Что делать казахстанцам, если система обязательного медстрахования "не страхует"
Напомним, с недавних пор в Казахстане для получения бесплатной медпомощи обязательно иметь страховку, за которую ежемесячно отчисляются проценты с дохода, а держателям полиса обязательно присуждается статус «застрахован». А что делать людям, которые оплатили обязательные взносы, но в систему не попали? И почему так получилось? Редакция Liter.kz выяснила все подробности.
Жительница Алматы Светлана Познякова обратилась через Facebook к казахстанцам с просьбой проверить: есть ли они в системе обязательного медстрахования. Оказалось, что алматинка, несмотря на сделанные ею взносы, не застрахована.
«Друзья, а проверьте-ка, есть ли вы в системе нашего прекрасного обязательного (в смысле, деньги им перечислять обязательно) медстрахования. Даже если за вас платит работодатель. Как законопослушный ИП и гражданин, по указанию своего бухгалтера, заплатила взносы за второй и третий квартал. Во втором квартале у меня дохода не было, так что платила с тех самых 42 500. Не то, чтобы я была уверена, что мне это как-то со здоровьем поможет... Но то, что я там оказалась даже не застрахована», - написала Познякова (орфография и пунктуация сохранены).
Светлана задалась вопросом: куда делись ее 17 850 тенге?
С аналогичным обращением выступила жительница Алматы Анна Шабалдина. Ей потребовалась медицинская помощь невропатолога. Однако в поликлинике женщине ответили, что она не застрахована. Пришлось оплачивать услуги из своего кармана.
«Я несколько месяцев (с тех пор, как это стало обязательным, и даже на время карантина, когда сказали, что можно и прерваться) платила взносы. Не этот вот вам ЕСП в три копейки! А как ИП, нормальную такую сумму в месяц. И что? Сегодня выясняю, что я... в этом фонде считаюсь незастрахованной», - написала Шабалдина в Facebook (орфография и пунктуация сохранены).
Под постами Светланы Позняковой и Анны Шабалдиной казахстанцы оставили свои комментарии, где также, к своему удивлению, обнаружили, что их статус «незастрахован».
Редакция Liter.kz решила выяснить суть проблемы, которая обрела массовый характер, и обратилась в ФОМС.
«Важно заметить, что платежи в ФСМС поступают не напрямую, а проходят через НАО ГК "Правительство для граждан", поэтому, если система показывает не все внесенные вами платежи, советуем уточнить вопрос у «Правительства для граждан», - сказано в сообщении ФОМС.
Проверить наличие платежей можно на портале электронного правительства egov.kz либо через SaqtandyruBot в Телеграм.
В ФОМС подчеркнули, что важно оплачивать взносы за ОСМС за каждый месяц. Если стоит статус "не застрахован", скорее всего за какой-то месяц оплата была пропущена.
«Светлана Познякова, как ИП, должна была ежемесячно перечислять свой взнос в размере 2975 тенге, ни больше, ни меньше. У нее имеется задолженность за первые три месяца, первый квартал года, поэтому система определила, как незастрахованную. Именно по ней уточнили по базе данных платежей, там нет отчислений за первый квартал полностью в качестве ИП», - рассказали в пресс-службе.
Чтобы платить как самозанятый необходимо приостановить ИП.
Такая же проблема с пропущенным месяцем оплаты у и Анны Шабалдиной. Женщина рассказала, что в феврале заплатила за январь, а в марте заплатила за март. Таким образом, февраль оказался неоплаченным. Но женщина уверяет, что в тот момент "не соориентировалась ", а так, платит каждый месяц, и за полгода отдала больше 17 000 тенге, что не уберегло ее от платного посещения специалиста.
«Согласна, есть доля моей вины, но не настолько большая, чтобы приравнивать меня к тем, кто не платил вообще, и лишать медицинской помощи. Деньги-то мои они взяли. Назад не вернули. О таких вещах госорганы должны уведомлять. Многие люди только-только научились коммуналку через телефон оплачивать, а тут целый новый сложный платеж», - написала Анна Шабалдина.
Вместе с этим, в ФОМС отметили, что казахстанец имеет право на получение бесплатной медпомощи в пакете ГОБМП без внесения страховых взносов и участия в системе ОСМС, но чтобы получить медуслуги по пакету ОСМС, необходимо застраховаться и не пропускать ни одного месяца.
По взносам и отчислениям в системе ОСМС действуют следующие правила:
- Работодатель за работника – 2% от фонда оплаты труда
- Работник – 1% от начисленной заработной платы
- ИП, владельцы КХ, лица, занимающиеся частной практикой 5% от 1,4 МЗП (2 975 тенге)
- Физические лица, работающие по договору гражданско-правового характера – 1% от дохода
- Самозанятые/плательщики ЕСП
- 1 МРП (2 651 тенге) – в городах республиканского значения
- 0,5 МРП (1 326 тенге) – в других населенных пунктах
- Самостоятельные плательщики – 5% от 1 МЗП (2 125 тенге)
- За 15 льготных категорий граждан взносы оплачивает государство
Что делать казахстанцам, если их ежемесячный платеж за пакет услуг ОСМС не отобразился в системе?
Ясность внесли в НАО «Правительство для граждан».
Госкорпорация в течение трех дней осуществляет обработку поступивших из банков второго уровня платежей за медицинское страхование и передает их в Фонд социального медицинского страхования. Далее ФСМС определяет статус плательщика взносов по страхованию. Информация по суммам произведенных платежей ежемесячно сверяется с Фондом и составляется акт сверки.
Госкорпорация не уведомляет граждан и не ведет работу по напоминанию о перечислении взносов за медицинское страхование. Если по какой-либо причине выходит ошибка, платежи возвращаются на счет банка-отправителя. Уведомление о возврате направляется плательщику непосредственно банком, при этом в статусе платежа выходит причина возврата платежа.
Таким образом, взносы граждан не могут оставаться в госкорпорации "Правительство для граждан", они либо направляются в ФСМС или возвращаются на счет банка-отправителя.
Статус застрахованности в системе ОСМС присваивает НАО ФСМС, граждане могут проверить его через телеграм бот SaqtandyruBot. Также информацию о перечисленных отчислениях и взносах за определенный период можно посмотреть через сайт электронного правительства egov.kz.
По разъяснению НАО ФСМС статус «Не застрахован» появляется, если есть задолженность по оплате ОСМС с января 2020 года, поэтому в таких случаях, за разъяснениями необходимо обратиться в банк, через который осуществлялась оплата взноса либо в ФСМС.
Если у вас возникли вопросы, можно позвонить в Единый контакт-центр ФСМС: 1406 или получить информацию через мобильное приложение Qoldau 24/7.