Ключ от волшебного дома
Библиотека – это такая тихая радость сердца.
Любовь к книгам – древняя и похвальная любовь. Для читающих они делают пространство безграничным, а время – беспредельным.
Когда стоишь у своих книжных полок, где, по словам А.С. Пушкина, «певцы красноречивы, прозаики шутливы в одном порядке стали тут», ощущаешь дыхание столетий, слышишь голоса и разнообразнейшие интонации людей.
А библиотека – это такая тихая радость сердца. В любой момент можешь взять произведение любимых героев, пейзажей, далеких и близких времен... Разве не наслаждение читать: читать и перечитывать то, что хочешь, насыщать свой ум, свою душу. Еще бы, ведь у тебя под рукой, рядом с тобой книги – верные, испытанные многими годами духовного общения друзья. От них получаешь желаемый эмоциональный заряд.
Но в последнее время теряется интерес к книге – источнику знаний, с извечной жаждой людей к познанию не только внешнего, окружающего мира природы, но и внутреннего, духовного мира человека.
Как мы обычно читаем книги? Так как «читается». Так, как подсказывает наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства, и кажется нам, что читаем неплохо.
В чем причины столь резкого снижения интереса к книге? Как вернуть любовь к чтению? Практика показывает, что прививать любовь к чтению надо с раннего детства. Если ребенка не научили любить книгу в семье или в детском саду, то повзрослев, не будет никакого интереса. А еще самой главной причиной снижения интереса к книге являются информационные технологии, внедренные в нашу жизнь – компьютер, сотовые телефоны, интернет. Сейчас во Всемирной паутине можно найти ответы на все интересующие нас вопросы.
Утрата интереса к чтению у современных детей во многом обусловлена пассивным отношением к этому со стороны взрослых. Сегодня в семьях отсутствуют разговоры с детьми о книгах. Хотя процесс воспитания к книгам начинается в раннем детстве, когда малышу поют колыбельные песенки, проговаривают потешки, прибаутки, рассказывают сказки. Потом в жизнь человека входит книга, которую сначала слушают, рассматривают. Постепенно слушатели становятся читателями и на первом этапе, осваивая технику, преодолевают значительные трудности.
В едином процессе литературного развития наступает разрыв, который крайне нежелателен в то время, когда ребенок чуток к литературе, стремится воспринимать и познавать. Именно в это время взрослым нужно позаботиться о том, чтобы малыш не утратил интерес к книге. Чтение вслух, беседа о прочитанном, литературные игры для него не излишество, а необходимость.
Психологи утверждают, что в школьный возраст дети вступают с грандиозными возможностями памяти и воображения. Они открыты и любознательны. Мы видим их подвижными, шумными, нетерпеливыми и затихающими при чтении вслух первых строк очередной книжки. У них есть потребность слушать художественный текст и высказывать свое мнение (а также попутно сообщать о том, что уже знают, и какие книжки есть дома).
Наиболее глубокие и яркие впечатления от прочитанного приобретаются в детстве, и детская литература играет решающую роль в формировании серьезного и восприимчивого читателя.
А библиотека как раз-таки является «мозговым центром», который сосредотачивает в своих фондах такой объем информации, что хватит и для ума, и для сердца. В этом огромную помощь окажет библиотекарь, который сегодня должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами, верить в свою работу, любить читателей, понимать. Нельзя поверить в то, что люди когда-то перестанут читать, ведь не зря так широко известен афоризм: «Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы».
Будем надеяться на лучшее.