Эксперт назвал требования, которые повысят престиж госслужбы
Аблайхан Оспанов рассказал о цифровизации в креативной бюрократии и образе современного госслужащего.
В прошлом материале о креативной бюрократии мы разобрались с терминологией и историей, а также обсудили недостатки и достоинства казахстанских госслужащих. Теперь редакция Liter.kz обсудит креативную бюрократию с точки зрения цифровизации с управляющим директором Freedom Bank Аблайханом Оспановым. Ранее он занимал пост вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК.
Креативная бюрократия – не новшество для Казахстана
Раньше мы не могли даже представить, что бюрократия и креатив будут сосуществовать рядом. Теперь это становится все актуальнее, и если мы хотим, чтобы процветал наш госаппарат и управление в любой компании – не только на госслужбе, то, конечно, миру необходима креативность. Но так как ты сам по себе не можешь эту креативность нести и продвигать, нужно помнить правило: одна голова хорошо, две – лучше, а если их много – результат эффективнее в несколько раз. Так что в моем понимании креативная бюрократия – это вовлечение в принятие управленческих решений как можно больше общественности и отраслевых экспертов.
Изначально креативную бюрократию применяли в урбанистике: большинством голосом общественности решали, как лучше осуществить благоустройство домов и улиц, определяли сумму выделяемого бюджета. На самом деле Казахстан давно пришел к креативной бюрократии – понятно, что пока не массово, не во всех государственных структурах. Но мы можем ее видеть в наиболее крупных городах Казахстана. Есть примеры, когда креативная бюрократия применялась в Алматы и Нур-Султане. Например, общественная приемная Open Almaty – это площадка для голосования и принятия решений.
Источник: inform.kz
Я знаю также, что в план Smart city каждый житель Алматы мог внести свое предложение, выразить согласие или несогласие, определить приоритетность того или иного проекта. В Нур-Султане это проект Smart Astana. Я думаю, что в 90% принимаемых управленческих решений и концепций развития можно применять креативную бюрократию, вовлекать экспертов и общественность. Вспомните национальный курултай, который инициировал президент – это большой шаг к новым управленческим принципам.
Креативная бюрократия и цифровизация
Я согласен, что цифровизация – основной инструмент креативной бюрократии. Любое помещение, которое используют для офлайн-встреч или обсуждений, имеет лимит на вместимость. А цифровизация позволяет вовлекать столько экспертов и представителей общественности, сколько понадобится – границ нет. Мне нравится, что цифровизация открыта для всех, поэтому любой гражданин может внести вклад в развитие государства и общества.
Но в то же время нельзя забывать и о классической бюрократии – из нее я бы оставил закрытую информацию по нацбезопасности, оборонным ведомствам и оборонной промышленности. Есть определенные вещи, которые составляют принцип закрытой бюрократии. И обратившись к опыту развитых стран, мы увидим, что это до сих пор актуально. Некоторые вопросы, я думаю, будут до определенного момента оставаться закрытыми. И это правильно.
Фотография из личного архива Аблайхана Оспанова
Опыт Казахстана в цифровизации признали Европа и Азия
Про цифровизацию в Казахстане скажу так: многие страны хотели бы, чтобы у них она была такого же уровня, как и у нас. Но ей недостает большей популяризации, это я могу сказать по своему опыту на посту вице-министра. То, что я сейчас вам расскажу, не хвастовство, а реальные истории. Например, я ездил в составе делегации МЦРИАП в Лондон и встречался с офисом премьер-министра Великобритании. Мы рассказали о том, как в Казахстане вводится цифровизация, чего удалось достичь, и своими показателями удивили британских коллег.
Нужно отметить, что при разработке электронного правительства за основу мы использовали опыт Сингапура и Южной Кореи. Я сам лично презентовал наши достижения в цифровизации в этих странах. Потом нам продемонстрировали госуслуги, которые планируют изменить, и удивились, узнав, что мы реализовали это год или чуть больше назад. Мы также встречались и обсуждали цифровизацию с экспертами ООН, которые очень давно изучают электронные правительства разных стран. И они все говорили, что наша основная проблема – нехватка пиар-материалов не только внутри Казахстана, но и за рубежом. В то же время, думаю, многие жители Казахстана, которые побывали за рубежом или проживают там, не будут спорить, что наша республика в сфере получения госуслуг гораздо развитее многих стран.
Источник: egov.kz
Каким должен быть современный госслужащий Казахстана
Касым-Жомарт Токаев неоднократно говорил, каким должен быть государственный служащий, и я полностью с ним согласен. Если кратко, госслужащий должен быть креативным, открытым, образованным, целеустремленным. Кроме того, человек на госслужбе должен понимать, для чего он здесь работает. Я порядка десяти лет проработал в государственных, квазигосударственных структурах и очень часто видел госслужащих, которые в ответ на вопрос, зачем они пришли на работу, говорили: чтобы стабильно получать зарплату. И раньше действительно так и было. Я думаю, что госслужащий должен четко понимать, зачем он работает, ставить конкретные цели и задачи.
Как повысить престиж госслужбы
Чтобы повысить престиж госслужбы, нужно исполнить два важных требования. Во-первых, поднять заработную плату госслужащих до рыночного уровня, сделать ее конкурентоспособной. Когда недовольны госслужащим в части его образованности или грамотности, то задайте себе вопрос: а чего можно ожидать с такой зарплатой? И уже возникает логическая цепочка – если бы он был высокооплачиваемым сотрудником, то, наверное, не работал на госслужбе. Но есть позитивные изменения – например, последние два года в Казахстане укрепляется тенденция по увеличению заработной платы. Это очень важно, так как при высокой зарплате будет соответствующая конкуренция и станет возможен выбор самых лучших сотрудников.
У Сингапура получилось выстроить эффективную систему госуправления, потому что госслужащим поставили зарплату, сопоставимую с окладами топ-менеджеров в любой развитой коммерческой компании. И госслужащий уже не думает, что поработает два-три года, а потом уйдет на высокооплачиваемую работу в частную компанию. Когда его умения оцениваются по достоинству, то человек не будет менять место работы и специализацию.
Во-вторых, госслужащим нужно постоянно повышать свою квалификацию. Представьте: человек работает год, два, три, его захватывают бюрократические процессы. А госслужба, как и мир вокруг, постоянно меняется, поэтому нужно периодически проводить курсы и привлекать к ним как казахстанских, так и зарубежных специалистов. Тогда госслужащие будут понимать, что сегодня происходит в их работе и в какую сторону им нужно развиваться. Мы часто слышим недовольные комментарии: вот, опять госслужащие едут в командировки на бюджетные средства. Но подождите, а как же иначе они могут увидеть, как меняется мир, да элементарно – как качественно строить и ремонтировать дороги. И это лучше изучать на примере.
Источник: пресс-служба МИИР РК
В качестве вывода редакция хотела напомнить об одном из самых ярких достижений Казахстана в цифровизации. В 2020 году республика заняла 29-е место среди 193 стран мира в рейтинге ООН по развитию электронного правительства. По уровню развития местных онлайн-услуг Алматы занял 29-е место среди 100 городов мира.
Казахстан в рейтинге уступил Южной Корее и Сингапуру (у которых набирался опыта), но расположился выше всех стран СНГ. Например, Россия и Беларусь заняли 36-е и 40-е места. В 2018 году Казахстан занимал в рейтинге 39-е место, то есть за два года продвинулся сразу на 10 позиций. Но не нужно забывать, что в 2014 году наша страна занимала 28-е место.
Составители рейтинга оценивали по трем основным показателям: степень охвата и качество интернет-услуг, уровень развития ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. Далее эксперты анализировали информационные услуги и веб-сайты государственных служб, их доступность для граждан, относительное число интернет-пользователей, число пользователей фиксированной и мобильной телефонной связи, уровень грамотности населения, нормативно-правовую базу и прочие факторы. Рейтинг выходит раз в два года, так что в скором времени мы все узнаем, продвинулась ли вперед цифровизация в Казахстане с 2020 года.