Блокировка по мелочи: как 173 тенге превращают жизнь предпринимателя в кошмар
Коммерсанты заявляют, что счета блокируют по необоснованным причинам.

Представьте себе: несколько сотен тенге долга, о которых вы даже не подозревали, становятся причиной блокировки всех ваших счетов. Вы не можете купить продукты, оплатить ипотеку, а ваш бизнес замерзает на месте. Именно так сегодня живут тысячи казахстанских предпринимателей. Систематические блокировки счетов ИП стали настоящей головной болью для малого и среднего бизнеса, подрывая доверие к государственным институтам и экономике в целом. Подробнее на Liter.kz.
Одной из главных проблем, как отмечают казахстанцы, является отсутствие четкой процедуры и прозрачности в действиях налоговых органов.
Илья Рыбин – предприниматель, который с блокировкой счетов сталкивается не впервые. К примеру, перед Новым годом у компании, в которой он работает, заблокировали счета. Причиной оказалась недоплата в размере 700 тенге. В ноябре Илье Рыбину также заблокировали счета, поскольку он якобы подал отчет по ИП не в ту налоговую.
“Мое ИП первоначально относилось к Есильскому району, но потом его автоматически перенесли в район Нура. Мне не приходило никаких уведомлений, возможно, информация была доступна в кабинете налогоплательщика, но я этого не заметил. Позже я изменил налоговую принадлежность через приложение банка и сдал отчет в Сарыаркинский район. Однако, несмотря на это, счета все равно заблокировали. Оказалось, что у меня была пеня за ноябрь прошлого года из-за несвоевременной оплаты ОСМС по ИП, сумма которой составляла всего 173 тенге. Эта пеня нигде не отображалась, но из-за нее счета были заблокированы более чем на две недели”, – рассказал предприниматель.
По словам Ильи Рыбина, проблема заключается в том, что уведомления о таких задолженностях не приходят в понятной форме, а кабинет налогоплательщика часто виснет и неудобен для работы. Если бы информация о пени поступала на телефон в виде SMS или через звонок, это, по его мнению, упростило бы ситуацию.
“Блокировка затронула не только счета ИП, но и мои личные счета, включая Отбасы банк. В результате возникла просрочка по ипотеке, так как деньги не списались вовремя. Это создает дополнительные трудности и негативное отношение к работе с налоговой. Я также заметил, что даже небольшая ошибка в расчетах приводит к блокировке всех счетов. Например, если недоплата составляет всего 5 тысяч тенге, блокируют всё, а не только сумму задолженности. Такое решение лишает мотивации работать “в белую”, ведь потом приходится тратить массу времени и усилий на разблокировку счетов”, – рассказал он.
Дозвониться до налоговой, по словам Рыбина, практически невозможно. Чтобы решить проблему, приходится ехать лично. Но и там сталкиваешься с неудобной системой, будто бы цифровизация еще не дошла до необходимого уровня.
“Если бы налоговая служба пересмотрела подход к информированию налогоплательщиков, внедрила современные способы уведомлений и ограничивала блокировку лишь суммой задолженности, а не всех счетов, это существенно упростило бы работу и повысило доверие к системе. Сейчас же это выглядит как архаичная система, которая больше мешает, чем помогает”, – заявил Илья Рыбин.
С блокировкой счетов без должного объяснения и по надуманным основаниям столкнулась предприниматель Айнур Кажибаева.
“За несколько дней до Нового года произошла неприятная ситуация: все мои счета, как личные, так и счета ИП, были заблокированы. Мое ИП существует уже около года, до этого момента блокировок никогда не было. Все отчеты сдавались вовремя — для этого была нанята профессиональная компания, которой мы делегировали ведение бухгалтерии и контроль за налоговой отчетностью. Я также самостоятельно подавала необходимые декларации”, – рассказала предприниматель.
Кажибаева рассказала, что за несколько недель до блокировки в кабинет налогоплательщика пришло уведомление, которое она, к сожалению, не заметила. Когда удалось связаться с управлением госдоходов (УГД) по Сарыаркинскому району Астаны, оказалось, что счета заблокированы по ошибке.
“Оказалось, что наши счета заблокированы ошибочно, это какой-то глюк и мы не одни такие. Изначально нас уверяли, что разблокировать счета можно через колл-центр по номеру 1414, выбрав соответствующую услугу. Однако это не сработало: счета оставались заблокированными около четырех дней. За это время я не могла пользоваться ни личными, ни корпоративными средствами”, – рассказала предприниматель.
В итоге для решения проблемы Айнур Кажибаевой пришлось лично идти в УГД и подавать заявление на разблокировку. В офисе, по ее словам, были огромные очереди, поскольку многие предприниматели оказались в такой же ситуации. Причина блокировки – непредоставления налоговой отчетности, хотя, как заявляет казахстанка, все необходимые документы были сданы вовремя.
“Эта проблема возникла в самый неподходящий момент — перед закупом товаров на Новый год. Мне хотелось подать в суд и истребовать моральный ущерб, но тогда просто не было времени этим заниматься. Пока эта идея отложена, но проблема оставила неприятный осадок”, – отмечает девушка.
О том, что Илья Рыбин и Айнур Кажибаева не единственные, кто столкнулся с проблемой блокировки всех счетов, подтверждает петиция, которую адресовали в Министерство финансов РК.
“Мы, нижеподписавшиеся граждане и представители бизнеса, выражаем свою глубокую обеспокоенность в связи с систематическими блокировками счетов индивидуальных предпринимателей (ИП). Данная практика негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, ущемляет права предпринимателей и в конечном итоге наносит ущерб экономике страны. Ведь УГД любит блокировать все счета, из-за чего у индивидуальных предпринимателей возникают проблемы с покупкой еды для семьи и оплатой детских садов. Глава государства обещал прекратить блокировку всех счетов по любому поводу, но его поручение до сих пор не выполнено”, – говорится в тексте петиции.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели:
- Незаконные блокировки: Часто счета блокируются без должного разъяснения причин или по надуманным основаниям.
- Затруднения в ведении бизнеса: Блокировка счетов приводит к приостановке деятельности, срыву контрактов и потерям дохода.
- Отсутствие прозрачности: Процедура обжалования блокировок занимает длительное время, что делает невозможным оперативное решение вопросов.
- Ущерб репутации: Блокировка счетов подрывает доверие клиентов и партнеров к предпринимателям.
“Мы понимаем необходимость борьбы с финансовыми преступлениями и поддерживаем инициативы по обеспечению законности в данной сфере. Однако подобные действия не должны наносить ущерб добросовестным предпринимателям”, – говорится в петиции.
Поэтому предприниматели выступают с требованиями:
- Предупреждать о блокировке заранее, чтобы человек мог снять деньги со счетов на проживание.
- Обеспечить предпринимателям оперативный доступ к информации о причинах блокировки.
- Сократить сроки рассмотрения апелляций на блокировку счетов до одного дня.
- Ввести меры ответственности для организаций, неправомерно блокирующих счета.
- Организовать консультационные центры для предпринимателей по вопросам блокировки счетов и восстановлению их деятельности.
Официальный представитель Комитета государственных доходов МФ РК Гульжан Калменова в беседе с корреспондентом Liter.kz рассказала, арест на банковские счета налогоплательщика может быть наложен в случае несвоевременного исполнения налоговых обязательств. Это включает в себя неисполнение уведомлений от органов государственных доходов, непредставление налоговой отчетности или несвоевременную уплату налогов.
При этом неверное указание адреса, особенно кода органов государственных доходов, может быть приравнено к непредставлению налоговой отчетности в установленный срок. В этом случае налогоплательщик получает уведомление для исправления ошибок, и если отчетность не будет представлена в течение 30 рабочих дней, возможен арест счетов.
“Для избежания неприятных ситуаций, связанных с нарушением налогового законодательства, предпринимателям следует строго соблюдать сроки представления отчетности и уплаты налогов. Это не только предотвращает штрафы и аресты счетов, но и способствует поддержанию хороших отношений с налоговыми органами”, – заявила официальный представитель КГД.
Несмотря на это, казахстанцы отмечают, что каждая заблокированная сумма — это не просто цифра в отчете, а срыв контрактов, упущенные возможности и подорванное доверие клиентов. Казахстанские бизнесмены обращаются к государственным органам с четким посылом: прекратите блокировать все счета ИП из-за мелких недочетов. Они просят внедрить предупреждения, ускорить апелляции и ограничить блокировки лишь суммой задолженности.