Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 515.31  533.96  5.3

Блокировка по мелочи: как 173 тенге превращают жизнь предпринимателя в кошмар

Коммерсанты заявляют, что счета блокируют по необоснованным причинам.

17.01.2025, 10:20
Блокировка по мелочи: как 173 тенге превращают жизнь предпринимателя в кошмар
Фотоколлаж Liter.kz

Представьте себе: несколько сотен тенге долга, о которых вы даже не подозревали, становятся причиной блокировки всех ваших счетов. Вы не можете купить продукты, оплатить ипотеку, а ваш бизнес замерзает на месте. Именно так сегодня живут тысячи казахстанских предпринимателей. Систематические блокировки счетов ИП стали настоящей головной болью для малого и среднего бизнеса, подрывая доверие к государственным институтам и экономике в целом. Подробнее на Liter.kz.

Одной из главных проблем, как отмечают казахстанцы, является отсутствие четкой процедуры и прозрачности в действиях налоговых органов.

Илья Рыбин – предприниматель, который с блокировкой счетов сталкивается не впервые. К примеру, перед Новым годом у компании, в которой он работает, заблокировали счета. Причиной оказалась недоплата в размере 700 тенге. В ноябре Илье Рыбину также заблокировали счета, поскольку он якобы подал отчет по ИП не в ту налоговую.

“Мое ИП первоначально относилось к Есильскому району, но потом его автоматически перенесли в район Нура. Мне не приходило никаких уведомлений, возможно, информация была доступна в кабинете налогоплательщика, но я этого не заметил. Позже я изменил налоговую принадлежность через приложение банка и сдал отчет в Сарыаркинский район. Однако, несмотря на это, счета все равно заблокировали. Оказалось, что у меня была пеня за ноябрь прошлого года из-за несвоевременной оплаты ОСМС по ИП, сумма которой составляла всего 173 тенге. Эта пеня нигде не отображалась, но из-за нее счета были заблокированы более чем на две недели”, – рассказал предприниматель.

По словам Ильи Рыбина, проблема заключается в том, что уведомления о таких задолженностях не приходят в понятной форме, а кабинет налогоплательщика часто виснет и неудобен для работы. Если бы информация о пени поступала на телефон в виде SMS или через звонок, это, по его мнению, упростило бы ситуацию.

“Блокировка затронула не только счета ИП, но и мои личные счета, включая Отбасы банк. В результате возникла просрочка по ипотеке, так как деньги не списались вовремя. Это создает дополнительные трудности и негативное отношение к работе с налоговой. Я также заметил, что даже небольшая ошибка в расчетах приводит к блокировке всех счетов. Например, если недоплата составляет всего 5 тысяч тенге, блокируют всё, а не только сумму задолженности. Такое решение лишает мотивации работать “в белую”, ведь потом приходится тратить массу времени и усилий на разблокировку счетов”, – рассказал он.

Дозвониться до налоговой, по словам Рыбина, практически невозможно. Чтобы решить проблему, приходится ехать лично. Но и там сталкиваешься с неудобной системой, будто бы цифровизация еще не дошла до необходимого уровня.

“Если бы налоговая служба пересмотрела подход к информированию налогоплательщиков, внедрила современные способы уведомлений и ограничивала блокировку лишь суммой задолженности, а не всех счетов, это существенно упростило бы работу и повысило доверие к системе. Сейчас же это выглядит как архаичная система, которая больше мешает, чем помогает”, – заявил Илья Рыбин.

С блокировкой счетов без должного объяснения и по надуманным основаниям столкнулась предприниматель Айнур Кажибаева.

“За несколько дней до Нового года произошла неприятная ситуация: все мои счета, как личные, так и счета ИП, были заблокированы. Мое ИП существует уже около года, до этого момента блокировок никогда не было. Все отчеты сдавались вовремя — для этого была нанята профессиональная компания, которой мы делегировали ведение бухгалтерии и контроль за налоговой отчетностью. Я также самостоятельно подавала необходимые декларации”, – рассказала предприниматель.

Кажибаева рассказала, что за несколько недель до блокировки в кабинет налогоплательщика пришло уведомление, которое она, к сожалению, не заметила. Когда удалось связаться с управлением госдоходов (УГД) по Сарыаркинскому району Астаны, оказалось, что счета заблокированы по ошибке.

“Оказалось, что наши счета заблокированы ошибочно, это какой-то глюк и мы не одни такие. Изначально нас уверяли, что разблокировать счета можно через колл-центр по номеру 1414, выбрав соответствующую услугу. Однако это не сработало: счета оставались заблокированными около четырех дней. За это время я не могла пользоваться ни личными, ни корпоративными средствами”, – рассказала предприниматель.

В итоге для решения проблемы Айнур Кажибаевой пришлось лично идти в УГД и подавать заявление на разблокировку. В офисе, по ее словам, были огромные очереди, поскольку многие предприниматели оказались в такой же ситуации. Причина блокировки – непредоставления налоговой отчетности, хотя, как заявляет казахстанка, все необходимые документы были сданы вовремя.

“Эта проблема возникла в самый неподходящий момент — перед закупом товаров на Новый год. Мне хотелось подать в суд и истребовать моральный ущерб, но тогда просто не было времени этим заниматься. Пока эта идея отложена, но проблема оставила неприятный осадок”, – отмечает девушка.

О том, что Илья Рыбин и Айнур Кажибаева не единственные, кто столкнулся с проблемой блокировки всех счетов, подтверждает петиция, которую адресовали в Министерство финансов РК.

“Мы, нижеподписавшиеся граждане и представители бизнеса, выражаем свою глубокую обеспокоенность в связи с систематическими блокировками счетов индивидуальных предпринимателей (ИП). Данная практика негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, ущемляет права предпринимателей и в конечном итоге наносит ущерб экономике страны. Ведь УГД любит блокировать все счета, из-за чего у индивидуальных предпринимателей возникают проблемы с покупкой еды для семьи и оплатой детских садов. Глава государства обещал прекратить блокировку всех счетов по любому поводу, но его поручение до сих пор не выполнено”, – говорится в тексте петиции.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели:

  1. Незаконные блокировки: Часто счета блокируются без должного разъяснения причин или по надуманным основаниям.
  2. Затруднения в ведении бизнеса: Блокировка счетов приводит к приостановке деятельности, срыву контрактов и потерям дохода.
  3. Отсутствие прозрачности: Процедура обжалования блокировок занимает длительное время, что делает невозможным оперативное решение вопросов.
  4. Ущерб репутации: Блокировка счетов подрывает доверие клиентов и партнеров к предпринимателям.

“Мы понимаем необходимость борьбы с финансовыми преступлениями и поддерживаем инициативы по обеспечению законности в данной сфере. Однако подобные действия не должны наносить ущерб добросовестным предпринимателям”, – говорится в петиции.

Поэтому предприниматели выступают с требованиями:

  1. Предупреждать о блокировке заранее, чтобы человек мог снять деньги со счетов на проживание.
  2. Обеспечить предпринимателям оперативный доступ к информации о причинах блокировки.
  3. Сократить сроки рассмотрения апелляций на блокировку счетов до одного дня.
  4. Ввести меры ответственности для организаций, неправомерно блокирующих счета.
  5. Организовать консультационные центры для предпринимателей по вопросам блокировки счетов и восстановлению их деятельности.

Официальный представитель Комитета государственных доходов МФ РК Гульжан Калменова в беседе с корреспондентом Liter.kz рассказала, арест на банковские счета налогоплательщика может быть наложен в случае несвоевременного исполнения налоговых обязательств. Это включает в себя неисполнение уведомлений от органов государственных доходов, непредставление налоговой отчетности или несвоевременную уплату налогов.

При этом неверное указание адреса, особенно кода органов государственных доходов, может быть приравнено к непредставлению налоговой отчетности в установленный срок. В этом случае налогоплательщик получает уведомление для исправления ошибок, и если отчетность не будет представлена в течение 30 рабочих дней, возможен арест счетов. 

“Для избежания неприятных ситуаций, связанных с нарушением налогового законодательства, предпринимателям следует строго соблюдать сроки представления отчетности и уплаты налогов. Это не только предотвращает штрафы и аресты счетов, но и способствует поддержанию хороших отношений с налоговыми органами”, – заявила официальный представитель КГД.

Несмотря на это, казахстанцы отмечают, что каждая заблокированная сумма — это не просто цифра в отчете, а срыв контрактов, упущенные возможности и подорванное доверие клиентов. Казахстанские бизнесмены обращаются к государственным органам с четким посылом: прекратите блокировать все счета ИП из-за мелких недочетов. Они просят внедрить предупреждения, ускорить апелляции и ограничить блокировки лишь суммой задолженности.

Новости партнеров
×