ИИ в образовании: в Казахстане стартовал проект "Ustazga AI"
Учителей школ будут обучать использовать ИИ в учебном процессе.
Одна из стратегических целей Казахстана — воспитание образованного, интеллектуального и преданного своему делу поколения. И если в этом процессе первостепенную роль играют родители, то решающей остается роль учителя. Именно педагог формирует мышление, ценности и мировоззрение ребенка — и теперь он сам становится частью новой цифровой эпохи, передает Liter.kz.
Искусственный интеллект как помощник, а не замена
7 ноября в Астане презентовали проект “Ustazga AI”, который совместно реализуется партией AMANAT и Министерством просвещения Республики Казахстан. Организаторы проекта подчеркивают: технологии не заменят учителя, но могут значительно облегчить его труд. По словам руководителя управления по женскому крылу партии AMANAT Сайрангуль Жумадиловой, благодаря инициативам партии и предложениям, разработанным в законодательном совете, за последние четыре года зарплата педагогов выросла почти вдвое.
“Учитель должен не просто идти в ногу с развитием искусственного интеллекта, но и опережать его, поэтому цифровую трансформацию мы начинаем именно с педагогов. Теперь следующий шаг — предоставить им современные инструменты, которые помогут экономить время, избавят от бумажной волокиты и улучшат качество обучения”, — сказала она.
Проект “Ustazga AI”: три шага к цифровой школе
Проект направлен на то, чтобы научить педагогов эффективно и безопасно использовать технологии искусственного интеллекта в своей работе.
Программа реализуется в три этапа:
- Онлайн-курс. На платформе Daryn.ai запущен курс “Искусственный интеллект как помощник педагога”. Он бесплатный и доступен для всех учителей Казахстана.
Обучение продлится с 3 ноября по 20 декабря 2025 года, проходить его можно в любое время — платформа работает 24/7. - Педагогический хакатон. После завершения онлайн-курса 400 лучших педагогов пройдут отбор и представят свои проекты по теме “ИИ-решения для школы”. 20 победителей получат путевку на международную стажировку.
- Международная стажировка. В июне 2026 года лучшие участники отправятся в Южную Корею на недельную стажировку, чтобы изучить мировые практики внедрения ИИ в образование и адаптировать их к казахстанским реалиям.
Daryn.ai: 80 часов знаний и меньше рутины
Как рассказал основатель компании Daryn Online Айбек Куатбаев, платформа Daryn.ai предлагает педагогам бесплатный онлайн-курс из 24 видеолекций. Система поможет оптимизировать рутинные задачи — подготовку к занятиям, отчетность, взаимодействие с родителями, проверку тестов и воспитательную работу.
Доступ к платформе максимально прост: учителю достаточно ввести номер телефона, получить код и войти в систему. Курс состоит из 9 модулей, охватывающих темы кибергигиены, цифровой безопасности, педагогической психологии, коммуникаций, научно-исследовательских проектов и других направлений.
Руководитель отдела взаимодействия с госорганами компании Daryn Online Ернар Сейтқұл отметил, что элементы искусственного интеллекта уже внедряются в ряде школ Казахстана.
“Мы готовы предоставить учителям нашу платформу бесплатно — как инструмент для сокращения рутинной работы и внедрения ИИ в сферу образования”.
В системе также доступны материалы для подготовки к ЕНТ (32 варианта тестов на казахском и 32 на русском языках), международные экзамены и тесты для самих педагогов — все это бесплатно.
Новое направление — профориентация
Помимо “Ustazga AI”, компания запускает проект “Дарын Бағдар”, который помогает школьникам определить будущую профессию. Система анализирует способности учеников и предлагает подходящие направления. Сейчас программа тестируется в Астане и Алматы.
Организаторы подчеркивают, что проект “Ustazga AI” — это не просто цифровизация, а инвестиция в человека, в того, кто формирует будущее страны. Учителя — зеркало общества, и именно они закладывают в ребенке не только знания, но и мировоззрение. Сегодня им важно не бояться технологий, а использовать их с пользой — чтобы искусственный интеллект стал не угрозой, а союзником в деле воспитания нового поколения.
