Тараканы по соседству: дорогие поезда не гарантируют комфорта в Казахстане
Железнодорожные перевозки переживают трансформацию, однако жалоб от этого не уменьшается.

Многие казахстанцы для поездки из одного города в другой предпочитают передвижение по железной дороге. Для одних – это комфорт, другие же выбирают поезда из-за страха перелетов. Казахстанцам многого не надо. Достаточно, когда тепло в вагоне зимой, летом работает кондиционер и всегда ловит связь. К сожалению, не весь железнодорожный транспорт может предоставить комфортные условия для пассажиров. Об этом говорят частые жалобы в соцсетях. Редакция Liter.kz задала топ-4 популярных вопроса от казахстанцев компании “Қазақстан темір жолы”.
Интернет-связь
Пассажир не желает просто преодолевать заданное расстояние, ему необходимо комфортное путешествие, в котором он хочет чувствовать себя как дома. Так, поездка казахстанки в поезде “Тальго” всегда начинается с огорчения. Об этом она рассказала в соцсетях.
“В нашем VIP-поезде, показательном “испанском“ поезде, который нас мчит между двумя столицами, с довольно-таки недешевыми билетами, которые часто бывают дороже, чем на самолет, только он отъезжает от столиц, неважно от какой, сразу попадаешь в другой мир. Закрытый мир... Ты останешься один на один, без связи! Целых 15-16 (с опозданиями итого больше) часов… У тебя все “горит”, нужно ответить кому-то срочно, у тебя биржа “горит”, торги, какие-то важные неотложные дела, дети, работа – все это неважно, ты попадаешь в первобытно-общинный строй, хоть волком вой”, – жалуется женщина.
По ее словам, она становится зависимой от технологий КТЖ.
В пресс-службе АО “НК “Қазақстан темір жолы” на запрос редакции о доступе к интернету в поездах отметили, что в рамках подготовки к пилотному проекту по доступу к интернету в вагонах АО “Пассажирские перевозки” планируется использование существующего оборудования, предназначенного для мультимедийных сервисов. Этот пилотный проект еще не запущен, но планируется его перенастройка для подключения к сети интернет с использованием технологии OneWeb.
OneWeb — это спутниковая система, разработанная корпорацией OneWeb, которая обеспечивает высокоскоростной интернет через мобильную спутниковую связь.
“Для реализации пилотного проекта выбран состав Тальго поезда №3/4 на маршруте Астана – Алматы. По итогам тестирования будет рассмотрена возможность расширения услуги на другие направления. В настоящее время ожидается активация интернет-сервиса от компании OneWeb. В рамках тестирования качества интернета будут проверены стабильность подключения на всем маршруте и средняя скорость соединения. Кроме того, будет протестирована работа мобильного терминала проводника, POS-терминала для безналичных платежей, нагрудного видеорегистратора начальника поезда и системы видеонаблюдения. В рамках пилотного проекта будет проверена только техническая возможность подключения к сети интернет. Решение по срокам и экономическим составляющим будет принято по результатам тестирования”, – заверили в ведомстве.
Кроме того, в настоящее время изучаются альтернативные технологии, предлагаемые отечественными и зарубежными компаниями.
“Окончательное решение о дальнейшем сотрудничестве с OneWeb будет принято на основе оценки качества, эффективности и стоимости предоставляемых услуг”, – добавили в пресс-службе.
Розетки для зарядки гаджетов
Вопрос о розетках в поездах остается актуальным. Во многих составах их либо нет, и пассажирам приходится выходить в холл для зарядки гаджетов, либо розетки вообще не работают.
Из ответа на официальный запрос компании стало известно, что АО “Пассажирские перевозки” активно работает над обновлением пассажирских вагонов. На сегодняшний день парк компании насчитывает 2171 вагон, из которых:
• 1951 вагон предназначен для перевозки пассажиров;
• 220 вагонов — это технические, багажные, вагоны-рестораны и специализированные вагоны.
“С 2014 до 2024 год в рамках модернизации было приобретено 1046 новых вагонов, что позволило обновить более половины парка. Благодаря этим мерам значительно улучшены условия в поездах, включая оснащение современных вагонов розетками для зарядки гаджетов”, – говорят в КТЖ.
До 2030 года компания планирует продолжить обновление подвижного состава, списывая устаревшие вагоны и приобретая новые. Дополнительно ведутся работы по заключению договоров на поставку современных пассажирских вагонов для повышения качества обслуживания и комфорта пассажиров.
Антисанитария
На рейсе Мангышлак – Уральск одна из пассажирок столкнулась с проблемой тараканов в вагоне, что вызвало у ее детей сильный дискомфорт. Судя по периодически публикуемым жалобам казахстанцев, уборка, проводимая проводниками, не всегда помогает решить эту проблему.
Как ответили редакции в КТЖ, эти обращения могут касаться не только Национального перевозчика, но и частных перевозчиков, их в Казахстане – 14.
“В случае выявления насекомых пассажирами в поездах АО “Пассажирские перевозки” служба, ответственная за решение данного вопроса, незамедлительно принимает необходимые меры. В соответствии с требованиями санитарных правил, утвержденных Министерством здравоохранения РК, каждый вагон проходит дезинфекционную обработку перед каждым рейсом. Также санитарная чистка в поездах осуществляется с использованием трех основных процедур: дезинфекция, дезинсекция, дератизация”, – сообщает ведомство.
После каждой обработки вагоны проходят проверку специальной комиссией. В случае обнаружения насекомых проводится повторная обработка вагонов с увеличением сроков отстоя.
Стоит отметить, что для проведения санитарных чисток в поездах филиалы АО “Пассажирские перевозки” заключают договоры со специалистами в данной сфере.
“Для обработки поездов используются средства, такие как “Циперметрин 25”, “Титаник”, “Фаворит В.К.Э”, которые не представляют угрозы для здоровья пассажиров. После нанесения растворов все помещения закрываются на установленный период времени (6-8 часов) в соответствии с инструкциями по применению. Далее поезд полностью проходит клининговую чистку и готовится к отправке в рейс”, – добавили в пресс-службе.
По вопросам качества пассажирских перевозок в поездах национального перевозчика пассажиры могут связаться по номеру +7 776 714 5686 или воспользоваться QR-кодами, размещенными в вагонах. Отсканировав код, пассажир перейдет в чат WhatsApp, где сможет задать свой вопрос оператору.
Цены на билеты
Еще один острый вопрос среди пассажиров – рост цен на билеты. Многие пассажиры замечают, что стоимость проезда на поезде и самолете становится сопоставимой. Ранее поезд был доступным видом транспорта, однако сейчас ситуация изменилась.
“По решению Министерства транспорта Республики Казахстан тарифы на железнодорожные билеты были повышены на 20% в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан “О железнодорожном транспорте”. Это повышение затронуло как частные компании, так и национального перевозчика. Новые тарифы вступили в силу 1 октября 2024 года. АО “Пассажирские перевозки” рекомендует пассажирам учитывать данную информацию при планировании поездок и ознакомиться с обновленными тарифами на сайте компании или в билетных кассах железнодорожных вокзалов”, – рассказали редакции Liter.kz в пресс-службе.
Также напомнили, что билеты без комиссии можно приобрести на сайте bilet.railways.kz или в кассах АО “Пассажирские перевозки”.