Эксперт о курсе Токаева: почему реформы усиливают позиции Казахстана в мире
Александр Кобыскан: Инициативы Токаева нацелены на то, чтобы активно встраиваться в процесс формирования нового миропорядка.
Благодаря кардинальным всесторонним реформам Казахстан уверено вступает на путь прогресса, – заявил Касым-Жомарт Токаев в одном из выступлений. Президент отметил, что казахстанцы взяли курс на строительство Справедливого Казахстана, построение открытого, честного диалога власти и граждан в духе “слышащего государства”. О результатах, которые благодаря реализации реформ может ощутить каждый житель страны и наиболее значимых инициативах, выдвинутых главой государства в 2025 году. Подробнее в интервью со старшим научным сотрудником Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований ГБНУ Академии наук Республики Башкортостан Александром Кобыскан, передает Liter.kz.
– Александр Степанович, какие идеи президента Касым-Жомарта Токаева, инициированные в 2025 году, Вы бы выделили как ключевые для экономической устойчивости и внутренней консолидации Казахстана?
– В 2025 году курс президента Касым-Жомарта Токаева был сосредоточен на создании устойчивой, диверсифицированной экономики и укреплении общественного доверия. Ключевой идеей является переход от сырьевой модели к конкурентоспособной рыночной экономике, что подразумевает улучшение управления госсектором, прозрачность финансовой сферы и массовую цифровизацию. Все это ориентировано на долгосрочный рост. Для внутренней консолидации критически важна концепция “слышащего государства” – на это были направлены конкретные законодательные шаги. В Послании 2025 года было подчеркнуто, что принятые законы, в том числе об общественном контроле, защите детей, поддержке закредитованных граждан – это прямой вклад в реализацию этой концепции. В целом, здесь экономическая устойчивость и социальная справедливость идут рука об руку.
– Как Вы оцениваете важность предстоящей парламентской реформы для политического развития Казахстана и ее влияние на систему принятия решений в стране?
– Парламентская реформа становится логичным продолжением политической трансформации последних лет. Переход к однопалатному Парламенту, который обсуждается экспертами, может стать следующим шагом. Более компактный и профессиональный Парламент сможет быстрее реагировать на вызовы и, по замыслу инициаторов, качественнее работать над законами, которые требуются для реализации экономической и социальной повестки. Это ведет к более централизованной и оперативной системе принятия решений, а в условиях глобальной турбулентности может дать важное преимущество.
– Насколько концепция “слышащего государства” способствует формированию более открытого диалога между гражданами и государственными институтами в Казахстане?
– Концепция переходит из области деклараций в практическую плоскость, соответственно обратная связь от общества трансформируется в конкретные правовые акты. Такой подход меняет саму философию управления: происходит смещение от государства процедур к государству решений, более чуткому к запросам граждан. Диалог становится менее формальным и более предметным, что постепенно повышает уровень правовой культуры в обществе.
– В чем Вы видите значение политических и внешнеполитических инициатив Касым-Жомарта Токаева для устойчивости и международной роли Казахстана в условиях меняющейся глобальной повестки?
– Инициативы президента Токаева нацелены на то, чтобы активно встраиваться в процесс формирования нового миропорядка. Во внешней политике это проявляется в многовекторности и роли посредника, ставшей уже традиционной для многих стран-партнеров. Казахстан выстраивает равноправные отношения с ключевыми центрами силы – Россией, Китаем, Западом, странами Глобального Юга, что делает его ценным и предсказуемым. Это работает на устойчивость: в условиях геополитической конфронтации многовекторность и дипломатический нейтралитет защищают страну от рисков и открывают экономические возможности. Устойчивость внутри позволяет быть эффективным вовне, и наоборот.
– Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу идеи главы нашего государства о реформировании Совета Безопасности ООН? Может ли это изменить баланс влияния в международных институтах?
– Идея реформирования Совета Безопасности ООН, которую Казахстан последовательно продвигает, отражает запрос большой группы стран на более справедливое представительство. В условиях, когда, как отмечают эксперты, “ослабевают универсальные институты”, такие инициативы крайне важны. Конечно, прямое и быстрое изменение баланса влияния маловероятно из-за сопротивления постоянных членов Совбеза, особенно США и Великобритании. Однако постоянное актуализирование этой темы на высоком уровне, как это делает Казахстан, создает устойчивое давление для перемен в долгосрочной перспективе. Это укрепляет позиции страны как голоса “средних держав” и Глобального Юга и повышает ее дипломатический вес.
– Как Вы считаете, в чем заключается основной вклад президента Токаева в продвижение Казахстана на международной арене, и как это отразилось на позиции страны в мире в 2025 году
– Основной результат вклада Касым-Жомарта Токаева – в трансформации восприятия Казахстана от регионального игрока к статусу ответственного и инициативного глобального партнера. В 2025 году это проявилось в продвижении амбициозных инициатив, выходящих далеко за региональные рамки. Например, предложение создать под эгидой ООН новую международную организацию по водным ресурсам. Подобные предложения, если они подкреплены внутренней стабильностью и экономическими успехами, значительно повышают авторитет страны.
– Насколько важно для Казахстана сохранять и углублять сотрудничество с ведущими мировыми державами?
– Углубленное сотрудничество с разными центрами силы остается главным внешнеполитическим активом Казахстана. Примером успешной реализации такого подхода в 2025 году стало участие страны в саммите “Центральная Азия – Япония”, где были достигнуты конкретные договоренности об инвестициях и технологиях. Такое сотрудничество должно дать прямой экономический эффект, в том числе инвестиции, технологии и доступ к рынкам, а также повысить политическую устойчивость. В целом, способность работать со всеми и статус прагматичного актора усиливают суверенитет страны.
– Какие направления международного сотрудничества Казахстана, на Ваш взгляд, наиболее важны для укрепления внешнеполитических позиций страны и ее устойчивого развития в будущем?
– Здесь можно выделить три ключевых направления: логистика и транзит, технологическое развитие и участие в международном нормотворчестве. Так, развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута и других коридоров являются проектами национального масштаба. Благодаря ним Казахстан сможет укреплять роль транспортного хаба, а партнерства, подобные сотрудничеству с Японией в области ИИ, цифровизации водного хозяйства и внедрения “зеленых” энерготехнологий, закладывают основу для экономики будущего. В свою очередь, продвижение реформ в ООН, создание новых международных платформ и роль посредника в диалоге региональных и мировых сил максимально укрепляют долгосрочные внешнеполитические позиции. Можно предположить, что обозначенные тенденции во внешней и внутренней политике и определят курс Казахстана в 2026 году.

