Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 510.18  601.91  6.51

Дело не только в деньгах: почему казахстанцы берут кредиты

Корень закредитованности – в эмоциях, уровне стресса, самооценке и социальных ожиданиях.

Сегодня, 15:42
Дело не только в деньгах: почему казахстанцы берут кредиты
Фотоколлаж Liter.kz

В последние годы кредиты уже стали частью повседневной жизни казахстанцев. Причем речь нередко идет не о жизненно необходимых тратах, а о покупках, без которых вполне можно было бы обойтись. Почему так происходит и почему, закрыв один кредит, человек вскоре берет следующий, корреспонденту Liter.kz рассказала семейный психолог, магистрант факультета психологии Ondokuz Mayıs Üniversitesi (Турция), выпускница программы IVLP Госдепартамента США, автор и соавтор методических пособий по психологии Варвара Карадениз.

По словам эксперта, причина кроется не столько в финансах, сколько в психологии. В таких случаях кредит выполняет не экономическую, а эмоциональную функцию. Мы живем в культуре потребления, где успешность измеряется внешними атрибутами - гаджетами, поездками, брендами. Желание “быть как все“ или страх оказаться “хуже других“ становится мощным мотиватором. Кредит позволяет мгновенно сократить эту социальную дистанцию и временно снизить тревогу.

“Когда у человека мало ресурсов – денег, поддержки, признания, – психика ищет быстрый способ облегчения. Покупка в кредит дает иллюзию контроля, успеха и принадлежности к “нормальной жизни“. В этот момент приобретается не вещь, а эмоция”, – рассказывает Варвара Карадениз.

Покупка “ненужной” вещи в кредит может выступать как быстрый, доступный способ компенсации этого стресса, создания иллюзии успеха или повышения самооценки. Это мгновенное удовлетворение, которое временно заглушает дискомфорт от реального положения вещей.

Критическое мышление при этом часто не включается. Оно требует ментальных ресурсов, которые у людей в состоянии постоянного стресса попросту истощены. Когда человек живет в режиме выживания и думает лишь о том, как дотянуть до зарплаты, долгосрочное планирование отходит на второй план. Будущие платежи кажутся далекими и абстрактными, а сегодняшний взнос – незначительным.

“Также и маркетинг работает на эмоциях. Кредит, особенно “быстрый“ и “легкий“, подается как инструмент для достижения мечты именно сейчас, а не в неопределенном будущем. Человек в этот момент покупает не вещь, а эмоцию, связанную с этой вещью. Покупка дает краткое чувство контроля, радости и принадлежности к “нормальной жизни”, – добавляет психолог.

Закрытие одного кредита нередко приводит к появлению следующего. Причина, по словам семейного психолога, – неустраненный источник внутреннего напряжения. Кредит позволил человеку привыкнуть к определенному уровню комфорта или потребления, который его реальный доход не может обеспечить, например, ежегодный отпуск, дорогая машина, новая модель телефона. Так возникает замкнутый круг, по механизму напоминающий зависимость.

Финансовая грамотность важна, но она не решает проблему полностью. Корень закредитованности – в эмоциях, уровне стресса, самооценке и социальных ожиданиях. Настоящие изменения начинаются не с нового бюджета, а с честного внутреннего вопроса: что именно я пытаюсь компенсировать этим кредитом?

“Кредиты – это часто не про деньги. Люди часто берут кредит не просто потому, что им нужны деньги, а потому что это кажется быстрым способом закрыть боль, страх или пустоту“, – резюмирует эксперт.

Новости партнеров
×