Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 521.81  543.67  5.05

Что известно об упавшем в Актау самолете, и каковы реалии казахстанской авиации

Подробнее об авиакатастрофе в Актау. 

27.12.2024, 17:56
Что известно об упавшем в Актау самолете, и каковы реалии казахстанской авиации
Фотоколлаж Liter.kz

25 декабря 2024 года в аэропорту Актау произошла трагедия, потрясшая авиационный мир. Самолет Embraer 190, принадлежащий Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс Баку – Грозный запросил экстренную посадку в Актау. Попытка приземления завершилась катастрофой, унесшей жизни 38 человек. Среди 67 пассажиров, находившихся на борту, выжили 29, в том числе трое детей. Причины трагедии пока не установлены: изначально предполагалось попадание птицы в двигатель, но выдвигаются и другие версии, включая повреждения самолета внешними воздействиями. Что известно о самолете Embraer 190, и какова роль этой модели в авиации? Из каких воздушных судов состоит парк казахстанских авиакомпаний, и есть ли среди них Embraer? Подробности читайте на Liter.kz.

Юрист Ержан Есимханов, комментируя произошедшее, отметил, что катастрофа могла бы быть более разрушительной.

“Самолет Embraer 190 запросил посадку в Махачкале, но из-за густого тумана был перенаправлен в Актау. Первоначально причиной трагедии называли столкновение с птицей, но обсуждаются и иные факторы, такие как повреждения при подлете. Главное, что черные ящики самолета сохранились, а значит, следствие сможет воссоздать полную картину. Также стоит отметить профессионализм пилота, благодаря которому часть пассажиров выжила. Это показывает, что катастрофа могла быть еще более разрушительной”, - заметил он.

Embraer 190: что известно о самолете?

Embraer 190 – это региональный реактивный самолет, разработанный бразильской авиастроительной корпорацией Embraer. Рассчитанный на перевозку до 114 пассажиров, он стал популярным среди авиакомпаний благодаря своей экономичности и маневренности. Основной особенностью модели является система управления fly-by-wire, которая сочетает традиционные механические элементы с цифровыми технологиями, обеспечивая высокую степень надёжности и удобства управления.

Однако одной из слабостей гражданской авиации остается риск столкновения самолетов с птицами, особенно при взлете и посадке. В двигатели реактивных самолётов могут попадать даже мелкие птицы, что потенциально приводит к повреждению. По статистике Международной организации гражданской авиации (ICAO), около 90% столкновений с птицами происходят на высоте менее 150 метров.

“Большинство из них не несут серьезной угрозы, так как двигатели спроектированы так, чтобы выдерживать подобные ситуации. Однако в редких случаях это может стать причиной катастрофы, если повреждаются критические элементы самолета”, — добавляет Есимханов.

Тем не менее в этой аварии одной только версии с птицами может быть недостаточно для объяснения произошедшего. Эксперты уже изучают данные с бортовых самописцев, чтобы определить, была ли поломка вызвана попаданием посторонних предметов, ошибкой экипажа или другими факторами.

История использования Embraer 190 в Казахстане

Для казахстанской авиации самолеты Embraer 190 не новинка. Авиакомпания Air Astana активно использовала их в своей работе вплоть до 2018 года. Всего в парке перевозчика было шесть таких бортов. Однако компания постепенно начала заменять их на новую модификацию — Embraer E190-E2, а потом и вовсе отказалась.

“E190-E2 отличались улучшенными характеристиками: они были более экономичными и экологичными. Однако в процессе эксплуатации стали выявляться недостатки, связанные с техническим обслуживанием и логистикой. Производитель иногда задерживал поставки запчастей, что создавало трудности для авиакомпании”, — отметил один из представителей отрасли, пожелавший остаться анонимным.

Здесь юрист Ержан Есимханов добавил, что Air Astana сняла их с эксплуатации и предъявила иск производителю в Нью-Йорке на 11 миллионов долларов.

“Я эту ситуацию немного изучал в рамках своей профессиональной деятельности. Это само по себе ничего не гарантирует, но все-таки лучше, когда самолеты компании, к которой у казахстанских авиаторов были судебные претензии по поводу качества, в Казахстане не летают”, – сказал Есимханов.

В свою очередь, представитель авиационной отрасли заметил, что на некоторых кадрах падения видно, что самолет летит в крутом пике. При нормальной посадке - нос задирается вверх и первое касание с ВПП делают задние шасси.

“Вероятно пилоты потеряли контроль над управлением самолетом в момент посадки, либо в какой-то момент, предшествующий посадке. Особенно, учитывая, что до самого аэропорта самолет все-таки долетел, что может говорить о том, что самолет был управляем до подлета к аэропорту”, - заметил он.

На сегодняшний день в парке Air Astana остались только самолеты производства Airbus и Boeing. От самолетов Embraer отказались.

Казахстанская авиация: современные стандарты и вызовы

Несмотря на редкость крупных авиакатастроф, каждое происшествие становится поводом для пристального внимания к состоянию авиации. Казахстанские авиакомпании в последние годы сделали ставку на обновление флота и соблюдение высоких стандартов безопасности.

Основные перевозчики страны сегодня используют следующие модели:

  • Air Astana — крупнейший авиаперевозчик Казахстана, в парке которого находятся Airbus A320/A321 (включая версии neo и LR) и Boeing 767. Эти модели обслуживают как внутренние, так и международные направления.
  • FlyArystan — бюджетный лоукостер, дочерняя компания Air Astana. Флот состоит из Airbus A320 и A320neo.
  • SCAT Airlines — ещё одна крупная авиакомпания, которая эксплуатирует Boeing 737 и 757, а также региональные Bombardier CRJ-200.
  • Qazaq Air — специализируется на региональных перевозках и использует турбовинтовые De Havilland Dash 8-Q400NG, подходящие для коротких маршрутов с ограниченной инфраструктурой.

Современные стандарты безопасности предполагают регулярное техническое обслуживание, контроль состояния каждого воздушного судна и подготовку экипажа. В то же время одной из ключевых задач остается улучшение инфраструктуры аэропортов, особенно в региональных центрах, таких как Актау.

Уроки трагедии и шаги вперед

Катастрофа Embraer 190 в Актау ставит важные вопросы перед авиационным сообществом. Первое, что должно быть сделано, — это детальный анализ всех обстоятельств аварии. Черные ящики и показания выживших пассажиров помогут восстановить полную картину произошедшего.

Юрист Ержан Есимханов подчеркивает важность прозрачного расследования.

“Есть ощущение, что имела место трагическая случайность. Такие в авиации происходят, пусть и довольно редко. Что можно сделать? Снова тщательно все проверить и сделать выводы. И надеяться, что выжившие в катастрофе смогут восстановиться и вернуться к полноценной жизни. Мои искренние соболезнования всем пострадавшим, их родным и близким”, - сказал он.

Помимо этого, катастрофа в Актау поднимает вопрос о роли международного сотрудничества в области авиационной безопасности. Координация между странами в вопросах управления воздушным движением, технического обслуживания и логистики может сыграть решающую роль в предотвращении подобных инцидентов в будущем.

Пока следствие продолжает свою работу, остается надеяться, что такие происшествия станут еще более редкими, а уроки этой трагедии помогут предотвратить будущие катастрофы.

Новости партнеров
×