Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 521.57  601.01  6.65

Будущее – через образование: какие изменения ожидаются в программе “Болашак” в 2025 году

Интервью с экспертом, дважды выпускником программы “Болашак” Русланом Жексебайулы.

08.04.2025, 10:54
Будущее – через образование: какие изменения ожидаются в программе “Болашак” в 2025 году
Фото: istockphoto.com

С 2025 года международная стипендиальная программа “Болашак” внедряет ряд значительных изменений, направленных на улучшение процесса отбора кандидатов. Среди них – первичный отсев по результатам комплексного теста и обязательное мотивационное письмо. Эти нововведения должны повысить объективность отбора и снизить влияние человеческого фактора. Эксперт по международному образованию, дважды выпускник программы “Болашак” Руслан Жексебайулы в интервью LITER рассказал о том, какие еще новшества могут повысить эффективность программы, существуют ли льготы для госслужащих и насколько важен иностранный язык для успешного обучения.

Вызовы и возможности

– С этого года программа “Болашак” вводит ряд изменений в правила отбора. Как вы оцениваете эти изменения и что они могут привнести?

Да, действительно, есть изменения. Во-первых, введен первичный отсев по результатам комплексного теста. Во-вторых, в перечень обязательных документов добавлено мотивационное письмо. Эти меры должны помочь сократить нагрузку на экспертную комиссию, а также снизить влияние человеческого фактора на итоговые решения.

Я считаю, что эти изменения логичны, особенно на фоне растущей конкуренции. Например, в прошлом году на одно место претендовало десять человек. Это важно, учитывая, что программа становится все более популярной и запрос на прозрачность и четкие критерии возрастают.

Руслан Жексебайулы. Фото из личного архива

– Руслан, не кажется ли вам, что тестирование – это далеко не единственный способ выбрать достойных кандидатов?

Совершенно верно. Необходимо находить, если можно так выразиться, баланс между фильтрацией и гибкостью. Безусловно, теперь комплексное тестирование определяет, кто проходит дальше. Это упрощает процесс, но требует деликатного подхода. Например, среди претендентов есть те, кто уже поступил в зарубежные вузы и доказал свою академическую готовность. Поэтому мотивация, лидерские качества и стратегическое мышление – важные показатели. И эти качества сложно измерить только одним тестом. По моему мнению, здесь будет полезен дифференцированный подход. Что это значит? Это значит – более гибкие требования для тех, кто поступил в вузы самостоятельно, а также отдельные критерии для льготных категорий. Что я подразумеваю под “гибкими требованиями”? К примеру, для кандидатов, уже поступивших в зарубежные вузы, можно сократить часть требований, а комплексный тест оставить для льготных и других категорий. В целом необходимо поднять минимальный GPA до 3.2–3.3. Эта мера сократит количество претендентов в два-три раза. Будут подаваться подготовленные и сильные кандидаты.

Касательно мотивационного письма. Конечно, это ценный способ раскрыть цели кандидата, но его влияние на итоговое решение пока не до конца ясно. Кто оценивает? По каким критериям? Как избежать субъективности? В этом случае было бы полезно опубликовать на сайте программы примеры мотивационных писем, критерии оценки, чек-листы и часто задаваемые вопросы. Все это снизит стресс у кандидатов и повысит доверие к системе. А как вы знаете, успешный конкурс начинается с доверия.

Новое поколение управленцев

– Вы упомянули о льготной категории. Насколько мне известно, в программе теперь появилась такая категория и для госслужащих. Как вы оцениваете эту инициативу?

– Цель инициативы понятна и стратегически обоснована – это формирование нового поколения управленцев с международным опытом. Но реализация такой идеи требует учета нюансов и продуманного подхода. Сам формат предусматривает языковую подготовку до одного года, а также обязательную отработку в госорганах после обучения.

Приведу личный пример, так как в 2012 году я проходил аналогичный путь. После возвращения было непросто трудоустроиться. Это было связано с тем, что механизм адаптации выпускников не был проработан, а предложенная зарплата не соответствовала реальным расходам. Я считаю, что эти сложности являются сигналами, которые стоит учесть в новом цикле развития программы.

– Тогда что вы могли бы порекомендовать?

– Важно, чтобы программа для госслужащих была направлена на конкретные области. Как известно, в 2024 году президент РК Касым-Жомарт Токаев сделал приоритет на специалистах в области искусственного интеллекта, водных ресурсов и атомной энергетики. Было бы логично создать узкую категорию госслужащих именно в этих направлениях. Это в свою очередь позволит повысить эффективность вложений.

Важно не забывать и о синергии с уже существующими ресурсами. Выпускников программы “Болашак” уже более тринадцати тысяч человек. Многие из них готовы делиться знаниями, работать на государство и запускать инициативы. Поддержка таких специалистов и создание условий для их возвращения в госсектор могут дать быстрый результат. Не стоит забывать и о Президентском молодежном кадровом резерве, который стал хорошей инициативой в этом вопросе.

Сегодня сам рынок образовательных услуг активно развивается: есть доступ к консультациям, курсам и языковой подготовке. Возможно, часть задач можно было бы решать вне рамок госфинансирования, а сэкономленные ресурсы направлять на расширение числа грантов или увеличение стипендий.

Язык – это не барьер, а инструмент

– Давайте обсудим языковой вопрос. Насколько важен сегодня уровень английского для участия в программе? Если я не ошибаюсь, недавно сертификат IELTS с минимальным баллом 6,0 был исключен из списка обязательных документов для подачи на стипендию.

– Это решение принято для упрощения процедуры и сокращения бюрократической нагрузки. Однако при всей логичности такого шага важно учесть его возможные последствия. Для успешного обучения за рубежом знание английского критично. Вузы из верхней части мировых рейтингов требуют как минимум IELTS 6,5 и выше. Это не просто формальность, а индикатор готовности к академической нагрузке: чтению и анализу сложных текстов, участию в дискуссиях и проектах. Я бы все-таки предпочел вернуть IELTS как обязательное требование с минимальным баллом 6,0. В перспективе можно было бы рассмотреть повышение до 6,5.

– А как вы относитесь к альтернативным тестам, например, Duolingo English Test?

– Этот тест удобен по формату, доступен онлайн и проще в сдаче. Однако он может привести к ряду рисков. Например, выбор вузов с низкими требованиями к языковому уровню, академическая неготовность студента и риск отчислений. При этом не стоит забывать об уязвимости онлайн-формата, при которой возможно, что тест сдает не сам кандидат, а другое лицо.

Поэтому важным остается вопрос, связанный с составом независимой экспертной комиссии, обладающей знаниями английского языка. Обязательные вопросы на интервью могут выявить реальный уровень языка кандидатов, что позволит сразу понять, готов ли претендент к обучению в англоязычной среде. В любом случае, язык – это не барьер, а инструмент, без которого невозможно реализовать академический и профессиональный потенциал.

Шаг к справедливости

– Говоря о повторной подаче на “Болашак”, как эта возможность поможет кандидатам?

– Это шаг к большей гибкости и справедливости. Теперь тем, кто не прошел отбор с первого раза, не нужно ждать год, ведь можно попробовать снова. Однако все зависит от того, насколько кандидат понимает график приема заявок и академические календари вузов. Как известно, программа обычно присуждает гранты в три этапа: июнь – первый поток, август/сентябрь – второй и декабрь – третий поток. Однако важно понимать, что подача заявок должна совпадать с учебными календарями разных стран. Например, для США важен первый поток заявок, чтобы успеть начать учебу в срок. Для других стран, например, европейских, второй поток может быть актуален. А вот третий поток практически не подходит для большинства стран: студенты попросту не успевают вовремя начать учебу.

Но возможность отсрочки существует. Так, некоторые вузы позволяют отложить начало обучения. Это нужно выяснять заранее, чтобы не попасть в ситуацию, когда грант есть, а обучение уже началось. Поэтому стратегия выбора университета и страны играет огромную роль. Важно выбирать университеты с гибким графиком начала учебы. Например, многие университеты в Европе, Азии и Австралии позволяют начать обучение позже, чем в США, что дает кандидатам больше времени для подготовки.

Приносить пользу стране уже сегодня

– Руслан, какие еще изменения должны быть в самой программе, чтобы она стала еще более эффективной?

– Важно продолжать работать над повышением прозрачности и эффективности. Например, теперь в конкурсе учитывается только стаж работы в организации с наибольшим сроком трудоустройства. Это упрощает процесс оценки и делает его максимально объективным. Благодаря интеграции с системой eGov отпадает необходимость в дополнительной проверке и снижается влияние человеческого фактора. Тем самым кандидаты получают понятные и прозрачные правила игры.

Не стоит забывать о таком важном социальном шаге, направленном на поддержку семей с высокой степенью ответственности и ограниченными возможностями. Теперь выпускники, которые являются единственными официальными опекунами лиц с инвалидностью I или II группы, освобождаются от обязательства возмещения расходов по гранту.

Академические требования становятся точнее. Так, одним из новшеств стало требование к кандидатам на инженерно-технические магистратуры иметь высшее техническое образование. Это решение выглядит логичным и помогает обеспечить высокий уровень подготовки в технических специальностях.

Также теперь выпускники обязаны предоставлять итоговую научную или дипломную работу, которая будет включена в национальную базу знаний. Это поможет накоплению научного потенциала и повышению исследовательской культуры среди стипендиатов.

Стоит отметить и расширение возможностей для отработки в международных организациях, таких как ООН или ЮНЕСКО. Это позволяет выпускникам работать на глобальном уровне и привозить мировой опыт в Казахстан.

– В завершение нашей беседы хотелось бы узнать, какой вклад сегодня вносят выпускники программы в экономику страны?

– Как я уже сообщал ранее, сегодня в Казахстане работают более тринадцати тысяч болашаковцев. Из них: 850 – в здравоохранении, 1900 – в образовании, 4000 – в инженерии и инновациях. Более 38% участников Президентского молодежного кадрового резерва – выпускники программы.

Но для укрепления общественного доверия к программе важно не только говорить о результатах, но и показывать их через живые примеры. Эффективным решением может стать масштабная кампания с участием самих выпускников. Это могут быть короткие видеоролики, спецпроекты в СМИ, публичные выступления, кейсы “до и после”, инфографика и визуальные истории успеха. Такой подход поможет продемонстрировать, как болашаковцы работают в здравоохранении, образовании, инженерии, предпринимательстве и госсекторе и как их знания и опыт приносят пользу стране уже сегодня.

Роман МЕЗЕНЦЕВ, Астана

Новости партнеров
×