Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 497.89  525.12  5

КПК: Партийный инструмент народного контроля

10.02.2024, 09:00
КПК: Партийный инструмент народного контроля
Фото: пресс-служба партии AMANAT

Председатель партии AMANAT Ерлан Кошанов поставил перед Комитетом партийного контроля важную задачу — обеспечить оперативную обратную связь на запросы общества. О концепции "слышащего государства" не раз заявлял и Глава государства Касым-Жомарт Токаев. На особом контроле стоит и другая задача — реализация каждого пункта Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии AMANAT "Вместе с народом!". В интервью газете "Литер" председатель Комитета партийного контроля (КПК) Павел Казанцев рассказал об итогах работы за прошлый год, о том, какие уроки удалось извлечь и какие цели партия намеревается воплотить в этом году.

— Павел Олегович, уже не первый год Комитет партийного контроля партии AMANAT, можно сказать, держит руку на пульсе и активно вовлекает партийцев в работу по общественному контролю исполнения поручений Президента и предвыборной программы партии "Вместе с народом!". Для начала расскажите об основных инструментах системы партийного контроля, как она работает?

​— Спасибо за оценку. Да, действительно структура партийного контроля — это на сегодняшний день одна из самых мощных вертикалей в структуре партийных органов. Комиссии партийного контроля действуют при каждом региональном и районном филиале партии. И это не случайно. Такая система позволяет нам более эффективно содействовать в решении возникших в конкретном населенном пункте или регионе проблем.
​Более того, хочу отметить, что если комиссии партийного контроля не находят понимания на местном уровне, то могут подключиться региональные комиссии или даже сам республиканский Комитет партийного контроля, который в свою очередь вовлечет в процесс выработки решения центральные государственные органы.
​В последнее время мы часто вносим на повестку дня заседания Комитета наиболее острые и актуальные вопросы местного характера. При этом часто именно на примере таких, казалось бы, очень ограниченных по месту и времени вопросов мы вскрываем целые пласты системных проблем.
​Не все знают, что система Комитета партийного контроля — очень серьезный и действенный механизм, в работу которого включены самые авторитетные, активные, опытные и принципиальные члены партии.
​При этом мы ежегодно обновляем состав Комитета, привлекая в его ряды партийцев, которые являются настоящими патриотами своей страны.
​Хотелось бы отметить, что все они работают на общественных началах, и если брать всю систему комиссий партийного контроля, то это целая армия, насчитывающая более 1 700 человек.
​А если к ним прибавить первичные партийные организации, которые мы также активно привлекаем к нашей работе, то эта цифра возрастает кратно. Но количество — это не главное. Сегодня мы должны работать в режиме быстрых решений. Президент задает темп реформ, и мы должны ему соответствовать.
​Сегодня о партийном контроле мы можем смело сказать, что это полноценный многоуровневый системный и комплексный механизм. В его работу вовлечены практически все партийные структуры и наиболее активные общественники. Сегодня именно простые люди часто задают тон работе контрольных органов, вносят предложения и активно вовлекаются в процесс.

— Павел Олегович, как вы оцениваете деятельность КПК за прошлый год?

— Год прошел очень продуктивно. В рамках реализации поручений Президента и руководства партии мы серьезно активизировали деятельность Комитета партийного контроля и комиссий партийного контроля. Если говорить о реализации предвыборной программы партии "Вместе с народом!", эти вопросы были на нашем постоянном контроле. Например, мы продолжили и расширили практику оперативного рассмотрения проблем и актуальных вопросов, которые наши граждане поднимали и поднимают в СМИ и социальных сетях. Стоит отметить, что эта практика хорошо себя зарекомендовала.
Еще один важный блок работы — обеспечение внутрипартийной дисциплины.
В течение всего года региональными и территориальными комиссиями партийного контроля обеспечивалось оперативное реагирование на факты нарушений положений Устава партии и Кодекса этики членами партии. К сожалению, такие случаи имели место.
Ну, и, конечно, тем, кто совершил коррупционные или уголовные правонарушения, не место в нашей партии. За этим мы тоже следим очень строго.
Для иллюстрации отмечу, что за прошедший год за нарушения Кодекса этики члена партии, а также действие или бездействие, дискредитирующие партию или наносящие ущерб ее интересам, по рекомендации Комитета и комиссий партийного контроля к партийной ответственности было привлечено 66 человек. Среди них — заместители акимов областей, акимы и заместители акимов городов и районов, руководители департаментов и управлений центральных и местных государственных органов, а также депутаты маслихатов различного уровня.
21 человек привлечен к партийной ответственности за нарушения положений Кодекса этики члена партии AMANAT. 15 человек исключены из партии за уголовные и коррупционные правонарушения.
Но еще раз подчеркну, мы не измеряем эффективность своей работы количеством привлеченных к ответственности. Для нас важно обеспечить качество и эффективность работы партийцев при решении как системных вопросов развития государства, так и конкретных проблем людей.

— Какие вопросы были в центре внимания Комитета партийного контроля в прошедшем году?

— Мы постарались охватить целый спектр самых актуальных вопросов и проблем. В частности, на заседаниях Комитета, два из которых были выездными (одно — в городе Аркалыке, а другое — в офисе НАО "ГК "Правительство для граждан"), рассматривались вопросы подготовки к паводкам, реализации проектов в сфере экологии (полигоны, мусороперерабатывающие заводы и т. д.), субсидирования сельхозтоваропроизводителей, совершенствования процесса оказания качественных государственных услуг, готовности теплоисточников (ТЭЦ) к отопительному сезону, обеспечения чистой питьевой водой и т. д.
И это только системные вопросы, которые пришлось рассматривать на уровне Комитета, то есть на республиканском уровне.
А сколько оперативных вопросов и проблем решалось региональными и территориальными комиссиями партийного контроля на областном и районном уровнях, в конкретных поселках, аулах и городах.
Всего комиссии в прошлом году рассмотрели на своих заседаниях более 2 000 вопросов и проблем.

— Расскажите подробней о региональных комиссиях партийного контроля, других формах контроля на местах. Там ведь охват проблем априори должен быть шире?

— Я бы не сказал, что он шире... Скорее проблемы там более конкретные, практические и связаны с конкретными людьми, жителями конкретных населенных пунктов или с целыми социальными группами.
Более того, именно региональные и территориальные комиссии партийного контроля вкупе с первичными партийными организациями и депутатами наших фракций в маслихатах — наш основной боевой костяк, на который мы опираемся и посредством которого функционирует система партийного контроля.
Конечно, под специфические задачи нам приходится создавать новые организационные структуры.
Приведу пример. В прошлом году довольно остро обозначилась проблема с ценообразованием на социально значимые продовольственные товары.
Нам пришлось реагировать максимально оперативно. В итоге в областях и районах на базе комиссий партийного контроля с привлечением "первичек" мы сформировали 216 мониторинговых групп по контролю изменения цен на продовольственные товары, лекарства и ГСМ.
Ими проведено более восьми тысяч рейдов на более чем 18 тысячах объектов (более 8 300 магазинов, торговых точек и ТЦ, более 3 600 аптек, более 3 300 заправок и более 2 600 объектов ЖКХ.). Выявлено 640 нарушений.
Особенно хотел бы выделить работу мониторинговых групп в СКО, ВКО, ЗКО, Абайской, Акмолинской, Жамбылской и Костанайской областях, а также в Алматы и Шымкенте.
Важно, что именно после замечаний членов мониторинговых групп и передачи ими материалов в акиматы во многих торговых точках нарушения при торговле социальными продуктами питания устранялись незамедлительно.
И это при том, что у нас нет функций государственных контрольных органов. Мы общественная организация. Мы можем выявить нарушения, указать на них и потребовать от ответственных за это органов принять меры по их устранению.
Учитывая положительный опыт работы мониторинговых групп по контролю изменения цен на продовольственные товары, лекарства и ГСМ как дополнительного механизма реагирования на запросы населения в сфере ценообразования, они будут функционировать и в 2024 году.
При этом филиалам поручено организовать их работу таким образом, чтобы проведение рейдов не было формальным мероприятием, а проверки торговых точек, аптек и АЗС проводились именно по просьбам граждан.
Подчеркну еще раз: к проверкам в обязательном порядке будут привлекаться сотрудники соответствующих управлений акиматов, представители общественных организаций, местных обществ потребителей и СМИ.
Еще одна форма контроля — посты партийного контроля.
В 2023 году на всех объектах, строящихся, ремонтируемых или реконструируемых в рамках реализации предвыборной программы партии "AMANAT", мы открыли посты партийного контроля.
В настоящее время действуют 644 поста. Общее количество членов постов — около 1 450 человек.
Всего нами было организовано 1 172 поста партийного контроля, но на данный момент 528 постов уже закрыты в связи с тем, что объекты, на которых они открывались, введены в эксплуатацию.
Наибольшее количество уже введенных объектов, на которых закрылись ранее открытые на них посты, в СКО, Актюбинской Павлодарской и Туркестанской областях.
Посты действуют открыто и гласно. На каждом объекте имеется вся информация о том, кто возглавляет открытый на нем пост, контакты, краткие сведения о самом объекте.
И я хочу особо заострить ваше внимание на том, что любой гражданин, абсолютно любой, может мгновенно обратиться к руководителю ППК и узнать что-либо по объекту или просигнализировать о проблеме. И это очень четко и системно работает.
Также вся деятельность постов партийного контроля освещается в социальных сетях.
В среднем за неделю в СМИ и социальных сетях публикуется порядка 300 материалов, посвященных деятельности постов партийного контроля. Действует более 700 аккаунтов членов постов в социальных сетях.
Там, где нет стационарного объекта для размещения информации о посте партийного контроля, мы открываем мобильные посты непосредственно в строительных и ремонтных бригадах, размещая сведения на технике, грузовиках, кранах и т. д.
Такой опыт мы использовали, в частности, при открытии поста партийного контроля на ремонтируемом в данное время участке Нуринского водопровода в Егиндыкольском и Коргалжынском районах Акмолинской области.

— Осуществляется ли постконтроль за исполнением рекомендаций комиссий партийного контроля?

— Безусловно. Мы стараемся, чтобы все наши рекомендации проверялись также на заседаниях комиссий партийного контроля и отчитывались по их исполнению те члены партии, которые были назначены ответственными.
Хотелось бы обратить внимание на то, что мы в последнее время мы ввели в практику рассмотрение на наших заседаниях одного-двух резонансных вопросов, находящихся на нашем оперативном контроле.
Это дает нам возможность держать руку на пульсе и понимать динамику хода решения вопроса, позволяет эффективно и оперативно вносить корректировки, оказывать своевременное содействие тем, кто непосредственно реализует наши рекомендации.
Отмечу, что сейчас мы добились не только повышения оперативности реагирования комиссий партийного контроля, но и значительно расширили охват попавших в поле зрения комиссий проблем.
Следовательно, возросли требования и по контролю за реализацией и исполнением рекомендаций и решений комиссий партийного контроля.
Мы стараемся не допускать случаев, когда, принимая постановления по тому или иному вопросу или проблеме, комиссия больше не возвращается к его рассмотрению и фактически теряет контроль и обратную связь.
Лучшее средство избежать этого — составление и утверждение детальных дорожных карт по решению рассматриваемой проблемы с обязательным указанием того, кто, когда и как должен отчитаться об ее исполнении перед комиссией.
Кроме того, к процессу контроля мы активно привлекаем первичные партийные организации, депутатов фракции в маслихатах, активистов, общественников и СМИ.
Таким образом, мы обеспечиваем эффект мультипликации (распространения, расширения) функции контроля и вовлекаем в этот процесс все партийные структуры и ресурсы, а также общественность.

— Знаете, нам, журналистам, всегда был интересен такой аманатовский партийный инструмент выстраивания диалога с общественностью, как общественные приемные. Именно там живые проблемы и вопросы, чаяния и надежды простых людей. Это очень удачный проект партии и эффективный способ обратной связи с населением. Используют ли этот канал комиссии партийного контроля?

— Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года четко определил, что "наша общая задача — воплотить в жизнь концепцию "слышащего государства", которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Это прямое указание Главы государства должно беспрекословно исполняться на всех уровнях управления.
Наша задача — не только обеспечить это исполнение, но и вскрыть наиболее системные вопросы и проблемы, поднимаемые людьми, помочь государственным органам организовать комплексную работу, открыть для людей новые оперативные и эффективные каналы обмена информацией с госструктурами.
Одним из наиболее эффективных каналов стала разветвленная система общественных приемных партии. Именно они на сегодняшний день — один из наиболее действенных механизмов, реализации принципов "слышащего государства".
КПК плотно взаимодействуют с этим чувствительным барометром социальной ситуации в регионах.
Общественные приемные стали эффективной площадкой реализации самых насущных запросов и интересов граждан, решения актуальных вопросов и проблем, поднимаемых ими, выявления и нейтрализации системных рисков.
Ежегодно мы делаем анализ работы членов партии в общественных приемных, выявляем факты, когда члены партии — руководители госорганов, акимы, депутаты — не проводят приемыов или делают это не регулярно.
Нам приходится реагировать на такие факты незамедлительно. И меры партийного реагирования в таких случаях одни из самых жестких.

— Павел Олегович, одним из резонансных вопросов, которые Комитет партийного контроля поднимает регулярно, является водоснабжение регионов. Вы продолжаете держать эту тему на контроле?

— Разумеется. На данный момент выявлено 27 рисков неисполнения пунктов дорожных карт по реализации предвыборной программы партии, связанных со строительством или реконструкцией объектов водоснабжения.
Кроме того, на оперативном контроле Комитета партийного контроля в настоящее время два таких вопроса.
Во-первых, это работа по обеспечению чистой питьевой водой жителей Иргизского района Актюбинской области (этот вопрос мы рассматривали в мае текущего года).
Во-вторых, ремонт участка Нуринского водопровода в Егиндыкольском и Коргалжынском районах Акмолинской области (этот вопрос мы обсуждали в июле).
Отмечу, что, несмотря на то, что вода жителям двух сел Иргизского района Актюбинской области подается, водонасосная станция в селе Жаныс би до сих пор не передана на баланс местному исполнительному органу из-за отсутствия акта приемки объекта.
Что же касается Егиндыкольского района Акмолинской области, то завершение восстановительных работ на аварийном участке планировалось до конца 2023 года, но было перенесено, и сейчас работы там на завершающей стадии.
Для полного завершения строительства Нуринского группового водопровода в ПСД были заложены средства как на 2023 год, так и на 2024 год. После вмешательства Комитета партийного контроля нам удалось с коллегами сдвинуть с места данный вопрос. На каждом заседании мы рассматривали проблему водопровода. Буквально в ручном режиме с коллегами были на связи с кабмином, и строительство водопровода началось летом. Деньги государство выделило, теперь качество строительства водопровода и срок его исполнения тоже у нас на особом контроле. Комиссия партийного контроля Акмолиинской области практически ежедневно докладывает нам о ходе строительства водопровода, а также постоянно информирует местное население через СМИ и социальные сети.

— Вот уже вторую зиму тревогу вызывает тема отопления, теплоснабжения. Комитет партийного контроля участвует в решении этих проблем?

— Данный вопрос мы также держим на особом контроле. Например, в ходе выездного совместного заседания в июне прошлого года обсуждался вопрос устранения выявленных дефектов в рамках пусконаладочных работ на Аркалыкской ТЭЦ.
В результате комиссии партийного контроля и Совету регионального развития Костанайского областного филиала партии "AMANAT" было поручено взять на особый контроль работу по устранению выявленных нарушений при вводе в эксплуатацию Аркалыкской ТЭЦ.
Также члены нашей партии приняли участие в тепломеханических испытаниях (тестовом запуске) котлов ТЭЦ.
Ведется постоянный мониторинг хода реализации программы по модернизации теплоснабжения, водоснабжения, а также реконструкции дорог в рамках Комплексного плана развития г. Аркалыка.
И эта работа проводится во всех регионах без исключения с охватом всех важных объектов жизнеобеспечения населения.
Кроме того, в июле прошлого года мы рассмотрели вопрос готовности теплоисточников к отопительному сезону более комплексно, с охватом всей республики.
В этом году мы также планируем уделить внимание данному вопросу.

— Журналисты холдинга "Nur Media" довольно часто вовлечены в работу партийного контроля. Особенно в последнее время это частые выезды совместно с инспекторами в регионы, где они проводят журналистское расследования, готовят острые репортажи на актуальные темы. Будет ли эта практика продолжена?

— Хотелось бы поблагодарить журналистов за активное участие и совместную работу. Тем более, что она дает очень хорошие результаты.
Также хочу отметить, что, когда мы показываем проблемы, поднимаемые Комитетом партийного контроля в СМИ, люди не только видят результаты нашей работы, но активно подключаются к ней. А это для нас очень важно.
Кроме того, медийный резонанс позволяет более оперативно обратить внимание на затрагиваемые нами проблемы представителей исполнительной власти, ускорить процесс их решения.
Поэтому в соответствии с поручениями руководства партии и государства мы всегда рекомендуем комиссиям партийного контроля особое внимание уделять реализации активной, а иногда даже и проактивной информационной стратегии.
При этом, конечно же, одним из важнейших направлений деятельности комиссий партийного контроля в информационном пространстве является широкое использование такого эффективного и востребованного инструмента как журналистские расследования. 
Помимо этого, мы считаем, что следует расширить вовлеченность в деятельность комиссий партийного контроля актива партии, депутатского корпуса маслихатов, общественности, СМИ, активных неравнодушных граждан. Особенно это касается первичных партийных организаций, являющихся основой в общей организационной структуре партии, базисом для организации контрольной и информационной работы, неисчерпаемым кадровым резервом для комиссий.

— Павел Олегович, на что еще, по вашему мнению, комиссиям партийного контроля следует уделить особое внимание в текущем году?

- Приоритетным направлением деятельности контрольных органов партии будет организация и осуществление эффективного комплексного контроля за реализацией республиканской и региональных дорожных карт по исполнению предвыборной программы партии.
Как показывает практика, там, где комиссии опираются на сильные первичные партийные организации, они действуют гораздо оперативнее, эффективнее и обладают более широкой номенклатурой инструментов для реагирования и решения конкретных задач.
Также нам следует еще больше повысить уровень оперативности взаимодействия с общественными приемными партии, государственными и общественными структурами, что способствует оперативному выявлению и рассмотрению наиболее актуальных системных и конкретных местных проблем и вопросов.
Еще раз подчеркну, что для нас крайне важно, чтобы комиссии партийного контроля при рассмотрении вопросов вырабатывали конкретные, персонифицированные рекомендации по их решению, которые обеспечивали бы применение своевременных, эффективных и объективных мер партийного реагирования, а также мер партийного взыскания в отношении членов партии, дискредитирующих деятельность и наносящих ущерб репутации партии AMANAT.
Также, на мой взгляд, в настоящее время необходима более тесная координация действий Комитета и комиссий партийного контроля с другими общественными советами, созданными и действующими при партии. И эта работа уже начата.

— Спасибо, Павел Олегович, за интервью. Нам действительно важно держать наших читателей в курсе того, что делает партия, каковы результаты работы по налаживанию и расширению возможностей партийно-народного контроля.

— Спасибо и вам за интересные вопросы и искренний интерес. Надеюсь, что и впредь мы будем стараться держать в курсе нашей работы многочисленных читателей вашего издания. Ведь партийно-народный контроль становится неотъемлемой частью Нового Казахстана. И это очень здорово!

Миргуль Джилкишинова, Астана

Новости партнеров
×