Гульнар Шушикова: "Перед академией поставлена четкая задача — интегрировать науку к потребностям практики"
Сегодняшний гость нашей редакции — проректор, директор Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК Гульнар Шушикова. Главные темы беседы — о развитии науки в правоохранительной сфере и результатах межведомственных научных исследований, об уникальности и роли молодого научно-образовательного учреждения в качественном обновлении органов правопорядка.
Куда приводят мечты
— Гульнар Карбаевна, расскажите нашим читателям немного о себе. Почему Вы выбрали эту профессию?
— Мое профессиональное становление началось на юридическом факультете Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова. В профессию пришла осознанно, по призванию. Желание стать прокурором появилось еще в детстве благодаря женщине-прокурору, которая жила по соседству. Она была идеальным образцом офицера — всегда подтянутая, в прокурорской форме, строгая, но доброжелательная. Расспрашивая родителей о ней, впервые узнала о прокуратуре и о том, что ее миссия — защищать права людей, пресекать любые нарушения. Так появилась детская мечта, которая по мере взросления трансформировалась в цель.
И так сложилось, что через много лет я, как руководитель кадровой службы Генеральной прокуратуры, провожала эту женщину-прокурора, профессионала высочайшего класса, на заслуженный отдых. И только тогда я рассказала ей, что она когда-то вдохновила меня стать прокурором.
— Каков был Ваш профессиональный путь?
— В системе прокуратуры последовательно прошла все ступени, начиная с районного звена, областного аппарата и Генеральной прокуратуры. В центральном аппарате приобрела важный управленческий опыт, что позволил внести свой вклад в кадровую политику, организационно-контрольное обеспечение и нормотворчество в правоохранительной сфере.
Так, в 2016–2017 годах непосредственно участвовала в разработке новой системы отбора кадров на правоохранительную службу.
Ее главным принципом определили меритократию и прозрачность всех процедур, начиная от подачи заявления кандидатами и до распределения на должности в регионах страны.
В данном проекте был учтен ведущий зарубежный опыт, подходы в работе с персоналом в корпоративном секторе, лучшие HR-практики.
Были применены такие новые подходы, как декомпозиция всех этапов отбора и их анализ с точки зрения коэффициента полезного действия, затрат ресурсов как для кандидатов на службу, так и для государства.
Среди кадровых процессов отбор является самым важным, поскольку ошибки, допущенные на этой стадии, нивелируют все последующие этапы профессиональной подготовки сотрудников. Более того, эти ошибки могут негативно воздействовать на состояние служебной деятельности и дисциплины, как отдельного сотрудника, так и всего подразделения, где он работает.
Разработанные тогда подходы послужили основой для нового направления деятельности академии — первоначальной подготовки кадров для правоохранительной системы — специалитета.
Основа для реформирования правоохранительной системы
— Опыт практической работы стал для Вас главной основой научных изысканий?
— Да, Вы правы, аналитические компетенции, полученные в ходе профессиональной деятельности, очень помогают в научной работе.
Сейчас перед учеными академии поставлена четкая задача — интегрировать науку к потребностям практики. Результаты научных изысканий МНИИ закладываются в основу реформирования правоохранительной системы. Запросов на проведение исследований много: пытки, чрезвычайные ситуации, финансовые пирамиды, бытовое насилие и многие другие темы. Анализ причин, их вызвавших, показывает, что значительная часть обусловлена следующими факторами.
Первый — это кадровая политика в правоохранительной сфере, когда проблемы правильной квалификации деяния, тактики следствия, поиска и закрепления доказательств вызваны в большей степени уровнем профессиональной подготовки сотрудников. И эта проблема имеет глубокие корни, начиная с общего состояния юридического образования в стране.
Второй фактор — высокие темпы изменения законодательства, в том числе уголовного и уголовно-процессуального, которые просто не позволяют сформироваться устойчивой практике его применения. Тогда как в идеале, и так было раньше, каждая законодательная новелла многократно "обкатывается" в практической деятельности, вырабатывается оптимальный алгоритм правоприменения, который передается от опытных сотрудников молодым специалистам.
Приведу всего один пример. С момента принятия в Уголовный кодекс вносились изменения и дополнения 75 законами, а в Уголовно-процессуальный кодекс — 74 законами. И надо понимать, что каждый закон, как правило, содержит целый пакет поправок в различные нормы.
Понятно, что стремительные изменения, происходящие в мире и в обществе, требуют своевременной реакции со стороны государства. Появляются новые способы совершения преступлений. Но в то же время, к примеру, мошенничество, даже с применением интернет-технологий, по своей сути остается классическим с точки зрения уголовного права, мошенничеством, только совершенным иным способом.
В этой связи каждая новелла, особенно в уголовно-правовой сфере, должна приниматься после тщательного изучения с точки зрения теории права, общих правил криминализации деяний.
Академия готовит такие научно обоснованные заключения с учетом правоприменения, поскольку в коллективе имеются выходцы из различных правоохранительных органов, которые сами расследовали преступления либо руководили следствием. И закономерно, что они, владея всеми тонкостями следственной и надзорной работы, на новеллы законодательства смотрят через призму своего профессионального опыта.
— В этом уникальность Академии правоохранительных органов?
— Прежде всего отмечу, что уникальность вуза состоит в том, что мы готовим специалистов для прокуратуры, Антикоррупционной службы и службы экономических расследований. Они проходят в стенах академии все этапы профессионального становления — специальную первоначальную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, обучение в магистратуре и докторантуре.
Другое главное наше преимущество — это, как я уже отметила ранее, уникальный кадровый состав.
В академии трудятся представители всех правоохранительных органов, имеющие значительный опыт следственной, оперативной и надзорной работы, а также академические ученые. В ходе решения научных и практических проблем происходит постоянный взаимный обмен опытом, в результате такой коллаборации происходит рост компетенций личного состава и слушателей вуза.
При проведении научных исследований наши ученые работают с материалами архивных уголовных, гражданских и административных дел, применяют инструменты правовой статистики, проводят социологические исследования среди сотрудников силовых органов и пенсионеров системы.
Ответы на главные вопросы
— В чем польза межведомственных научных исследований, и как они влияют на реформирование правоохранительной системы?
— Проводимые академией исследования имеют междисциплинарный характер и ориентированы на практику. По результатам вносятся предложения по совершенствованию законодательства и практики. Многие предложения внедряются в учебный процесс и правоохранительную деятельность.
В числе наших заказчиков — Администрация Президента, Совет безопасности, депутаты Парламента, правоохранительные органы.
Все это делает нас уникальным научным учреждением не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве.
В целом за последние четыре года Межведомственным научно-исследовательским институтом академии проведено свыше ста научных исследований межведомственного и прикладного характера.
Остановлюсь на некоторых более подробно.
К примеру, в 2021 году исследовали вопросы разграничения коррупционных уголовных правонарушений и управленческих ошибок.
Научно-исследовательский коллектив провел большой объем работы по междисциплинарным направлениям: социологии, психологии, менеджменту. Были проанализированы правовые акты по вопросам государственной службы, функции и полномочия государственных органов и их руководителей, особенности взаимодействия между ними.
В связи с отсутствием в действующем законодательстве таких терминов, как "управленческое решение" и "управленческая ошибка", были разработаны авторские варианты и предложены различные пути их имплементации в действующее законодательство.
Наряду с этим было изучено свыше семи тысяч уголовных дел, прекращенных за отсутствием состава преступления. Полученные данные были декомпозированы и проанализированы через различные фильтры, что позволило получить ответ на главный вопрос разграничения коррупционных правонарушений от управленческих ошибок.
Все результаты включены в разработанные методические рекомендации, которые направлены в правоохранительные органы для практического применения. Также в рамках этой работы членами авторского коллектива проведены обучающие занятия для сотрудников Антикоррупционной службы, результаты внедрены в учебный процесс академии, подготовлены поправки в ряд подзаконных актов, которые вступили в законную силу еще до завершения исследования.
Другой пример. В 2019 году изучили проблемные вопросы неприкосновенности частной жизни. По нашим выводам и предложениям в Министерстве юстиции была создана межведомственная рабочая группа для продолжения работы на системном уровне. Выпущенная по итогам исследования монография заняла второе место на международном конкурсе. В нем принимали участие 150 трудов из 50 вузов Беларуси, Казахстана, Монголии, России, Таджикистана.
В том же году по заказу НПП "Атамекен" провели исследование в сфере усиления защиты прав предпринимателей и их законных интересов.
Наши предложения полностью учтены и реализованы в новой редакции статьи 365 Уголовного кодекса (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, Закон РК от 2 июля 2021 года).
Разработанная пошаговая "Памятка по правам предпринимателей в уголовном процессе" размещена на официальном сайте уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Еще один пример. В ходе исследования по защите прав личности в административном процессе установили отсутствие четкой регламентации процедур задержания, доставления и привода, а также отсутствие полноценной системы их учета и контроля.
В целом пришли к тому, что в административном процессе защите прав человека уделено значительно меньше внимания, чем в уголовном. Предложили изменения в отдельные статьи КоАП, ведомственные акты, ряд организационных мер.
Полагаем, что реализация наших предложений позволит исключить правовые пробелы и сформировать единую судебную практику по исчислению сроков ареста, его исполнения, конфискации и уничтожению вещественных доказательств.
В ходе исследования по финансовым пирамидам обратили внимание на теоретическую часть. Установили, что сама конструкция статьи не позволяет эффективно бороться с рассматриваемыми преступлениями и нуждается в существенной доработке.
Наши предложения были поддержаны МВРГ при Генеральной прокуратуре и включены в Дорожную карту противодействия финансовым пирамидам на 2022 год, а также вошли в законопроект по оптимизации УК, УПК и УИК, который находится на стадии согласования.
По результатам исследований академия издает различные научные труды. Уже стало традицией их участие в международных конкурсах.
К примеру, в 2021 году на конкурсе "Научная книга", организатором которого выступает Академия управления МВД Российской Федерации, наша монография "Усиление гарантий защиты прав граждан в уголовном процессе" заняла первое место в основной номинации "Уголовный процесс", в 2020 году монография "Неприкосновенность частной жизни" заняла второе место в номинации "Конституционное право".
С момента создания академии прошло семь лет. Срок, разумеется, небольшой для становления научно-образовательного учреждения. Но за эти годы проведена целенаправленная и результативная работа. И сегодня, приумножая достигнутое, вуз последовательно наращивает свой потенциал для качественной реализации своего предназначения в качестве кузницы кадров для всей правоохранительной системы, а также научной платформы для принятия государственных политико-правовых решений.
Сая Загипова, Астана