Крушение самолета в Алматы и как отреагировал Казахстан на трагедию

Ирина Волкова

Как казахстанцы помогали пассажирам злополучного рейса Алматы-Нур-Султан - в обзоре Liter.kz.

Ужасная трагедия под Алматы, где рано утром 27 декабря потерпел крушение пассажирский самолет, потрясла не только Казахстан. Слова соболезнования в эти дни стране приносят со всех уголков света. Сегодняшний обзор Liter.kz не только о хронике происшествия, но и о той сплоченности, которую продемонстрировали казахстанцы в трудную минуту. Спасатели оперативно и в то же время бережно извлекающие из-под обломков раненых. Жители поселка, где произошла катастрофа, бросившие все дела и организовавшие для служб спасения полевую кухню. Алматинцы, толпами сдающие кровь для пострадавших. И сами пассажиры, кому позволяли травмы, лишь выбравшись из рухнувшего самолета, тут же спешили помочь другим. И все вместе это трогает до самой глубины души, до слез…

Через несколько минут после взлета пропал с радаров самолет Fokker -100 авиакомпании Bek Air, следовавший по маршруту Алматы-Нур-Султан.

На борту воздушного судна по предварительным данным находились 95 пассажиров и 5 членов экипажа. Позже эти данные были скорректированы. Оказалось, что два человека не попали на рейс. Один – проспал, а другой остался в Алматы, поскольку не успел завершить все запланированные дела.

Большинство из пассажиров – выжило.

Борт воздушного судна был забит. Кто-то спешил до новогодних праздников доделать свои дела в столице, кто-то, наоборот, бросив работу, летел к родным, чтобы вместе встретить Новый год. По свидетельствам выживших пассажиров, посадка на борт производилась в штатном режиме. Задержек с вылетом не было. Самолет взлетел точно по расписанию – в 07:05.

В 07:22 воздушное судно пропало с радаров. Что произошло за эти минуты в воздухе, еще предстоит выяснить специальной правительственной комиссии. Выжившие пассажиры рассказывали, что трясти самолет начало уже при набирании высоты, хотя на взлете все двигатели работали нормально, не вызывая никаких опасений. Еще какое-то время лайнер в режиме турбулентности набирал высоту. А потом вдруг резко начал падать, под углом, как показалось людям.

Учитывая, что Fokker столкнулся с землей прямо у забора аэропорта, врезавшись в двухэтажное нежилое строение, можно предположить, что падение произошло с высоты примерно в 150-120 метров. При нормальном взлете на этом месте самолеты достигают высоты в 150-200 метров. К счастью, если в данном случае можно вообще говорить об этой субстанции, возгорания не произошло, иначе жертв могло бы быть больше.

В общем погибло 12 человек.

Среди погибших оказался 79-летний председатель «Совета генералов» Рустем Кайдаров, заслуженный работник МВД СССР и Почётный ветеран МВД Казахстана.

Погибла выпускающий редактор Informburo.kz Дана Круглова, которая совсем недавно возглавила отдел расследований.

Как рассказал главный редактор Informburo.kz Михаил Дорофеев, Дана до последнего сомневалась, лететь ли ей именно на этом рейсе, поскольку в Алматы до конца у нее еще были запланированы рабочие встречи. Но она очень хотела встретить 31 декабря с родителями в Нур-Султане. Дана скончалась в алматинском аэропорту до приезда медиков. Ей было 35 лет…Все коллеги по перу вспоминают Дану, как очень честного, доброго и отзывчивого человека. А еще настоящего профессионала своего дела, чьи статьи в большинстве случаев вызывали большой общественный резонанс.

По предварительным данным, пострадали 23 человека. 19 из них доставили в 4 городскую больницу, в том числе шестерых с сочетанными политравмами – в крайне тяжелом состоянии. В больницу скорой неотложной медицинской помощи доставили тех, кто получил травмы легкой и средней степени тяжести. Девять детей находятся в центре детской неотложной медицинской помощи. Как отметил руководитель управления охраны общественного здоровья Алматы Тлеухан Абильдаев, «все малыши в сознании, нуждаются в медицинской помощи разной степени». Позже уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин, навестившая пострадавших в авиакрушении малышей в Центре детской неотложной медицинской помощи, сообщила, что «их жизням ничего не угрожает». Также стало известно о том, что четверо детей, находящихся сейчас на лечении, из одной семьи. Их папа – единственный кормилец в семье, к несчастью, погиб.

Полеты самолетов Fokker -100 приостановлены до выяснения обстоятельств происшествия.

В связи с крушением самолета в МВД начато досудебное расследование.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование семьям погибших и заверил, что «виновные понесут строгое наказание в соответствии с законом».

Также свои соболезнования выразили первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, спикер сената Парламента Дарига Назарбаева, первый заместитель председателя партии Nur Otan Бауыржан Байбек.

28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур по погибшим при авиакрушении самолета казахстанцам.

Пока называются две возможные причины крушения Fokkerа. Это техническая неисправность и ошибка пилота.

Наряду с официальными данными в социальных сетях то и дело появлялись свидетельства очевидцев, фотографии и видео с места спасательной операции. Один из таких роликов, размещенных в Instagram, за несколько часов просмотрело более 400 тысяч человек. На кадрах видно, как сотрудник экстренных служб, бережно прижимая к себе младенца, скорей спешит отнести его в безопасное место.

Не остались безучастными к трагедии и жители поселка Гульдала, где рухнул пассажирский самолет. Люди по собственной инициативе, бросив все свои дела и работу, организовали для спасателей горячее питание. Касым-Жомарт Токаев в своем Twitter поблагодарил народ Казахстана за сплоченность во время ЧП с упавшим самолетом, и в частности волонтеров, наготовивших огромные казаны плова.

“Благодарю жителей поселка Гульдала Алматинской области, которые в трудную минуту оказали помощь службам спасения, — написал Касым-Жомарт Токаев. Они готовили еду, разносили горячий чай. Большое спасибо донорам-алматинцам”.

Становятся известны и имена героев среди пассажиров лайнера, потерпевшего крушение. Один из них – Темирлан Кадауов. Молодой человек, когда самолет начал падать, заслонил своим телом беременную женщину, а после крушения помог ей выйти из самолета, отвел на безопасное расстояние, а сам, несмотря на полученную травму, вернулся к разбившемуся самолету, и продолжил спасение людей. Об этом сообщила в социальной сети семья спасенной им беременной женщины.  29 декабря на своей странице в Facebook выступил СЕО страховой компании «Amanat» Ергали Бегимбетов, который пообещал выплатить все необходимые страховые выплаты «так быстро, как это только будет возможно». Речь идет о суммах от 500 тысяч тенге - пассажирам, получившим увечье, травму или иное повреждение здоровья до 12 с лишним миллионов – родственникам погибших.

Что касается самой авиакомпании Bek Air, то ее руководство до сих пор хранит молчание…

“Сейчас распространяется информация по сборам помощи пострадавшим, публикуются номера карточек. Но где авиакомпания и где страховая компания, которые должны были быть с первых минут на месте крушения, и делать свое дело – как минимум, оценивать ущерб, нанесенный пассажирам, собирать данные и оказывать помощь. Господин председатель Bek Air Нурлан Жумасултанов, где были вы?” - задалась вопросом Аружан Саин, через социальные сети запросившая «хорошую адвокатскую поддержку пассажирам».

Поделиться