Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Коррупция Госпрограммы Газета "Литер"

ЧС в Экибастузе: 12 дней в режиме нон-стоп

12.12.2022, 17:07
ЧС в Экибастузе: 12 дней в режиме нон-стоп

Если бы экибастузские потребители тепла не сливали хаотично воду в попытках хотя бы ненамного повысить температурные параметры в своих батареях, авария на Экибастузской ТЭЦ не переросла бы в режим чрезвычайной ситуации. А еще раньше, если бы тепловики занимались грамотной наладкой и регулировкой своего теплового оборудования, и мысли бы ни у кого не возникло, чтобы сетевую воду вообще сливать. И этих «если бы» в цепочке причин и следствий коммунального апокалипсиса Экибастуза, потрясшего всю страну, в действительности очень много. Но еще больше примеров самой обычной человеческой взаимовыручки, когда казахстанцы в едином порыве продемонстрировали свою сплоченность.

Про красные глаза и рабочее плечо

В первые пару дней после аварии, когда замерзающие в своих квартирах жители засыпали социальные сети жуткими кадрами один в один с американскими фильмами-катастрофами, а журналисты никак не могли получить ответ на простой, казалось бы, вопрос, сколько домов осталось без тепла, создавалось впечатление, что в созданном оперштабе и в ус не дули.

Я присутствовала лишь на одном из заседаний рабочей группы. На одном из многих даже, наверное, не десятка, а сотни, прошедших за эти бессонные дни и ночи. И могу с уверенностью сказать: якобы пассивность оперштаба – это очень и очень глубокое заблуждение! В каждом кабинете на каждом из четырех этажей административного здания Экибастузской ТЭЦ в единой команде работали инженеры, технари всех мастей, полицейские, коммунальщики, волонтеры, операторы диспетчерской службы. У всех свои карты, чертежи с пометками, неутихающие телефонные звонки и… красные от недосыпа глаза.  А еще везде – кофе и сигаретный дым. У волонтеров-аманатовцев, принимающих и развозящих по холодным адресам обогреватели, на вторые сутки уже даже на ужин сил не оставалось.

Мы сегодня 500 обогревателей с машины разгрузили и людям до квартир доставили. В пути еще несколько машин с обогревательными приборами. Надо хотя бы часок-другой поспать, – еле держась на ногах от усталости, извинилась за свой отказ составить компанию за столом председатель молодежного крыла Павлодарского областного филиала “Жастар Рухы” при партии AMANAT.

Уличная картина мало чем отличалась от офисной. Разве что только температурными параметрами, когда нос и руки безжалостно щипал мороз, а пронизывающий ветер пробирал до костей. Но работяги, которые на тот момент еще только добирались до повреждения на центральном тепловом пункте 52, где впоследствии по решению оперштаба возвели временную надземную теплосеть, даже в таких условиях подставляли друг другу плечо.

Иди в машину, отогрейся немного, я подменю пока! Потом – ты меня! – этот диалог двух рабочих в час ночи буквально обезоружил.

К слову, многие из рабочих ТОО «Экибастузтеплоэнерго» после таких вот смен слегли с температурой.

Люди из жаркой камеры на мороз, и обратно. И так 12 часов! Половина из них после этого могла смело выходить на больничный. И, знаете, никто не ушел! Все с пониманием отнеслись к чрезвычайной ситуации. Некоторые даже настаивали на том, чтобы выйти на работу не через сутки-двое, как обычно, а сутки через сутки. Наглотаются жаропонижающих, и снова на работу, потому что знали, что если не они, то больше некому. Это потом к нам стали съезжаться бригады со всех уголков Казахстана, и стало немного легче. А первое время наши ребята из-за нехватки персонала работали буквально на износ. Я каждому из них искренне благодарен! – вспоминает главный инженер тепловых сетей ТОО “Экибастузтеплоэнерго” Евгений Банченко.

От одеяла до автовышки

Кстати, из-за нехватки людей в первые сутки после аварии тепловики и не могли сразу дать ответ, сколько домов в итоге остались без отопления. Полной информацией они владели только по тем домам, которые сами же и отключили в поисках крупного повреждения. А ведь было и множество мелких, на тот момент еще неучтенных порывов. Все эти данные на основе мониторинга социальных сетей и обращений граждан на “горячую линию”, коих поступило за эти дни свыше 5 тысяч, систематизировались в оперштабе. И там же классифицировались по срочности и видам необходимой помощи. Одни просили обогреватели, другие – подушки и одеяла, чтобы заделать щели в дверях и окнах и таким образом, чтобы хоть чуть-чуть сберечь то немногое тепло, которое давали электрические отопительные приборы. Если от перенапряжения выбивало электричество, люди тоже звонили в оперштаб, прося прислать электриков, потому что не всегда могли самостоятельно дозвониться до аварийной службы горэлектросети. Даже автовышку просили.

У нас уличные трубы отопления образуют своеобразную арку над проезжей частью, и нам нужно было их отогреть, чтобы запустить тепло в дом и в квартиры. Трубы до этой арки нам отогрели ребята из компании Kaz Minerals. Несколько суток они безостановочно грели и грели наши замерзшие коммуникации. Когда отогрели, уехали на другой адрес, где так же нуждались в их помощи. Пострадавших домов было много, поэтому мы сами решили спасать свою девятиэтажку, не теряя время и боясь, что трубы, пока мы будем ждать помощи, снова замерзнут. В доме у нас 27 квартир, сбросились сначала по 15 тысяч тенге, потом еще по 15, еще какие-то суммы собирали. В общей сложности ремонт подвала, где разорвало все коммуникационные трубы, нам обошелся в полтора миллиона тенге. Все квитанции, чеки, наименование закупаемых строительных материалов мы, естественно, сохранили для возмещения ущерба. Для многих это были непредвиденные траты. Мне, например, пришлось эти деньги занять, потому что даже малейшее промедление грозило нам еще более серьезными последствиями, – рассказывает жительница дома № 55а по улице Машхур Жусупа Анжела Ларионова.

Жители этого дома во все экибастузские паблики разослали пост благодарности в адрес всех тех, кто помог им пережить эти 9 дней ледникового периода. В списке много имен и фамилий: чиновников, предоставивших требуемую автовышку, чтобы отогреть трубы, предпринимателей, которые по актуальным спискам из акиматов подвозили в дом то теплую одежду, то валенки, то горячий чай. А многие, оказывая помощь, и вовсе не хотели представляться, считая это излишним.

Моя соседка, возвращаясь домой, увидела по пути, как привезли обогреватели в соседний дом – 58 – по улице Машхур Жусупа. Подошла и попросила волонтеров заглянуть и в наш дом, где практически ни у кого не было обогревателей. Через 10 минут машина с отопительными приборами уже стояла у нашего подъезда. Причем обогревателей осталось только 25. Недостающие два – по количеству квартир в подъезде – нам вскоре тоже привезли. Всех обеспечили! – на глаза женщины наворачиваются слезы.

Причем помощь в этот дом продолжают везти и сейчас, когда тепло уже пошло в квартиры.

Сегодня нам привезли новую теплую одежду для детей, новые одеяла и подушки, потому что все, что было у нас из постельных принадлежностей, мы оставили в подвале, когда наши мужчины несколько суток подряд по очереди там дежурили, отогревая общедомовую систему. Да и одежда пришлась как нельзя кстати. Мы ведь все эти дни спали полностью одетые. Вот сейчас воду дали, все грязное сразу же в стирку, а без теплой одежды еще пока никуда, остывшие дома еще не отогрелись, – в голосе собеседницы опять проскальзывает дрожь.

И психологи пошли в обход

И таких историй сейчас в каждом доме на целый том! А может, даже и не на один. Причем, что удивительно, люди рассказывают не о том, как просыпались среди ночи оттого, что не чувствовали ни рук, ни ног от холода, не о том, как непослушными окостеневшими пальцами пытались набрать номер аварийки горэлектросети, чтобы электрики восстановили отключившееся электричество, а о тех, кто помогал им преодолеть испытание холодом. Простых казахстанцах, оставивших на время семьи, отпросившихся с работы и приехавших в Экибастуз кто с болгаркой, кто с пирожками (из сел сюда отправляли мясо, картошку, овощи, сметану), а кто – просто с профессиональными знаниями и навыками. Причем не только рабочими. Как уже говорилось, в оперштабе анализировалась абсолютно вся информация, поступающая от горожан. И по каждому обращению принимались соответствующие ситуации решения. Некоторые звонившие, особенно пенсионеры, устав от долгого ожидания тепла, буквально навзрыд рыдали в трубку, но уезжать из своих домов в пункты обогрева категорически отказывались, опасаясь за целостность труб в домах. На эти адреса, помимо аварийных бригад для разогрева теплотрассы, направлялись еще и психологи.

Хотя, думается, что после стольких дней напряженной работы психологическая разгрузка не помешает всем, кто участвовал в устранении аварии на Экибастузской ТЭЦ.

Самая главная трудность заключалась в том, что во время аварии потребители, почувствовав снижение температурных параметров в своих батареях, по привычке стали хаотично сливаться. Это очень сильно усугубило ситуацию. Воды на станции итак не было, а тут еще и массовые сливы! В результате первое время у нас даже не было воды для того, чтобы запустить и заполнить котлы! Ситуация была близка к критической, – честно признается Евгений Банченко, в очередной раз возвращаясь к теме героизма простых рабочих.

Кстати, героями этих людей считают не только в “Экибастузтеплоэнерго”.

Когда происходят такого рода аварии, в первую очередь важно выработать четкий план действий. Штабу надо предусмотреть все направления, скоординировать работу специалистов. Мы убедились, что все это получилось сделать. Результат есть – в дома подано тепло. Отработали образцово, в запланированные сроки, да еще в непростых условиях. Считаю, что все, кто в морозы трудился на улице, – совершили поступок. Оценить можно даже как подвиг. Они заслужили искреннюю благодарность от жителей Экибастуза и достойны наград за свой огромный труд, – высказал свое мнение ветеран угольной промышленности Экибастуза Самат Рамазанов.

И под этим, вне всякого сомнения, подпишутся все экибастузцы, на чьих глазах возвращали к жизни замерзающий город.

Ирина Волкова, Павлодар

Новости партнеров
×