Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

Конституционные преобразования как импульс модернизации

21.08.2025, 12:42
Конституционные преобразования как импульс модернизации
Фото: elbasylibrary.gov.kz

Провозглашенный президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым курс на построение “Нового Казахстана”, основанного на принципах справедливости и социальной ответственности, укрепляет в обществе ожидание позитивных перемен и формирует уверенность граждан в будущем страны и своих детей. Политические и социально-экономические преобразования, инициированные главой государства, требуют надежного нормативно-правового фундамента, который, будучи научно обоснованным, становится необходимым условием устойчивости и эффективности всей проводимой модернизации.

Конституционная реформа, состоявшаяся в прошлом году, существенно изменила политическую систему, усилила демократические основы и придала новый импульс развитию казахстанского общества. Однако наряду с этим на повестке остается ряд вопросов, требующих решения именно на уровне Основного закона. Сегодня они становятся предметом активных дискуссий – как в широких общественных кругах, так и в интеллектуальной среде.

Среди наиболее значимых конституционно-правовых проблем выделяются следующие.

Первое – это развитие науки

Научное сообщество Казахстана выражает обеспокоенность замедленным развитием отечественной науки. Главным условием преодоления этой тенденции является расширение сферы ее конституционно-правового регулирования.

Действующая редакция Конституции РК (п. 1 ст. 20) закрепляет лишь гарантию свободы слова и творчества, что в современных условиях представляется недостаточным. Установление прямых конституционных норм, обеспечивающих поддержку научно-исследовательской деятельности, позволит значительно активизировать ее развитие.

Практика стран – участниц ЕАЭС показывает действенность подобных решений. Так, Конституция РФ (п. 1 ст. 44) гарантирует свободу научного, технического и других видов творчества, а поправки 2020 года дополнили ее положением о государственной поддержке научно-технологического развития и сохранении научного потенциала (п.п. “в. 1” п. 1 ст. 114). Сходные нормы закреплены и в конституциях Беларуси, Армении, Кыргызстана.

Инкорпорация аналогичной нормы в Конституцию Казахстана создаст прочные правовые гарантии для поступательного развития науки и высокотехнологичных отраслей.

Второе – усиление роли государственного языка

В условиях укрепления национального суверенитета особое значение приобретает статус казахского языка. Представляется целесообразным дополнить п. 1 ст. 7 Конституции словами “как язык государствообразующей нации», изложив его в следующей редакции: “В Республике Казахстан государственным является казахский язык как язык государствообразующей нации”.

Подобный подход был реализован и в России в ходе последней конституционной реформы. Включение указанной нормы в Конституцию РК не принижает роли русского и других языков, а, напротив, соответствует духу ее преамбулы: “Мы, народ Казахстана, объединенные общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…”.

Третье – право на труд и пределы его конституционного обеспечения

В современных условиях глобальных вызовов – экономического кризиса, последствий пандемии, санкционного давления на соседние государства – проблема обеспечения занятости населения приобретает ключевое значение. Уровень безработицы непосредственно влияет на социальную стабильность, поэтому вопрос о правовом регулировании труда должен быть закреплен на конституционном уровне.

Действующая Конституция Республики Казахстан (п. 1 ст. 24) закрепляет свободу труда, позволяя каждому самостоятельно определять род занятий и профессию. Аналогичное положение содержится и в Конституции РФ (п. 1 ст. 37): “Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду”. Однако такие нормы акцентируют внимание на свободе труда, а не на праве на труд, что является принципиальной разницей.

Фактически это означает, что государство лишь признает возможность трудиться или воздерживаться от труда, не беря на себя обязанность содействовать трудоустройству. Подобная конструкция обеспечивает широкую индивидуальную свободу, но в социальном аспекте создает риск усиления безработицы и социальной напряженности.

Вместе с тем международные правовые акты трактуют данный вопрос иначе. Всеобщая декларация прав человека (п. 1 ст. 23) прямо закрепляет право каждого на труд, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 1 ст. 6) обязывает государства-участников признавать право на труд, включая возможность зарабатывать на жизнь трудом, который свободно выбирается или принимается. Здесь речь идет именно о позитивной обязанности государства – создавать условия для реализации права на труд, а не ограничиваться формальным признанием свободы.

Примером социально ориентированного подхода выступает Конституция Республики Беларусь. В ее ст. 41 право на труд закреплено как “наиболее достойный способ самоутверждения человека”. Государство обязано создавать условия для полной занятости населения, обеспечивать обучение новым профессиям и выплачивать пособия по безработице. Тем самым реализуется связка: право – обязанность государства гарантировать его осуществление.

Для Казахстана подобная модель представляется особенно актуальной. Экономика страны обладает достаточным ресурсным и финансовым потенциалом, чтобы государство могло взять на себя обязанность по обеспечению занятости. Более того, закрепление именно права на труд в Конституции будет соответствовать концепции «социального государства» (п. 1 ст. 1 Конституции РК), в котором высшей ценностью являются человек, его жизнь, права и свободы.

Следовательно, корректировка конституционных норм в части закрепления права на труд позволит придать социально-экономической политике Казахстана более гуманистический и ориентированный на человека характер. Это будет способствовать снижению уровня безработицы, формированию устойчивого среднего класса и укреплению социальной стабильности – одного из ключевых факторов построения справедливого и устойчивого государства.

Четвертое – сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и укрепление института семьи

Одной из важнейших задач конституционного строительства современного Казахстана является сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей, укрепление семьи и обеспечение надлежащих условий воспитания подрастающего поколения. Эти вопросы приобретают особую актуальность в условиях глобализации и активного распространения так называемых “западных ценностей”, среди которых – легализация однополых браков, признание их равными традиционным бракам и предоставление права на усыновление детей.

Сохранение традиционных устоев общества должно находить отражение не только в законах, но и на уровне Основного закона. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой и прямым действием, поэтому отсутствие четких положений в отношении брака и семьи может создать правовой вакуум и, как следствие, вызвать социальное напряжение.

Опыт государств ЕАЭС демонстрирует важность прямого конституционного закрепления традиционного понимания семьи. Так, в результате конституционной реформы 2020 года в Российской Федерации в Основном законе было закреплено положение о браке как союзе мужчины и женщины, а также обязанность государства защищать семью, материнство, отцовство и детство. Беларусь в ходе реформы 2022 года включила в ст. 32 Конституции аналогичное определение семьи. В Кыргызстане (ст. 26 Конституции 2021 года) и Армении (ст. 35 Конституции 2021 года) также закреплены нормы, прямо указывающие на то, что семья создается исключительно на основе брака мужчины и женщины.

В Конституции Республики Казахстан (п. 1 ст. 27) закреплено лишь общее положение: “Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства”. Однако отсутствие уточнения относительно природы брака делает эту норму менее устойчивой к потенциальным вызовам и иным трактовкам.

Следует учитывать, что казахстанское общество исторически основывалось на традиционных ценностях, связанных с исламской культурой, которая категорически отвергает однополые браки и иные формы нетрадиционных союзов. Большинство граждан страны разделяют эти убеждения, что подтверждается общественными настроениями. Соответственно, закрепление в Конституции положения о браке как союзе мужчины и женщины будет отражением реальной социальной и культурной основы общества.

При этом важно подчеркнуть, что подобное закрепление не направлено на ущемление прав лиц, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, а служит прежде всего юридической гарантией защиты исторически сложившейся системы моральных и духовных ценностей народа Казахстана.

Таким образом, конституционное закрепление брака как союза мужчины и женщины станет важным шагом на пути укрепления института семьи, сохранения национальной идентичности и обеспечения стабильного развития государства. Данное решение будет полностью соответствовать как историческим традициям казахского общества, так и международной практике государств – партнеров по ЕАЭС.

Пятое – идеология и ценностные ориентиры

Деидеологизация, начавшаяся после распада СССР, оказала негативное влияние на общественное развитие. Несмотря на закрепленное в п. 1 ст. 5 Конституции РК признание политического и идеологического многообразия, это не исключает возможности существования государственной идеологии, основанной на общечеловеческих ценностях.

Почти тридцатипятилетний срок нашей независимости показал: воспитание молодежи в условиях идеологического вакуума привело к распространению потребительских установок, культа денег и заимствованию чуждых обществу ценностей. В таких условиях назрела необходимость формирования новой государственной идеологии, направленной на воспитание патриотизма и укрепление социальной ответственности.

Такая система идеологических ориентиров должна сопровождать и поддерживать проводимые в стране реформы, обеспечивая их долгосрочный успех и устойчивость.

Таким образом, вопросы развития науки, укрепления статуса государственного языка, конституционного закрепления права на труд, защиты традиционных ценностей и формирования новой идеологии выходят на первый план общественной повестки. Их решение в конституционно-правовом поле придаст проводимым реформам системность и устойчивость, а также позволит в полной мере реализовать положения п. 1 ст. 1 Конституции РК, утверждающей Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство, где высшей ценностью являются человек, его жизнь, права и свободы.

Еркин ДУЙСЕНОВ,

заместитель председателя Правления –

Первый проректор КазНУ им. аль-Фараби,

доктор юридических наук, профессор.

Новости партнеров
×