение письма и подробно ответило на основные тезисы педагогов. В Министерстве просвещения отметили, что вопросы, поднятые учителями географии, находятся в поле постоянного внимания. Ведомство подчеркнуло, что обновленное содержание среднего образования разрабатывалось с учетом международного опыта и современных требований к формированию компетенций учащихся.
Вместе с тем, учитывая предложения педагогов и общественности, работа по совершенствованию учебных программ будет продолжена.

«Мы понимаем значимость школьной географии как предмета, формирующего у детей не только знания о родной стране, но и системное мировоззрение. В рамках рабочих групп с участием учителей-практиков и методистов проводится анализ действующих учебных программ и учебников. В случае выявления недостатков будут внесены изменения, в том числе в части практической картографической работы, изучения физической и социально- экономической географии Казахстана», – говорится в официальном комментарии.


В министерстве также добавили, что вопрос цифровых инструментов в обучении рассматривается как один из приоритетов:
«Мы понимаем, что программы вроде ArcGIS действительно недоступны большинству школ. Поэтому совместно с отечественными разработчиками и партнерами обсуждается возможность создания более простых и бесплатных платформ, адаптированных под школьное обучение. Эти решения должны повысить вовлеченность учеников и сделать картографические задания доступными в каждом классе».
Что касается принципа последовательности «от простого к сложному», то, как отметили в министерстве, методисты совместно с экспертами изучают пути совершенствования спиральной модели обучения:

“Цель – сохранить системность преподавания, повысить интерес школьников к предмету и обеспечить постепенное и логичное освоение материала. Важно, чтобы школьная география не только давала фактические знания, но и учила детей анализировать, сравнивать и применять их в реальной жизни”.


Ведомство заверило, что предложения педагогов, изложенные в коллективном письме, будут детально рассмотрены, а итоги обсуждений доведены до широкой общественности. В пресс-службе министерства отдельно подчеркнули:

“Мы благодарим учителей географии за активную гражданскую позицию и искреннюю вовлеченность в развитие школьного образования. Министерство осознает важность географии как дисциплины, которая формирует у школьников не только знания, но и мировоззрение. Именно поэтому в настоящее время в рамках обновления содержания среднего образования проводится работа по пересмотру учебных программ”.

Кроме того, в министерстве сообщили, что уже в 2026 году планируется внедрение пилотных курсов повышения квалификации для учителей географии, а также обновление школьных учебников
с учетом современных подходов к преподаванию.

“Мы учитываем предложения, поступающие от практикующих педагогов. Все рекомендации, изложенные в коллективном письме, будут рассмотрены экспертным советом с участием специалистов вузов, методистов и самих учителей”, – подчеркнули в ведомстве.

PS. Письмо географов превратилось из простого обращения в знаковый общественный сигнал: школьная география требует обновления и поддержки на государственном уровне. Педагоги подчеркивают, что именно от этого предмета во многом зависит формирование экологической культуры, пространственного мышления и понимания глобальных процессов. Теперь они ждут не формальных ответов, а реальных шагов со стороны министерства, которые помогут выстроить полноценный диалог с теми, кто каждый день учит детей видеть и понимать мир.

Алма КЕНЖЕБЕКОВА

Новости партнеров
×