Через 15 лет все будут нам завидовать — Александр Аксютиц
Первого сентября Президент страны выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана. В этом году Глава государства особо уделил внимание вопросам креативной индустрии. Так как креативная индустрия является одной из точек роста экономики и занятости, Президент заявил о необходимости создания объектов притяжения талантов — центров креативной индустрии в каждом областном центре и разработке отдельного пакета мер поддержки креативщиков. О том, как реализовать данную идею, на какой стадии развития креативная индустрия Казахстана и как поддержать талантливую молодежь рассказал известный медиа-менеджер, директор продюсерского центра Qazaq Media Александр Аксютиц.
Как рождается идея?
— Президент Казахстана в своем Послании подчеркнул, что поддержка креативного сектора является одной из важнейших задач государства. Какие, на Ваш взгляд, основные перспективы развития креативной индустрии в Казахстане?
— Главное то, что я сейчас вижу — это наши яркие музыкальные звезды, которые показали себя как в Казахстане, так и за рубежом. В первую очередь в России, Китае, Турции. Это и сериальное производство, в том числе в России, их активно сейчас у нас приобретают. Это хорошая возможность двигаться дальше. То, что изменили кинорынок Казахстана за последние десять лет, и это большой рывок вперед. При правильном подходе можем поставлять как продукт, экспортировать заграницу. Примеры такие уже есть. Например, Qazaq Media, мы уже продали три своих фильма по международной платформе, также производим сериалы. Все это говорит о том, что есть большие перспективы. К счастью, у нас на казахстанском рынке очень много крутой творческой молодежи, она определяет и показывает такие примеры, которые до этого и представить нельзя было.
— Глава государства также поручил создать центры креативной индустрии во всех регионах страны. В частности, он отметил, что сейчас данные центры сосредоточены в трех крупных городах (Алматы, Астане, Шымкенте). Регионы остаются без должного внимания. Как исправить ситуацию, и с чего надо начинать?
— Я думаю, начинать надо с привлечения инвесторов. Особенно в регионах, которые вкладывались бы в креативную индустрию. Подходили к этому как к бизнесу. Искали возможности для того, чтобы монетизировать таланты, те, которые есть в ребенке. Ну и государство со своей стороны смогло бы помочь и обеспечить помещениями, где креативщики будут собираться, штурмовать. Там будут рождаться идеи, потом эти идеи будут воплощаться в жизнь. Я думаю, это хороший вариант. Плюс давно об этом говорят, но пока результатов нет. Это создание венчурных фондов, которые будут вкладывать деньги в креативную индустрию, как в бизнес. И которые будут смотреть в долгую перспективу. Само венчурное финансирование подразумевает вкладывание финансов в десять проектов, девять из них могут провалиться, а один выстрелит так, что окупит все остальные. Если такой принцип внедрить, как на уровне республики, так и на уровне регионов, было бы очень круто.
— Как эту идею можно реализовать?
— Это очень просто. В мире очень много примеров венчурных фондов. Да и в Казахстане такие примеры есть. Часть денег государство берет на себя, могут государственные компании, часть привлекается с частного сектора. Есть бизнесмены, которые готовы вкладывать в креатив. На примере Qazaq Media. У нас 100% — частные инвестиции, и бизнесменам интересно увидеть перспективу для этой сферы. Но если это масштабировать, мне кажется, это может хорошо взлететь.
— Креативная индустрия — это медиа, музыка, кино, искусство. То есть то, чем увлекается наша талантливая молодежь. Сколько молодых людей занята в вашем продюсерском центре?
— Продюсерский центр работает со всеми на рынке. Общаемся с другими центрами, актерами, сценаристами. Находим их идеи, если мы в нее верим, мы под идею формируем команду. И чтобы реализовать один фильм, команда доходит до ста человек. С сериалами тоже самое. Но это такой рынок, где не берут и не устраивают на работу с трудовыми книжками. Люди приходят на проект без принятия в штат. Так он интереснее. Один режиссер может в год снять как минимум три фильма. Под разными продюсерскими центрами, под разными инвестициями, под живой рынок.
— В своем Послании народу страны Президент также отметил, что надо наладить сотрудничество с ведущими международными компаниями и сфокусироваться на подготовке квалифицированных специалистов. Что бы Вы предложили, как директор продюсерского центра?
— Это большая проблема. Действительно, у нас кадров не хватает, например, этим летом, чтобы заполучить толкового режиссера на свой проект, надо было очень постараться и выбрать. Потому что все заняты на проектах. Тоже и со сценаристами, актерами. Поскольку сфера бурно растет, везде ощущается острый дефицит кадров. Поэтому если со стороны государства будет оказана помощь для того, чтобы организовать кадры повышения квалификации профильных специалистов, были бы очень полезными. Если на наш продюсерский центр обратит внимание Нью-Йоркская академия кино и будут разговаривать на государственном уровне, то это будет гораздо эффективнее. Опять же есть "Болашак", который может обратить внимание на креативную сферу, то тоже было бы очень полезно. Расширить квоту на креативщиков, посодействовать. Креативщики Алматы, Шымкента особенно оторваны, не знают, какие есть государственные программы в Казахстане, и как можно получить образование. К сожалению, они живут и мечтают об этом.
— Какие, на Ваш взгляд, должны быть нестандартные подходы в области креативной индустрии? Какие потребности выходят на ведущую роль, и что может "выстрелить" в Казахстане?
— У нас много сериалов, ютуб-каналов, тиктокеров. Они бьют все рекорды на мировом рынке. Сфер очень много. В чем прелесть креативной индустрии? Никогда не знаешь, что "выстрелит" через три года. Взять тот же Тик-Ток, пять лет назад никто не знал и не верил в него. Сейчас это самая популярная социальная сеть в Казахстане. Тут как раз и нужна команда креативщиков, которая сможет как-то прогнозировать рынок. Понимать в какую сторону надо двигаться. Это не простой вопрос. Знал бы прикуп — жил бы в Сочи (смеется). В нашей сфере это очень остро ощущается. Так и мировой рынок меняется, соответственно, также быстро все отражается и на нашем рынке. Во времена пандемии говорили, что кинотеатры умрут и все перейдут в интернет. Прошла пандемия, а народ, наоборот, пошел в кинотеатр. Люди начали искать живое общение, социализироваться. Понятно, куда надо двигаться и что будет развиваться онлайн-платформа. Это уже очевидно. У всех дома есть на Smart TV, где есть подписка на одну платформу. И люди уже не хотят употреблять какую-то развлекательную или серьезную информацию по какому-то графику. В 18.00 будут новости, в 19.00 — сериалы. Люди, когда у них есть время, хотят посмотреть новые фильмы. В этом плане онлайн-платформа, мне кажется, будет перспективное направление. К сожалению, в Казахстане пока нет ни одной полноценной онлайн-платформы, которая могла бы конкурировать с иностранной. Попыток было множество, но довести эту идею до ума пока никому не удалось. Будем надеяться, что все-таки она появится. Потому что жалко, когда у тебя на рынке иностранная платформа превалирует. Тоже самое, что если бы у нас в Казахстане иностранные телеканалы смотрели бы больше, чем отечественные.
Корейский опыт
— Буквально полгода назад Вы открыли продюсерский центр Qazaq Media. За этот небольшой срок успели аккумулировать почти миллион долларов инвестиций. Снять два фильма и сериал. Это высокорисковый бизнес. Не боитесь?
— Я боюсь, инвесторы мои тоже боятся (смеется). Когда я разговаривал с инвесторами, то сразу предупредил, что мы можем заработать, а можем и пролететь. Невозможно на 100% предугадать. Очень много примеров, как в мире, так и в нашей стране, когда где-то что-то "выстреливает". Это основной риск, то, что я сейчас худею и седею (смеется). Без этого никак. Эта такая сфера. Даже в традиционном бизнесе сейчас невозможно все предугадать. В мире креативной индустрии подавно. Поэтому чем хороши венчурные фонды? Они позволяют за счет того, что вкладываются сразу в несколько проектов и позволяют снизить риск в глобальных провалах. Если где-то что-то провисло, то где-то хорошо выросло. Это как раз позволяет этой сфере более-менее стабильно развиваться.
— Опыт какой страны Вам нравится? И что приемлемо для нашей страны?
— Для меня показателен опыт Южной Кореи. Потому что Южная Корея сначала удивила весь мир своими музыкальными группами, а потом и сериалами. Они взорвали этим весь мир. Если раньше везде рулил Голливуд, где была шикарная графика, самые сильные актеры, большие бюджеты, то без крутой графики и многомиллиардных бюджетов корейцы стали делать кино, которое оказалось интереснее голливудского. Динамичнее, живее, актуальные темы, близкие к жизни. То, чем сейчас берут казахи, очень похоже на то, чем берут весь мир корейцы. Резкость, бешенные сценарии. Это сейчас нравится людям. Почему бы этим не воспользоваться и не попытаться по этому пути идти?
— То есть опыт Южной Кореи можно смело внедрять в Казахстане?
— Попытки уже были. Вспомните музыкальные группы, которые пытались двигаться в этом направлении. Наш сериал тоже завоевал на международном фестивале Гран-при. Это говорит о том, что наша работа заходит. У Казахстана есть перспективы для развития.
— Можете назвать креативный продукт, сделанный в Казахстане?
— Их много. Тот же сериал "Шекер", который прогремел за рубежом. "Пятница 2″, "Сержан братан", "Саке", продукты, за которые не стыдно и которые собирают миллионные просмотры в сети. Эти сериалы на слуху у людей, особенно у молодежи. Это очень важно. Потому что именно молодежь — двигатель самого прогрессивного. У нас есть музыкальные группы, отдельные личности — Иманбек. Это готовый креативный продукт.
Новые точки опоры
— Как развивать креативную индустрию в Казахстане? Например, в одной стране уделяют внимание участию гражданского общества, в другой — образованию для культурных менеджеров и лидеров, в третьей — ищут альтернативные механизмы финансирования.
— Все варианты хороши. Понятно, что в первую очередь креативщики страдают от нехватки финансирования. Причем эти деньги не подарок, а пока как бизнес, который может профинансировать эту сферу. Бизнесмены не понимают той выгоды, которую они получат. Например, у нас львиная доля рекламных бюджетов уходит на ТВ. Хотя за последние семь лет ТВ рухнуло больше чем на 30%. При этом интернет-индустрия выросла почти в два раза. Если бизнесмены умели оценивать всю ситуацию, по-новому взглянув на свои затраты на рекламу, я думаю, что они бы поняли, что гораздо эффективнее вкладывать в ютуб-проекты, в веб-сериалы, которые гораздо популярнее, чем традиционное ТВ. И, соответственно, от этой отдачи у них доход от рекламы был бы гораздо выше. Получается креативная индустрия не деньги будет в подарок получать, она будет получать заказ. Этот заказ будут шикарно отрабатывать.
Живой пример приведу. В Алматы прошел медиафорум, где принял участие Марат Оралгазин. У него есть проект "Қызық таймс". Это один из самых популярных казахоязычных каналов в нашей стране. Весь этот проект держится на энтузиазме Марата и его друзей. Если бы не было голого энтузиазма, проект давно бы умер. Нет стабильных источников финансирования. Рекламодатели приходят из раза в раз. Часть затрат покрывает "Хабар". Если бы рекламодатели понимали, насколько это круто через такие каналы доходить до казахоязычной аудитории, я думаю, они бы вкладывали. Рекламный рынок такой закостенелый у нас. 20 лет назад он сложился и до сих пор не развивается. Те бизнесмены, которые понимают выгоду, они зачастую вкладывают не в наши проекты, а в таргет, который уходит за границу — Ютуб, Фейсбук и т. д.
— Как можно решить эту проблему? Какие двери открывать, куда стучаться?
— Сложно сказать. Государство же может заставить рекламщиков по-другому работать. Я думаю, что эта сфера по любому будет развиваться. Процесс уже идет, динамика бешенная. Я думаю, что придут к пониманию, когда уже начнут терять деньги. К сожалению, это так. Приходится ждать, когда люди поймут это. Это все про внутренний рынок. А если говорить про внешний рынок, то здесь государство по любому должно принимать участие. Пример Южной Кореи показателен, это тяжело будет сделать, но с правильной поддержкой это возможно. Для всех очевидно, что наши природные ископаемые не безграничны. Все называют конкретные сроки, когда закончатся нефть, газ и уголь. Как стране жить дальше? Креативная индустрия — один из локомотивов, которая может потянуть нашу страну вперед. Наверное, не случайно Президент в своем Послании об этом говорил. Я думаю, что и в Акорде, и в Правительстве все понимают, что надо искать какие-то новые точки опоры. Потому что рынок растет, грех его не поддержать и делать на него ставку.
— Скажите, пожалуйста, насколько выгодно применять искусственный интеллект в бизнесе?
— Судя по последним успехам, это очень выгодно. Потому что искусственный интеллект пишет тексты, которые не сразу отличишь от журналистских профессиональных текстов. Искусственный интеллект в секунду создает такие изображения, которые многим художникам даже и не снились. Понятно, чтобы его развивать у нас в Казахстане, наверное, тяжело будет. Я представляю, какие многомиллиардные капиталовложения нужны в эту сферу. Думаю, что мы по любому должны этим пользоваться, чтобы потом не оказаться на крайней цивилизации. Весь мир в эту сторону идет. В Казахстане нет специалистов, которые готовы это внедрять.
— Чем, по-вашему, обусловлен масштабный интерес к креативной индустрии?
— Эта одна из сфер бизнеса, на которой можно зарабатывать очень много денег. Ты можешь вложить 300 миллионов, а заработать в 5–6 раз больше. С одной стороны, это большие риски, но с другой стороны — это большая прибыль. Взять, к примеру, Нурлана Коянбаева и его "Бизнес по-казахски". Недорогой проект. Нурлан сам подключал команду, понятно, что он также рисковал, и были сомнения. Сейчас он уже снимает в Бразилии. И я уверен, что он большие кассы соберет. Он сейчас абсолютный рекордсмен, последний фильм принес до двух миллиардов тенге сбора.
"В креативной индустрии самый ценный — это человек"
— Александр, поздравляем Вас с выходом на экраны исторического фильма "Белгісіз батырлар"! Над чем дальше будете работать?
— Это наш первый опыт. Фильм буквально недавно вышел в кинотеатры. Это комедия по типу "Астерикс и Обеликс". Она вроде историческая, но к историческим событиям не очень привязана. Выдуманная история про парня, который спасает свою девушку от джунгарских захватчиков. Проект писали и снимали профессиональные КВНщики. Они постарались сделать максимально смешным и легким. При этом по картинке мы подошли максимально серьезно. Привлекли профессиональных постановщиков, операторов, режиссера. Сегодня будем считать цифры и готовиться к новым креативам. Потому что в нашей сфере очень важно не только сделать хороший продукт, но и уметь его продвигать. Зачастую от продвижения зависит 50% успеха. Первый этап продвижения у нас завершился. Сегодня будем искать нестандартные подходы, как бы затянуть людей в кинотеатры. Это не так просто. В одно время с нами вышел фильм "Оян қазақ", конкуренция жесткая. Если говорить о планах, у нас три проекта, полнометражных фильма. Один мы отсняли, один предстоит снять весной. И большой проект веб-сериалов. Если мы видим, куда можно вложиться, ищем решение. Рынок бурно развивается, рождаются новые идеи. У нас в приоритете наладить полноценное сотрудничество с международной платформой. Чтобы поставить на поток этот процесс. Дальше будем искать новые выходы.
— Что бы Вы посоветовали начинающим креативщикам?
— Не бояться рисковать и не попадать под влияние старших опытных товарищей. Самое страшное, когда кто-то чего-то достиг, выработались стереотипы, и их навязывают молодежи. Для креативной индустрии это не работает. Я это понял по опыту работы на ТВ. Нельзя никого бить по рукам. В креативной индустрии самый ценный — это человек. Источник энергии и идей. И заметьте, все успешные креативщики приезжают из регионов.
— Какую бы Вы дали оценку сегодняшней ситуации в данной отрасли?
— Динамичная, суперкрутая. Бурно развивается. И такого я давно не наблюдал в других сферах. Возьмите кино, этой осенью выходят 30 картин. Все они сняты за частные инвестиции. Много проходит фестивалей, выставок, форумов. Стоит отметить, что основными проблемами в этой отрасли являются нехватка специалистов и не выработаны механизмы финансирования. Если решить эти две проблемы, то пойдет все гораздо быстрее. У нас, к счастью, общественно-политическая ситуация благоприятная. Нет жесткого зажима, которая происходит сейчас в России и в Китае. Через 15 лет все будут нам завидовать.
— Возвращаясь к фонду, кто должен принимать участие в его создании?
— Фонд должен состоять из представителей креативной индустрии и бизнеса. Должен быть профессиональный анализ, который не могут дать ни чиновники, ни бизнесмены. Если во главе будет стоять специализированный финансист и под ним команда профессиональных креативщиков, то будет большой результат. Главное, чтобы были политическая воля и желание.
Алма Кенжебекова, Алматы