5 минут: сколько казахстанцев получили штрафы за прогрев авто
Норма существует в ПДД более 20 лет.

Начало года для многих автолюбителей выдалось непростое. Горожане узнали о якобы новинке в ПДД: за прогрев авто более пяти минут грозит штраф. Новость вызвала широкий резонанс: “стукачи” начали фиксировать своих соседей-нарушителей и дошло до требований депутатов об отмене нормы. Насколько рабочая эта статья в Казахстане и сколько людей было оштрафовано за годы существования нормы, разбирался журналист Liter.kz.
В пресс-службе МВД РК редакции Liter.kz рассказали, что норма о прогреве авто зафиксирована в подпункте 5 пункта 88 ПДД. Стоянка запрещается:
1) в местах, где запрещена остановка;
2) на эстакадах, мостах, путепроводах;
3) вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
4) ближе пятидесяти метров от железнодорожных переездов;
5) механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям;
6) на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках.
Главное, о чем стоит помнить, что запрет на работающий двигатель распространяется лишь в тех случаях, если он создает неудобства жителям.
“Аналогичное требование имеется в подпункте 4 пункта 122 главы 17 ПДД. Это не нововведение, норма существует в ПДД РК более 20 лет”, – сообщает пресс-служба МВД.
Холодное время года в стране длится более трех месяцев, особенно в северных регионах, поэтому водителям приходится прогревать машину более пяти минут. Недовольные жильцы могут обратиться в полицию и сообщить, что машина с работающим мотором во дворе мешает им отдыхать. Получается, что автолюбители становятся заложником закона.
Эксперты рекомендуют автомобилистам с инжекторной системой подачи топлива прогревать машину на холостых оборотах чуть меньше пяти минут. Дальнейший прогрев придется осуществлять на ходу, следя за тем, чтобы обороты двигателя не превышали 2,5 тысячи.
Владельцам карбюраторной техники советуют оставлять транспорт подальше от жилых домов. Лучше пройти лишние метры, чем быть привлеченным к административной ответственности.
“Если транспортное средство стоит более пяти минут с работающим двигателем и это создает неудобства жителям, то в данном случае будет усматриваться состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 597 КоАП РК (прим. автора: влечет штраф в размере пяти МРП, при повторном нарушений – 10 МРП)”, – добавили в полиции.
На одном из заседаний Мажилиса члены фракции партии AMANAT обратились к вице-министру внутренних дел Игорю Лепехе, подчеркнув важность оперативного реагирования на резонансную информацию, вводящую граждан в заблуждение.
“Про прогрев нет там про пять минут. Механическим транспортным средствам запрещается остановка в населенных пунктах с работающим двигателем, если это создает неудобство для жителей. К ответственности по этой норме привлекаем только по заявлению. В прошлом году таких случаев было три, один из них прокуратура отменила. То есть за прогрев двигателя мы к ответственности не привлекаем. Это проблема из пальца высосана”, – заверил вице-министр.
Редакция Liter.kz также обратилась в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры о предоставлении сведений о количестве водителей, привлеченных к ответственности за 2019-2025 годы. Никакими данными в ведомстве не поделились, а лишь направили инструкцию, как найти самостоятельно на информационном сайте.
“Статистическая отчетность формируется ежемесячно с нарастающим итогом по статьям Административного и Уголовного кодекса и размещается в разделе “Правовая статистика” во вкладке “Статистические отчеты” информационного сервиса Комитета – qamqor.gov.kz, где можно получить статистические сведения по годам и в разрезе регионов. Для поиска информации по административным правонарушениям необходимо выбрать отчет формы №1-АД “О результатах рассмотрения уполномоченными органами дел об административных правонарушениях”, – ответили в комитете.
Журналист Liter.kz рассмотрел статистику по нарушениям, выявленным через видеофиксацию. За январь 2025 года отчеты еще не были загружены.
В отчетном периоде, судя по загруженной статистике в январе 2024 года, по части 1 статьи 597 КоАП РК “Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, в том числе в местах, оборудованных электрозарядными станциями” зарегистрировано одно дело по стране, в декабре этого же года в сводном отчете указано, что по данной норме зарегистрировано 53 дела, из которых в 50 случаях выписаны административные штрафы.
Сводный отчет января 2023 года показал 89 зарегистрированных дел, из которых административному штрафу подверглись 88 дел, в декабре количество правонарушителей увеличилось до 172, из них прекращены восемь дел.
2019-2022 годы: в сводном отчете за декабрь указана лишь общая цифра привлеченных по всем пунктам статьи 597 КоАП РК (с видеофиксацией или нет – не указано): в 2019-м – 321 017 зарегистрированных дел по Казахстану, за 2020-й год – 188 032 дела, 2021 год – 304 422 дела, 2022 год – 212 362 дела.
Вместе с тем органы внутренних дел не ставят перед собой цели массово штрафовать граждан за данное нарушение. Дело об административном правонарушении по указанной статье возбуждается исключительно при поступлении жалоб граждан и наличии доказательств (видео) нарушения.