Dota и Counter‑Strike: как развивается киберспорт в Казахстане
Какую поддержку оказывает государство для геймеров.
Киберспорт в Казахстане – полноценная отрасль с государственной стратегией, национальными лигами, академиями и международными турнирами, собирающими сотни тысяч зрителей. Власти страны делают ставку на цифровой спорт как на инструмент развития молодежи, образования и экономики.
Liter.kz рассказывает, как развивается киберспорт в стране и поддерживает ли направление казахстанское общество.
Гейминг на профессиональном уровне
Киберспорт – это соревнования по видеоиграм, проводимые в одиночном или командном форматах. Однако не каждая игра может считаться киберспортивной. Для этого она должна иметь многопользовательский режим, обеспечивать честные условия для всех участников и обладать сбалансированной механикой, где важны игровые навыки. Игры должны быть визуально понятными и иметь инструменты для проведения турниров – это необходимо как для игроков, так и для зрителей. Важны и другие технические детали: качество сетевого кода, подбор соперников, стабильность.
Киберспортивные дисциплины охватывают разные жанры:
- Стратегии: Dota 2, StarCraft 2, Age of Empires 4, Warcraft 3
- Файтинги: Street Fighter 5, Mortal Kombat 11, Tekken 7
- Карточные игры: Hearthstone, Magic: The Gathering
- Королевские битвы: Apex Legends, PUBG, Free Fire
- Командные шутеры: CS:GO, Valorant, Rainbow 6 Siege, Call of Duty
Игры регулярно получают обновления, меняется баланс и контент. Это необходимо, чтобы удерживать интерес аудитории, но создает нестабильность – любая ошибка может повлиять на популярность игры.
Какой статус у киберспорта в Казахстане
С 2018 года киберспорт признан официальным видом спорта в Казахстане. 2 июня 2025 года вступила в силу долгосрочная Концепция развития киберспорта в Казахстане на 2025–2029 годы. Она предусматривает интеграцию дисциплины в образовательную систему – создание студенческих и школьных лиг, открытие региональных киберакадемий и запуск вузовских программ. К 2029 году планируется увеличить аудиторию до 5 млн участников и зрителей. Эта концепция подкрепляется масштабными инвестициями – и государственными, и от частного сектора.
Инфраструктура и профессионализация
В ближайшие годы будет построено более десяти киберспортивных клубов и академий по всему Казахстану. Будут организованы регулярные сборы, вводиться спортивные звания и квалификации для игроков, тренеров и аналитиков. Также планируется усиленное сотрудничество с IT-компаниями и телеком-операторами для обеспечения современной инфраструктуры – от арен до стрим‑студий и серверов.
PGL Astana Major 2025 по игре Counter‑Strike 2, прошедший в мае на "Барыс Арене", стал самым просматриваемым киберспортивным событием в истории Казахстана. Призовой фонд составил 1 млн 250 тыс. долларов (около 575 млн тенге), а за финалом наблюдали более 900 тыс. онлайн-зрителей.
В рамках реализации новой стратегии власти делают ставку на региональное развитие. В 2025 году в Павлодаре, Шымкенте и Караганде открылись первые киберакадемии, где тренируются юниоры. Студенты теперь могут проходить дисциплины, связанные с гейм-дизайном, аналитикой и управлением киберкомандами.
Федерация Qazaq Cybersport Federation работает над популяризацией дисциплин. Под ее эгидой проходят официальные отборы к чемпионатам мира, а также национальные кубки.
Генеральный директор лиги MySkill Ярослав Мун считает, что на развитие киберспорта в Казахстане повлияло несколько факторов, в том числе и благодаря поддержке государства.
– Почему киберспорт становится все более популярным в Казахстане?
– Киберспорт в Казахстане всегда был популярен, уже несколько поколений играет в соревновательные игры. Наш менталитет подразумевает соревноваться и проводить время за играми.
– Как вы оцениваете текущее состояние киберспорта в Казахстане?
– На данный момент у нас идет рост индустрии. Осталось – чтобы стало побольше стабильных команд и организаций, которые будут сами развиваться.
– Насколько государство вовлечено в поддержку киберспортивных инициатив?
– Государственная поддержка дает хороший импульс, но все зависит от эффективного распределения ресурсов и контроля за реализацией проектов. Особенно в такой быстрорастущей и чувствительной к трендам сфере, как киберспорт.
– Какие есть сложности с инфраструктурой: аренами, клубами, оборудованием?
– Стационарная киберспортивная арена со сценой и трибунами — то, чего сейчас не хватает для устойчивого развития ивент-индустрии в Казахстане. Это ключевой элемент инфраструктуры, который позволяет не просто проводить турниры, а создавать регулярное киберспортивное "движение" и культурную среду вокруг него.
– Насколько реалистично зарабатывать на жизнь киберспортом в Казахстане?
– Призовые растут, турниров становится больше. И мы способствуем тому, чтобы индустрия росла, а ребята могли жить киберспортом. Главное – системно подходить к своим тренировкам, не боятся бросать вызовы более именитым командам и уделять время своему медийному продвижению. Чтобы получать спонсорские контракты, надо чаще выигрывать и иметь больше болельщиков.
– Как казахстанские киберспортсмены представлены на международной арене?
– Пока они представлены как легионеры в разных командах. Наша цель – чтобы на мировом уровне стали появляться составы, целиком состоящие из казахстанцев. И, конечно, хочется, чтобы на казахстанские турниры приезжали зарубежные команды и соревновались с нашими.
Для самих геймеров киберспорт — возможность состояться в жизни. Многие звезды CS:GO и League of Legends объединили вокруг себя сотни тысяч фанатов по всему миру. Они пользуются не меньшим влиянием, чем популярные актеры и музыканты. Поэтому к ним тянутся бренды. Если таких игроков в команде несколько, клуб особенно интересен рекламодателям и инвесторам. Так создается экосистема, которая выгодна всем участникам: разработчикам, геймерам, клубам, спонсорам и инвесторам.
