Депутат высказался о запрете движения самосвалов на дорогах общего пользования
Самосвалы и закон: ошибка, которую нужно исправить.
Депутат Мажилиса от фракции AMANAT Болатбек Алиев отметил, что 1 января 2026 года в Казахстане вступает в силу норма, запрещающая движение трехосных самосвалов общей массой свыше 25 тонн по дорогам общего пользования, передает Liter.kz.
“На первый взгляд – забота о дорогах. На деле – непрофессиональное решение, которое уже однажды показало свою неработоспособность. Эта норма уже была. Подобный запрет действовал и ранее, но в 2019 году был отменен, потому что показал себя неэффективным и непригодным к применению. В 2022 году его вернули в тот же вид, просто с отсрочкой до 2026 года. Ничего не изменилось – кроме того, что теперь последствия будут куда масштабнее”, – написал депутат в Facebook.
Сертификат есть – значит, допуск есть.
“Каждый самосвал, ввозимый в Казахстан, проходит сертификацию соответствия требованиям национального законодательства. Это значит, что государство само признало такую технику соответствующей и допустило ее эксплуатацию. Если теперь эти машины запрещают – это не регулирование, а отказ от собственных решений. И если после 2022 года государство знало, что планируется ограничение, — логично было бы пересмотреть сертификацию и запретить ввоз тысячи и тысячи авто, а потом запретить использовать”, – отметил он.
Одна база – разные правила.
“Трехосное шасси используется не только в самосвалах, но и в бетономешалках, контейнеровозах, зерновозах, бортовых грузовиках, автобусах. Технически это один и тот же автомобиль. Но запрет почему-то касается только самосвалов. Это все равно что запретить пикапы “Тойоты”, но разрешить джипы на той же базе. Это не логика, а непонимание предмета”, – считает мажилисмен.
Не техника виновата, а контроль.
“Если дороги разрушаются – виноват не кузов, а некачественное строительство и система надзора. У нас действуют нормы осевой нагрузки (8–10 тонн), система взвешивания и транспортная инспекция. Если контроль не работает – надо систему контроля перезапустить, а не запрещать целый класс машин. Проще обвинить перевозчиков, чем навести порядок в администрировании”, – считает Болатбек Алиев.
Что произойдет, если норма вступит в силу.
“В Казахстане около 36 500 трехосных самосвалов. Посчитайте сами, сколько это рабочих мест, а с учетом коэффициента семей, какого числа наших граждан напрямую затронет это решение. Самосвалы задействованы во всех сферах: в строительстве дорог, школ, больниц, жилья, на ТЭЦ и объектах электроснабжения, в системах водоснабжения и газораспределения, при перевозке угля в зимний период, в недропользовании, на промышленных объектах”, – перечислил он.
Самосвалы активно используются обслуживающими сервисными компаниями в структурах “Самрук-Казына”, в том числе “КазМунайГаз”, “Казатомпром”, а также в акиматах, МЧС, МВД, Министерстве обороны и других госорганах. Большое количество таких машин работают на подряде и в добывающих компаниях.
По его мнению, если эту технику остановить – это вызовет паралич в реальном секторе экономики, создаст дефицит техники, рост себестоимости и срыв государственных проектов. Многие компании и частные владельцы не смогут выполнять обязательства по лизингу и кредитам, что приведет к волне неплатежей и банкротств. И это неизбежно вызовет массовое недовольство, которое может стать триггером социальных вспышек и привести к куда более серьезным последствиям. И госорганы: МИО (ГКП), из министерских РГП, придут к руководству страны с просьбой пересмотреть норму закона.
В итоге правительству все равно придется приостановить или отменить норму – но уже после того, как нанесен ущерб экономике и доверию.
“Я считаю, что эту норму необходимо отменить. Контроль должен быть – но через осевые нагрузки, цифровой мониторинг и ответственность за нарушения, а не через запреты, парализующие целые отрасли. Я готов выступить инициатором внесения поправки в законодательство, если поддержат коллеги – о пересмотре и отмене статьи 38-2 Закона “Об автомобильном транспорте”. Это не вопрос техники. Это вопрос профессионализма, логики и справедливости. Если государство сертифицировало технику и допустило ее эксплуатацию, а потом само же запрещает ей работать – это не управление, а хаос. Мы должны действовать на опережение: предотвратить кризис, а не тушить последствия. Пока еще есть время – нужно вернуть здравый смысл в закон”, – добавил Болатбек Алиев.
