Экономика совместных мегапроектов сквозь призму геополитики
О дальнейшем развитии энергетического сектора Казахстана.
Наша страна не раз сталкивалась с большими международными проектами, начиная от сверхсекретных соглашений СРП с западными корпорациями по Тенгизу, Карачаганаку и Кашагану, в результате которых мы отдали нефть и газ иностранным владельцам (последний проект так и не выстрелил), до строительства Астана LRT по принятой программе «Новая транспортная система Астаны» в далеком 2005 году, отложенного из-за международного финансового кризиса и вновь возобновленного в 2011 году уже с участием China Railway Group (Китай), с очевидным результатом. Этот опыт необходимо тщательно изучить для недопущения в будущем. Ведь впереди нас ожидает общенациональный референдум, на котором гражданам предстоит решить судьбу проекта строительства атомной электростанции (АЭС). Этот шаг рассматривается как стратегическая мера для обеспечения энергетической безопасности страны и диверсификации источников энергии.
Референдум станет ключевым этапом в принятии решения о дальнейшем развитии энергетического сектора. Итоги голосования могут существенно повлиять на инвестиционную политику и стратегическое планирование нашей страны или лягут тяжелым бременем на будущие поколения. Безусловно, развитие экономики невозможно без стабильного энергообеспечения. Так, сегодня на первом месте по выработке электроэнергии на АЭС находится Франция (62,6%, 56 реакторов), чистая ядерная энергия занимает большую долю в энергетике таких стран, как Бельгия (46,4%), Швейцария (36,4%), Финляндия (35%) и Южная Корея (30,4%). США же лидируют по общей мощности работающих атомных реакторов - 93 ед. Китай хоть и имеет 5%, но по активности строительства новых энергоблоков - на первом месте. Работают 55 энергоблоков, 21 - в процессе строительства. Конечно, нельзя не вспомнить Росатом с богатым опытом строительства АЭС на экспорт. Всего в мире 403 реактора (с учетом тестов - 439). Все страны богаты водными ресурсами. Ведь технологически АЭС должны отводить генерируемую энергию через воду (pressurized water reactor - водо-водяной энергетический реактор).
Прогресс электроэнергетики должен быть по всем направлениям
Как и во всем мире, атомная электростанция - лишь часть энергосистемы. По прогнозам Минэнерго дефицит электрической энергии и мощности будет расти, и к 2029 году разрыв производства и потребления составит 5,5 млрд кВт⋅ч. Процесс можно нивелировать, альтернативно развивая энергоэкономию и выводя непроизводственные секторы (белый/серый/черный майнинг) из страны. Ведь именно дисконтированное, а зачастую бесплатная энергия для майнинга и создало дефицит энергии с 2019 года, стало всплеском для изнашивания инфраструктуры электроэнергетики и генерирующих мощностей. Последующее снижение доли в майнинге с 18,3 до 6% не дало значительного результата.
Историческая перспектива атомной энергетики в Казахстане
Развитие атомной энергетики в разрыве с советских времен (МАЭК, ИЯФ). Текущие достижения связаны с ростом добычи непосредственно урана методом варварского выщелачивания. Краеугольным или узловым механизмом является система обогащения урана, которая сосредоточена в США и РФ. Также присутствует исторический страх, из-за того что в стране производились многочисленные испытания ядерного оружия. Есть опасение потери редких водных ресурсов (угроза заражения, угроза высыхания, дефицит водных ресурсов).
Преимущества строительства атомной электростанции
Условная энергетическая независимость, где фактический импорт электроэнергии (далее - ЭЭ) заменен на импорт технологий АЭС с долгосрочным сотрудничеством, однако это повышает стабильность энергоснабжения.
С учетом «зеленого» перехода (тренд задан западными странами и будет обязательным) АЭС необходима для снижения углеродного следа и диверсификации энергетического сектора в будущем. Сейчас в РК 67% выработки ЭЭ идет угольных ТЭЦ и ТЭС, которые заменить вряд ли удастся, с учетом больших запасов угля, налаженных экономических цепочек, резко континентального климата и необходимости обеспечения теплом большинства населенных пунктов, вплоть до 7,5 месяца в году. В части возобновляемых источников энергии выработка составила только 6%.
Следует отметить, что технологиям АЭС уже более 70 лет (Обнинская АЭС 1954-2002 гг.), и стимул для развития технологий и науки остается сомнительным. Наличие АЭС повышает международный престиж на примере турецкого проекта Аккую и Белорусской АЭС. При этом эти страны геоэкономически являются импортерами углеводородов, соответственно, эти проекты снижают вывод необходимой валюты из их стран, что неприменимо для Казахстана.
Риски и вызовы строительства АЭС
На сегодняшний день технология pressurized water reactor, в отличие от малых реакторов (которые планирует запустить Узбекистан), является до предела усовершенствованной и безопасной. Предыдущие аварии - Чернобыль (технологическая экономия, оценки ущерба косвенны и секретны) и Фукусима (внештатная ситуация цунами, усугубленная действиями персонала, ущерб 151 млрд. USD) - маловероятны. Проблема утилизации радиоактивных отходов не стоит остро ввиду того, что в стране исторически повышенный радиоактивный фон. Сохраняются риски природных катастроф (южный берег Балхаша, как и вся остальная Алматинская область, остаются зоной повышенной сейсмической активности), высокая стоимость капитальных затрат на строительство (нивелировано по примеру контракта АЭС Аккую build-own-operate между РФ и ТР, 100% за счет РФ), финансовые риски (нивелируются типами контракта), международные санкции и политическое давление (реализовались в полном объеме на Белорусской АЭС). Следует понимать, что контракты build transfer, build operate transfer, build own operate transfer разительно отличаются от build-own-operate. В последнем случае управление полностью будет иностранным.
Геоэкономические аспекты АЭС
Макроэкономисты должны были ответить - куда конкретно, в какие инновации следует вложить средства, чтобы стимулировать экономический рост. На сегодняшний день текущий энергокризис предлагается преодолевать с помощью только экономических инструментов - тариф в обмен на инвестиции. Если бы советники Рузвельта или Сталина рассуждали исключительно в экономических категориях, Манхэттенский проект, обеспечивший создание ядерного оружия, а впоследствии АЭС, не был бы осуществлен - кто-то должен был увидеть и понять перспективу.
Инструменты, предоставляемые наукой, методы, обеспечивающие создание стратегий, философия, генерирующая новые смыслы столетиями, вели человечество к прогрессу. Как только теряется цель и перестает действовать нечто, что генерирует новые смыслы, сразу пропадает интенция к развитию. Следовательно, целеполагание неотделимо от потребности заглянуть за горизонт обыденного, соответственно, именно целеполагание определяет будущий экономический рост.
Международные аспекты и геополитические последствия
Необходимо учитывать, что соглашение о партнерстве с поставщиком АЭС является долгосрочным, с горизонтом планирования на 50-70 лет. Соответствующая стабильность должна быть обеспечена не только геоэкономическими факторами, но и геополитическими.
Следует понимать экономически, что исторически наиболее связанные экономики между Казахстаном и РФ, однако существует значительный риск дестабилизации самой РФ и вероятный неблагоприятный исход в противостоянии с коллективным Западом, ввиду исчерпания экономических и произведенных заделов советского прошлого в военной сфере. Риск усиливающегося санкционного давления сохраняется (Запад будет снижать поставку валюты и товаров в РФ), однако на примере сотрудничества США - РФ (закупки российского урана взлетели на 20% в физическом объеме, достигнув рекордных 1,2 млрд USD в 2023 году), при этом Системы автоматизированного управления АЭС Аккую попали под санкции, соответственно, атомная энергетика находится вне санкционной войны условно, и лишь до тех пор пока это выгодно США.
Несмотря на очевидное привилегированное положение Росатома в РК, Казахстан находится заложником нейтрального пути, на примере стран неприсоединения, соответственно, нам жизненно необходимо создавать честную и открытую конкуренцию за проект АЭС, исходя из экономического прагматизма.
В текущей ситуации правительства как Запада, так и РФ почти открыто признают, что не в состоянии заниматься стратегическим анализом и тем более - стратегическим планированием. Соответственно, в непредсказуемом мире есть лишь одно качество, которое спасает: быть готовым к любым переменам.
Соответственно, краеугольным камнем выбора станет финэкономсхема проекта.
Исторически у Запада очень высокая стоимость продуктов машиностроения, зачастую в 1,5-2 раза выше рыночной цены. И распределение рисков как минимум неравноценное. Китай интересен, здесь стыкуемость технологий, но последние ремарки по ценам строительства из открытых источников не добавляют уверенности.
РФ экономика пытается хоть каким-то образом продолжать расти, но неминуемо замедляется в гражданском секторе. Официальные лица не понимают, как можно противодействовать негативным трендам внутри экономики РФ, ведь нефть более не выручает, а наоборот, дешевеет. Инфляция замедляться не хочет, несмотря на повышение ставки. И, конечно, экстремальный дефицит ресурсов. Отмечаем, что расчет в нацвалютах дает возможность ввести санкции США. Ведь все международные транзакции видно, а взаиморасчеты вне SWIFT требуют межстранового признания счетов и прямой корреспонденции, фактически становясь в своей сути облигацией мены (шире бартера) или гарантированным векселем. Соответственно, гашение векселя/облигации возможно только через фактический товар.
Более того, в текущих схемах торговли товары РФ на сегодняшний день малопопулярны в основных торговых партнерах Индии и Китае. И, как результат, имеется как чистый, так и грязный юань, это покрывает только трансграничный клиринг. Таким образом, у банков РФ нет юаня, а имеется условный негарантированный вексель/облигация. То есть после 13 августа ситуация с юанем стала аналогичной ситуации с рупией. Рупии также получены корреспондентским зачислением и не могут быть конвертированы в другую валюту, де-факто этих рупий нет. Есть обязательства в рупиях на поставку индийских товаров, которые, с учетом дисбаланса торговли, не имеют спроса в РФ. И Индия, и КНР готовы придерживаться обязательств исключительно на добровольных основах и могут отказаться принимать их к погашению. Момент истины - вторичные санкции по банкам, которые станут непреодолимыми для РФ.
Следующий шаг к преодолению ограничений - это трех- и многосторонние сделки, разумеется, при наличии воли у всех крупных партнеров исполнять возможные обязательства неукоснительно. Где единственным ответом будет доверие и гарантии.
Разумеется, экономически для развития энергосектора, с учетом санкционных рисков и политического давления, строительство АЭС большой мощности приоритетно с обновлением инфраструктуры электроэнергетики в части энергопередачи и локальных генерирующих мощностей (ТЭЦ и ТЭС). Однако консервативный механизм «тариф в обмен на инвестиции» будет губительным для отрасли естественных монополий. Также необходимо докапитализировать частные объекты энергетики с постепенной передачей в госсобственность как стратегической отрасли.
Объективно наиболее приемлемый поставщик АЭС должен быть определен с точки зрения экономического прагматизма, однако финансирование проекта должно быть осуществлено за счет стороны поставщика, в том числе благодаря кредитам, номинированным в тенге. Это нивелирует дополнительные риски и станет победой казахстанской политики по дедолларизации. Однако настоящий вопрос, который будет поставлен на предстоящем референдуме, это насколько казахстанцы доверяют гарантиям нашего руководства.