Ермек Абдрасулов: Казахстан де-юре и де-факто стал ассоциироваться с торжеством справедливости
Как изменилась концепция законности и порядка за три года.
По словам президента Касым-Жомарта Токаева, конечной целью всех реформ является строительство Справедливого Казахстана, основанного на принципе "Закон и Порядок". Что изменила в Казахстане концепция законности и порядка за три года и какие процессы в общественно-политической жизни страны запустила конституционная реформа 2022 года – в интервью с доктором юридических наук, профессором, академиком Национальной юридической академии, почетным юристом Казахстана Ермеком Абдрасуловым.
– Ермек Баяхметович, по Вашему мнению, почему в политике президента Касым-Жомарта Токаева идея законности и порядка занимает центральное место?
– Действительно, в политике главы государства Касым-Жомарта Токаева идея законности и порядка занимает центральное место. Впервые об этом президент РК заявил еще 20 декабря 2019 года на заседании Национального совета общественного доверия, где он инициировал ряд конкретных мер, касающихся вопросов законности и порядка в государстве. А в своем Послании народу Казахстана “Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм” от 2 сентября 2024 года, Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на понятиях закона и порядка как основы для построения Справедливого Казахстана.

И это не случайно, поскольку для строительства Справедливого Казахстана необходимо принятие комплекса мер политического, экономического, социально-культурного и иного содержания, реализация которых невозможна без установления в стране режима законности и порядка. С одной строны, может показаться, что справедливость и закон в корне отличаются друг от друга. Закон имеет свою структуру и четкие пределы, а справедливость не поддается фиксации в какой-либо схеме. Степень реализации закона можно показать в цифрах, а справедливость никогда не может быть результатом механических подсчетов. Вместе с тем, понятия закона и справедливости взаимосвязаны друг с другом, т.е. тесно переплетены, если рассматривать их через призму форм справедливости. К примеру, в Справедливом Казахстане должно быть справедливое распределение благ, выгод или бремени (распределительная справедливость). Далее нужно господство идеи справедливости через установление необходимой соразмерности правонарушения и наказания (карательная справедливость). В-третьих, важным условием является форма справедливой договоренности между различными субъектами (процедурная справедливость). Все указанные формы справедливости невозможны без Закона и Порядка, которые в объективированной в правовых предписаниях форме поддерживают равновесие в обществе, а, значит, напрямую влияют на построение справедливого государства и общества.
– Как на практике проявляется этот принцип Закона и Порядка, внедренный президентом Токаевым?
– Принцип Закона и Порядка активно реализуется сегодня во всех властных структурах и обществе в целом. В первую очередь это касается вопросов качественного издания законов и подзаконных актов. Через анализ деятельности Парламента видно, что депутаты активно проводят работу по обеспечению законодательного регулирования, способствующего воцарению идеи Закона и Порядка. Так, сегодня идет обсуждение ряда законопроектов по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по вопросам защиты прав потребителей, государственной службы, по оптимизации Уголовного и Уголовно- процессуального кодексов, “О профилактике правонарушений”, разработанный Министерством внутренних дел по поручению президента РК, и многие другие законопроекты.
Полным ходом идет реализация законов, принятых на основе конституционных реформ 2022 года. Эти законодательные акты, касающиеся деятельности Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека, органов прокуратуры, политических партий, местных органов государственной власти, в полной мере способствуют утверждению в стране Закона и Порядка, а, значит, и Справедливого Казахстана.
Успешно продвигаются реформы в судебной системе: свою востребованность и необходимость показали созданные административные суды, защищающие права и свободы граждан от незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц. С 1 июля этого года заработают кассационные суды, которые предоставляют возможность физическим и юридическим лицам кассационного обжалования по всем категориям дел без ограничений, обеспечив так называемую “сплошную кассацию”. Существовавший ранее порядок предварительного рассмотрения кассационных ходатайств не позволял Верховному суду пересматривать все судебные акты местных судов. Осуществляя такие меры, государство повышает независимость судей, одновременно ужесточая наказания за судебные ошибки.
Если конкретно остановиться на правоохранительном блоке, который является наиболее ответственным субъектом по реализации идеи Закон и Порядок, то следует указать на следующие меры. Во-первых, это креативные новации в работе правоохранительных органов, направленные на защиту прав граждан. Во-вторых, заработали сервисные центры полиции, где есть возможность простым гражданам получать необходимые услуги, избегая административно-бюрократических препонов. В-третьих, особо следует подчеркнуть о внедренной системе цифрового мониторинга правоохранительных органов для снижения коррупции. В-четвертых, усиливается ответственность должностных лиц в государственном и квазигосударственном секторе за коррупционные правонарушения. Так, ярким примером того, как проявляется принцип Закона и Порядка, является деятельность компетентных органов, раскрывших множество преступных схем, в том числе с участием высокопоставленных должностных лиц. Следует сказать и об активном процессе возвращения в республику незаконно приобретенных активов.
Большая роль в реализации принципа Закон и Порядок отводится гражданскому обществу. От активной позиции граждан и их объединений зависит многое в этом процессе. Осознание каждым человеком важности соблюдения и исполнения требований закона не из-за страха наказания, а из-за понимания того, что правомерное поведение приносит пользу всему обществу и конкретной личности, является краеугольным камнем в идее построения Справедливого Казахстана. Государство делает многое в этом направлении, поощряя деятельность общественных институтов, поддерживающих установление Закона и Порядка. Так, расширяются полномочия общественных советов, усиливается система общественного контроля за деятельностью государственных институтов, создаются и улучшаются онлайн-сервисы, направленные на возможность быстрой подачи различных жалоб и обращений.
Доказательством того факта, что анализируемые идеи и политика президента РК поступательно и успешно внедряются в жизнь общества и государства, являются результаты социологических опросов, которые показали, что 83,5% респондентов поддерживают принцип Закон и Порядок.
– С приходом к власти Касым-Жомарта Токаева была провозглашена концепция “Слышащего государства” в госполитике. Как Вы считаете, как изменилась за последние три года модель взаимодействия власти и общества в Казахстане?
– Вопросы взаимодействия власти и общества остаются традиционной проблемой для многих государств, включая транзитные государства с переходной политической системой. Это связано с тем, что нередко отсутствуют конкретные знания, касающиеся обоснования равенства и ответственности правительства и граждан в управлении общественными и государственными делами. Не имеется четких, доступных и хорошо развитых каналов взаимодействия между органами государственной власти и институтами гражданского общества; недостаточно развиты методы взаимодействия, которые обеспечивали бы реальные запросы и интересы граждан и общества в государственных структурах.
В таких условиях президентом Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года была поставлена задача “воплотить в жизнь концепцию “слышащего государства”, которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан”. С этого момента начался процесс совершенствования механизмов коммуникации между властью и обществом, формирования и функционирования новых инструментариев для взаимодействия правительства и граждан.
В первую очередь были использованы достижения в цифровой сфере с созданием цифровых платформ для формирования доступных каналов связи: “Открытое правительство”, “Открытое НПА”, eOtinish, iKomek, “Открытый диалог”, “Открытые бюджеты”, “Открытые данные”. Они обеспечивают оценку эффективности деятельности государственных органов, прием обращений к государственным органам и организациям квазигосударственного сектора, прозрачность формирования и распределения бюджетных средств посредством гражданского участия в бюджетном процессе, способствуют эффективному обсуждению проектов нормативных правовых актов и т.д.
Следующая мера – это изменение деятельности самих государственных органов через обеспечение прозрачности процесса принятия решений и создание механизмов для предоставления гражданам обратной связи о том, как их вклад повлиял на политические решения. Государство стало готовым учитывать возникающие позиции и мнения населения по тем или иным вопросам, адаптируя тем самым свою политику на основе отзывов, полученных от граждан.
Все вышеуказанные меры и другие новые методы работы (создание личных блогов акимов, использование мессенджера WhatsApp для приема обращений граждан в районах и т.д.) свидетельствуют о том, что за последние годы модель взаимодействия власти и общества в Казахстане изменилась существенно. Результаты такого взаимодействия власти и общества ощутимы и эффективны, если учитывать, что только на портале “Открытый диалог” размещены сотни тысяч обращений граждан и их объединений с обратной связью.
– Конституционная реформа 2022 года, по сути, стала отправной точкой масштабных преобразований в разных сферах жизни государства. Как она перезагрузила политическую систему и изменила баланс власти?
– Значение конституционных реформ 2022 года трудно переоценить. Суперпрезидентская республика, сформированная ранее в Казахстане и имевшая тенденцию окончательного закрепления авторитарных средств и методов управления, привела в конечном итоге к Кантару. В этих условиях конституционные инициативы Президента Касым-Жомарта Токаева были одобрены значительным большинством голосов на референдуме, поскольку позволили провести модернизационные реформы и восстановить внутренний мир через ряд коренных преобразований в государственном управлении в широком смысле, усиление механизмов защиты прав и свобод граждан.
Перегрузка политической системы и изменение баланса власти были жизненно необходимы, так как они базировались на зревшем многие годы общественном запросе на кардинальные перемены. Казахстану нужны были выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана. Речь, прежде всего, шла об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом.
Сегодня перегрузка политической системы и изменение баланса власти, как результат конституционных реформ 2022 года, видны налицо. Республика Казахстан де-юре и де-факто стала ассоциироваться с торжеством справедливости, переходом от суперпрезидентской к президентской республике с сильным президентом, влиятельным парламентом, ответственным правительством. Остановлюсь лишь на некоторых направлениях реформ.
Законом от 8 июня 2022 года введен новый пункт 3 статьи 43 Конституции, на основе которого Президент дистанцировался от той или иной политической партии, чтобы не было сращивания государственного аппарата с партийным, поскольку это приводит к большому влиянию одной партии. На эти цели направлены были изменения и в пункте 2 статьи 23 Конституции, которыми был дополнен перечень должностных лиц, на которых распространяется запрет на вхождение в политические партии и профессиональные союзы.
Конституционные реформы затронула вопрос, беспокоивший все общество, когда близкие родственники бывшего президента были у власти и занимали высокие политические должности. Согласно новому пункту 4 статьи 43 Конституции близкие родственники Президента Республики Казахстан не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Деятельность всех экс-президентов, в том числе первого президента, и их последующее правовое положение определялось отныне только Конституционным Законом “О президенте РК” от 26 декабря 1995 года.
Пункт 2 статьи 91 Конституции приобрел содержание, близкое к редакции Конституции, принятой на референдуме 30 августа 1995 года, и утвержден в процессе принятия Закона на республиканском референдуме 5 июня 2022 года: “Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики являются неизменными”.
Следует добавить, что перегрузка политической системы коснулась формирования, компетенции и деятельности Парламента, который стал намного лучше представлять интересы избирателей через реформирование выборного процесса, усиления роли Мажилиса Парламента в принятии законов, совершенствования законодательства о политических партиях.
Изменение баланса власти ощутили и местные органы государственной власти, укрепившие свои полномочия по решению дел в регионах. Ряд преобразований: избрание акимов районов, интегрирование в систему назначения акимов области элементов избирательного процесса, внедрение мажоритарной системы выборов и другие новшества – свидетельствуют о перегрузке политической системы государства.
– Одним из ключевых изменений стало учреждение Конституционного суда. Насколько он уже проявил себя как независимый орган защиты прав граждан и верховенства Конституции?
– Учреждение Конституционного суда стало одним из важных направлений конституционной реформы 2022 года. Прежний орган конституционного контроля, Конституционный Совет, был ограничен в компетенции: к нему не могли обращаться граждане в случае ущемления их конституционных прав. К субъектам обращений ранее не относились и Генеральный Прокурор, Уполномоченный по правам человека. Создание Конституционного Суда с широкими полномочиями привело к тому, что он стал действенным институтом в механизме защиты прав граждан, правовой охране Конституции РК.
Показателем востребованности и эффективности деятельности Конституционного Суда РК является то, что, начиная с 2023 года, только за 2,5 года, поступило 10 500 обращений граждан, 3 обращения президента, 2 – генпрокурора, 1 – группы депутатов, 3 – от судов. Принято боле 70 нормативных постановлений, оглашены 2 Послания. По итогам рассмотрения дел в 33-х решениях оспариваемые нормы законодательства соответствуют Конституции, но выявлены недостатки, на которые обращено внимание госорганов.
В 18 решениях нормы законодательства признаны неконституционными, в 15 решениях они признаны соответствующими Конституции в данном Конституционным Судом истолковании; принято 3 решения об официальном толковании норм Конституции, 2 дополнительных постановления об истолковании ранее принятых норм постановлений.
Если сравнивать с работой прежнего органа конституционного контроля, то содержательная деятельность Конституционного Суда в разы превышает количественные и качественные показатели Конституционного Совета, который в среднем рассматривал по 2-4 обращения в год.
Можно указать лишь на некоторые из большинства дел, рассмотренных Конституционным судом, в которых обеспечена защита прав и свобод граждан. Так, Конституционный Суд защитил права граждан в налоговой сфере при уплате гражданами государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции. На основе решения органа конституционного контроля в налоговое законодательство были внесены изменения, установившие верхние пределы судебных пошлин, а также освободившие от них наиболее уязвимые слои населения – инвалидов.
Или другой случай, когда Конституционный Суд признал неконституционными те положения нормативного постановления Верховного суда РК, в которых он обязывал граждан при процедуре усыновления обязательно предоставлять в суды результаты генетической экспертизы, стоимость которых довольно высока. В результате решения Конституционного Суда Верховный суд исключил эти положения из своего нормативного постановления.
Действенной защитой прав граждан на мирные собрания и митинги стало и решение Конституционного Суда, на основе которого акиматы, прежде чем отказывать в проведении таких собраний со ссылкой на то, что место проведения уже занято другим мероприятием, обязываются предлагать обращающимся проведение мирных собраний и митингов в другом месте или другое время.
Можно привести множество других примеров, которые показывают действенную роль Конституционного суда в обеспечении защиты прав и свобод граждан.
– Президент Токаев внедряет в обществе концепцию “Адал азамат”. По Вашему мнению, как она связана с идеей построения Справедливого Казахстана?
– Важность концепции Президента Касым-Жомарта Токаева “Адал азамат” определяется огромным значением уровня индивидуального правосознания и правовой культуры в общественном и государственном развитии. Именно на повышение данных характеристик и свойств личности направлена президентская программа, целью которой является формирование поколения готового быть опорой общества, воплощением справедливости, нравственности, ответственности и трудолюбия.
В этом отношении концепция “Адал Азамат” тесно связана с идеей построения Справедливого Казахстана, поскольку она базируется на морально-этических ценностях, формировании у молодежи знаний и представлений о справедливом обществе и государстве, о той роли, которую играет человек в позитивном преобразовании всех сторон жизнедеятельности общества. Задача системы воспитания и образования в данном контексте заключается в том, чтобы честный гражданин начал формироваться в семье, школе, вузе и на работе, осознавая смысл и значение добросовестного труда, заслуженного успеха, понятий честности и справедливости.
