Как выбрать детский сад: советы родителям
Мнением поделилась руководитель детских садов.

Большинство родителей стараются отдать ребенка в детский сад хотя бы на год перед школой. Даже если у семьи есть возможность нанять няню или принять помощь бабушек и дедушек, это мало поможет процессу социализации. Ведь кроме чтения, счета, в саду малыш учится взаимодействовать с коллективом.
Редакция Liter.kz побеседовала с основательницей сети дошкольных учреждений Анной Ижко и узнала актуальные тенденции в дошкольном образовании и его значимость.
- Анна, расскажите, когда и почему Вы решили связать жизнь с дошкольной педагогикой?
- Я с детства люблю детей. В 16 лет возила деток в спортивный лагерь, как вожатая, в 17 была уже главной вожатой, с полной ответственностью за детей.
Далее, когда родился мой первый сын, мне было интересно все, что связано с его развитием, различными методиками.
Потом, отдав его в центр развития, я задавала разные вопросы его педагогам, но часто они не давали мне развернутый ответ. Так я начала углубляться во все, что связано с детками и ранним развитием. Особенно меня поразил факт, что 70% нейронных связей формируется в возрасте до 3 лет. И чем больше мы заложим в целом в раннем возрасте в ребенка, тем легче ему будет далее во взрослом возрасте.
- Как мама троих детей, и как руководитель, поделитесь, что сегодня ждут современные родители от воспитателей и дошкольных учреждений?
Современные родители стали гораздо более осведомленными в вопросах дошкольного образования, что, безусловно, отражается и на их детях. Сегодня можно выделить два подхода к воспитанию.
Первый — это родители, глубоко вовлеченные в развитие ребенка, стремящиеся максимально наполнить его день занятиями, секциями и образовательными активностями. Второй — более свободный подход, когда родители считают, что ребенок вырастет и разовьется естественным образом, как это было в их собственном детстве.
Однако в современном мире наиболее эффективная модель воспитания строится на прочном взаимодействии трех ключевых сторон: родителя, ребенка и дошкольного учреждения. Именно в этом партнерстве рождается гармоничное развитие малыша, формируются его социальные навыки, эмоциональный интеллект и готовность к будущей жизни в обществе. Тесное сотрудничество воспитателей и родителей позволяет создать безопасную, поддерживающую среду, где ребенок получает не только знания, но и уверенность в себе, самостоятельность и умение взаимодействовать с окружающим миром.
- Какие тенденции актуальны сейчас в дошкольном образовании? Насколько высока важность дошкольного образования?
- На сегодняшний день наука подтверждает, что до 70% нейронных связей формируется в возрасте до трех лет. Это означает, что ранний возраст – критически важный период для развития ребенка, закладывающий основу его будущих когнитивных, эмоциональных и социальных навыков.
Ранее основное внимание уделялось развитию мелкой моторики, считая, что это ключ к успешному интеллектуальному развитию. Однако современные исследования показывают, что полноценное развитие ребенка требует комплексного подхода. Сегодня все больше родителей осознают важность нейропсихологического развития, которое включает не только сенсомоторное развитие, но и эмоциональную регуляцию, когнитивные функции и поведенческие стратегии.
Одной из ключевых тенденций становится осознание важности пребывания на свежем воздухе. Прогулки и подвижные игры способствуют развитию сенсорных систем, укреплению иммунитета и улучшению когнитивных процессов. Еще один важный аспект – рациональное питание. Оно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его эмоциональное состояние, концентрацию внимания и даже речевое развитие. Научно доказано, что сбалансированное питание ускоряет процессы формирования речи и помогает корректировать поведенческие особенности ребенка.
Таким образом, дошкольное образование сегодня – это не просто подготовка к школе, а создание условий для гармоничного развития личности. Именно поэтому важно, чтобы ребенок рос в среде, где его поддерживают, понимают и развивают, учитывая современные научные подходы и индивидуальные потребности.
- Исходя из опыта, как Вы считаете, есть ли разница в успехах, в развитии и адаптации деток в школе, которые посещали детские сады и которые не посещали садик?
- Безусловно, разница в развитии и адаптации детей, посещавших детский сад и тех, кто воспитывался только в семейной среде, очевидна. Дошкольное образование – это не только интеллектуальное развитие, но и формирование ключевых социальных и коммуникативных навыков, которые играют решающую роль в успешной адаптации к школьной среде.
В детском саду ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила, работать в коллективе, выражать свои мысли и чувства. Мы уделяем особое внимание развитию коммуникативной компетентности, умению договариваться, решать конфликты и выражать свою позицию в конструктивной форме.
Опыт показывает, что дети, посещавшие детский сад, легче адаптируются к школьному режиму, быстрее осваивают учебную программу и чувствуют себя увереннее в новых социальных условиях. Таким образом, дошкольное образование – это не просто подготовка к школе, а важный этап формирования самостоятельной, социально адаптированной и эмоционально устойчивой личности.
- Как Вы считаете, можно ли считать верным мнение, что когда ребенок идет в садик, то связь с родителями становится меньше из-за того, что они уже меньше времени проводят с детьми?
- Качество времени с ребенком важнее его количества. Я убеждена, что не количество проведенного времени определяет близость и силу связи между родителем и ребенком, а его качество. Даже 15–30 минут полноценного взаимодействия, когда родитель тотально включен в общение с ребенком, без отвлекающих факторов, могут быть значительно ценнее, чем несколько часов совместного пребывания, если внимание взрослого рассеивается на другие дела. Важно, чтобы это время было наполнено теплом, эмоциональной поддержкой и искренним интересом к ребенку.
Детский сад, напротив, помогает родителям выстраивать более осознанные и глубокие отношения с детьми. Проведя день в коллективе, ребенок получает новые впечатления, которыми он хочет поделиться, а родитель, проявляя интерес, укрепляет доверительные отношения. Таким образом, посещение детского сада не ослабляет связь в семье, а, напротив, может сделать ее более качественной и наполненной.
- Как Вы все успеваете: и вести бизнес, и быть женой, мамой троих детей?
- Баланс между семьей и бизнесом – вопрос приоритетов. Мне не совсем близка формулировка "все успевать", ведь у каждого человека свое видение того, как он хочет выстраивать свою жизнь. Для меня на первом месте всегда семья и дети, поэтому в моем расписании есть четко выделенное время, посвященное им. В то же время я понимаю свою ответственность как руководителя – мои сотрудники должны знать, что могут рассчитывать на мою поддержку и вовлеченность. Помимо этого, я остаюсь подругой, женщиной, человеком, у которого есть пространство для личных интересов, общения и отдыха.
Я придерживаюсь принципа: если ты сам не планируешь свой день, кто-то сделает это за тебя. Именно осознанное управление временем помогает мне гармонично сочетать разные сферы жизни и находить баланс между работой, семьей и личными увлечениями.
- Чтобы Вы посоветовали родителям, которые сейчас стоят перед выбором детского сада? На что обратить внимание и чему отдать предпочтение? (в Сети много случаев, когда проявляют физическое и психологическое насилие над детьми, особенно если ребенок не разговаривает)
- Выбирая детский сад для ребенка, родителям важно учитывать несколько ключевых факторов, которые обеспечат безопасность, комфорт и гармоничное развитие малыша.
1. Эмоциональный комфорт ребенка. Самый важный критерий – насколько ребенку комфортно в саду. Прислушивайтесь к его эмоциям, реакции на педагогов и атмосферу в группе.
2. Прозрачность и безопасность. Наличие камер видеонаблюдения – важный фактор, обеспечивающий прозрачность работы учреждения и спокойствие родителей.
3. Сбалансированное питание. Рацион ребенка должен быть правильно составлен, учитывать его возрастные потребности и способствовать здоровому развитию.
4. Компетентность и стабильность педагогического состава. Обратите внимание на педагогов, их профессиональный уровень и стаж работы в группе. Стабильность коллектива важна для эмоциональной безопасности ребенка.
5. Вовлеченность руководства. Хороший знак – если собственник или руководитель активно участвует в жизни сада, следит за адаптацией детей и качеством образовательного процесса.
Выбирая садик, важно ориентироваться не только на рекламу, но и на реальные впечатления – посещать учреждение, наблюдать за его атмосферой и общаться с педагогами. Только так можно найти место, где ребенок будет развиваться, чувствовать себя защищенным и счастливым.