Как сделать бизнес из мусора: история предпринимательницы Людмилы Евженковой
Женщина открыла экостартап.

Людмила Евженкова, активный эковолонтер и начинающая предпринимательница из Восточно-Казахстанской области, провела около 10 лет, борясь с проблемой с проблемой загрязнения окружающей среды – неоднократно участвовала в очистке территорий, но пришла к выводу, что одними субботниками ситуацию не изменить, передает Liter.kz.
За это время она осознала, что борьба за чистоту окружающей среды не только важна, но и способна открывать новые возможности. Это осознание подтолкнуло ее к поиску путей для реализации своих идей, совмещающих экологическую значимость и экономическую выгоду.
“За годы работы я видела огромное количество мусора и понимала, что важно сосредоточиться на мерах по борьбе с замусориванием – сокращению потребления, вторичному использованию и переработке. Важно не только убирать отходы, но и перерабатывать, давать им новую жизнь. Уверена, что так и отходы могут стать доходами”, – сказала Людмила.
В начале 2023 года Людмила запустила свой экостартап, занимающийся переработкой стекла и керамики. Несмотря на отсутствие стартового капитала и опыта, ее стремление и поддержка семьи помогли преодолеть первые трудности.
“На первом этапе пришлось взять кредит, часть оборудования папа сделал своими руками. Работать приходилось без выходных и на износ”, — вспоминает она.
Старт бизнеса подтвердил востребованность ее идеи, и Людмила задумалась о масштабировании. Однако для этого ей необходимо было дополнительное оборудование, а также навыки в ведении бизнеса. В поисках поддержки она узнала о программе от известной компании.
“Знания, полученные на программе бесплатного обучения основам бизнеса, оказались на 100% применимыми. Содержание онлайн-уроков было доступным и понятным, ничего лишнего. Благодаря обучению смогла освоить важные аспекты продвижения бизнеса через социальные сети и принципы работы малых предприятий. В результате идея о сборе и переработке стекла и керамики трансформировалась в бизнес-план по производству сувенирной продукции из вторичных материалов. Когда узнала, что победила в Конкурсе, испытала яркое чувство гордости за себя и благодарность организаторам”, — рассказывает она, отмечая, что средства гранта обеспечили устойчивость и перспективу расширения бизнеса.
Людмила планирует продолжать расширение ассортимента и внедрение новых технологий переработки. Она активно работает над увеличением объемов продаж через Instagram и участвует в ярмарках и выставках, в планах — расширение штата сотрудников.
“Женщинам, начинающим свой бизнес, хочу сказать — не бойтесь! Самое интересное начнется, когда вы увидите реальные результаты своего труда, в том числе прибыль”, — заключает Людмила.
Ее история вдохновляет многих, подтверждая, что “не существует пределов роста, и все возможно при наличии желания, знаний и опыта”.