Миссия прокуратуры в уголовном судопроизводстве – соблюдение законности
Принцип "Закон и Порядок" реализуется в Казахстане.

А. К. Чиндалиев,
заместитель Генерального прокурора РК
Важными инструментами защиты прав граждан в сфере уголовной юстиции являются закрепленные в Конституции функции прокуратуры – высший надзор за соблюдением законности, представление интересов государства в суде и осуществление уголовного преследования.
Уголовно-процессуальное законодательство ставит перед прокуратурой задачи по обеспечению законности уголовного процесса, реализуемые поэтапно и охватывающие все его стадии – регистрацию уголовного правонарушения в Едином реестре досудебных расследований, досудебное расследование, рассмотрение уголовных дел судом, надзор за законностью приговоров, за их исполнением, включая постпенитенциарную пробацию и ресоциализацию осужденного.
Одним из значимых направлений в системе полномочий прокуроров по обеспечению законности является участие в судах.
Такая функция, как указал Конституционный Суд в своем решении от 29 мая 2024 года, – конституционно определенное направление деятельности прокуратуры, и что прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем.
Прокуратура в этой сфере решает комплекс задач.
В судах первой и апелляционной инстанций поддерживает государственное обвинение, для обеспечения законности приговоров и постановлений в вышестоящие судебные инстанции вносит апелляционные ходатайства и кассационные протесты.
Кроме того, в обеспечение защиты прав и свобод лиц, отбывающих наказание и исполняющих иные меры уголовно-правового воздействия, прокуратура осуществляет надзор за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, службы пробации, органов юстиции, медицинских организаций и местных исполнительных органов.
Прокурор, представляя интересы государства в суде по уголовным делам и реализуя конституционную функцию, осуществляет надзор за соблюдением прав участников уголовного процесса, способствует объективному отправлению правосудия, восстановлению справедливости, обеспечению принципа неотвратимости наказания и недопущения осуждения невиновного, а также защите прав и свобод потерпевшего.
Поддерживая государственное обвинение, прокурор излагает суду обстоятельства совершенного подсудимым уголовного правонарушения, предоставляет доказательства и иные имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, обстоятельств и участвует в их исследовании. Выступая в прениях сторон, определяет окончательную квалификацию деяний, предлагает вид и размер наказания, принимает меры по восстановлению нарушенных прав потерпевшего.
Тем самым прокурор содействует реализации конституционного назначения судебной власти, закрепленного в пункте 1 статьи 76 Конституции – защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Следует отметить, что в представлении интересов государства в суде по уголовным делам задействованы все уровни прокуратуры, начиная с районного звена, до Генеральной прокуратуры.
Согласно требованиям уголовно-процессуального закона участие в суде прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения.
Прокурор, обеспечивая соблюдение принципов законности, презумпции невиновности, а также восстановления социальной справедливости, осуществляет государственные функции, имеющие публично-правовое и нравственно-воспитательное значение. Выступая в судах, прокурор не преследует собственных или ведомственных интересов. Он прежде всего стоит на страже интересов Закона, интересов государства, утвердившего Закон, интересов народа, в целях защиты которого принят Закон.
Как известно, любое совершенное преступление, в первую же очередь направляется против установленного законом общественного порядка, прав граждан и благосостояния населения. Поэтому важно, чтобы каждый виновный нес ответственность, и ему было назначено судом справедливое наказание, соразмерное совершенному им деянию, а нарушенные права потерпевшего и причиненный ему ущерб были восстановлены.
Один из французских мыслителей отмечал, что цель уголовного закона – защита общества от опасных преступников, а никак не месть.
Для этого государственный обвинитель принимает все законные меры, взвешивает плюсы и минусы уголовного дела, изучает каждое доказательство, выбирает из них ключевые, наиболее убедительные и на этом строит свою тактику. Прежде всего он смотрит на уголовное дело не как каратель, а как лицо, осуществляющее правозащитные функции.
Принципиальным условием вынесения справедливого приговора является индивидуализация наказания. И поэтому учитываются многие обстоятельства, связанные с личностью виновного, – его поведение, признание вины, раскаяние в содеянном, другие характеризующие данные, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Прокурор ориентирует суд на назначение конкретной меры наказания, способствующей исправлению и перевоспитанию осужденного.
Для восстановления социальной справедливости государственные обвинители в судах ходатайствуют о назначении строгих мер наказания в отношении лиц, совершивших наиболее опасные виды преступлений. Анализ судебной практики за последние пять лет свидетельствует о том, что 98% осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления были приговорены к лишению свободы.
Более того, государственные обвинители ориентированы на применение жесткого наказания тем, кто был осужден на ограничение либо иной вид наказания, не связанное с лишением свободы, но не встал на путь исправления и вновь совершил преступление.
В прошлом году к реальному лишению свободы приговорены свыше одиннадцати тысяч лиц из двадцати шести тысяч осужденных.
В судебном разбирательстве судья не вправе выступать ни на стороне обвинения, ни защиты и не может выражать чьи-то интересы. Поэтому ему не представлена активная роль и судья не может инициативно собирать доказательства. Он – арбитр. Это требование закона.
Прокурор не вершитель правосудия, он содействует вынесению приговора на основании строгих, точных, доказанных следствием улик, которые заключали бы в себе силу факта и убеждения.
В этой связи к государственному обвинителю предъявляются высокие требования. Он должен быть наиболее профессионально подготовленным, юридически грамотным и компетентным. Помимо глубокого знания материального и процессуального законодательства, порядка судебного заседания, прав и обязанностей его участников, ему необходима тщательная подготовка к процессу, что заключается во внимательном и скрупулезном изучении материалов дела, выработке тактики поддержания обвинения.
При этом просто представить суду имеющиеся доказательства недостаточно. Нужно уметь отстоять свою позицию, быть убедительным и красноречивым, обладать логическим мышлением и ораторскими навыками, разбираться в психологии людей, особенно лиц, совершивших рецидивное деяние. Также нужна внутренняя моральная подготовка.
С учетом всех вышеуказанных факторов государственный обвинитель должен выступить перед участниками процесса с правильно построенной заключительной речью с четкой аргументацией своих доводов.
Еще один важный момент – никто, кроме гособвинителя, не вправе изменить в суде объем обвинения. В этом и кроется его особый статус как участника процесса, а следовательно, и большая ответственность.
Прокурор должен использовать все свои процессуальные полномочия и законные методы для доказывания виновности или невиновности подсудимого. Если он придет к выводу, что доказательств вины нет или они добыты с нарушением закона, то он должен отказаться от обвинения и ориентировать суд на оправдание подсудимого.
Таких случаев в судебной практике немало. Только с 2023 года прокуроры сняли обвинения в суде с 18 подсудимых с последующим их оправданием.
В целом, если говорить о количестве оправдательных приговоров, выносимых судами, необходимо отметить, что этому способствуют объективные предпосылки.
В нашей стране применяется позитивный международный опыт уголовно‐процессуального судопроизводства. Казахстан ориентируется на европейскую уголовно‐процессуальную модель, которая распространена в странах ОЭСР. С внедрением международных стандартов одновременно происходит смена судебно-следственной парадигмы с карательной на правозащитную.
Эта модель исключает обвинительный уклон за счет четкого разграничения полномочий между полицией, прокуратурой и судом – у каждого своя зона ответственности за соблюдение прав граждан в уголовном процессе.
В рамках трехзвенной модели прокурор дает объективную оценку обстоятельствам и собранным доказательствам, как уличающим, так и оправдывающим, а при отсутствии доказательства вины или состава преступления, самостоятельно принимает решение о прекращении дела и отказывается от дальнейшего уголовного преследования.
Тем самым прокурор пресекает незаконное уголовное преследование невиновных еще на стадии следствия, не доводя дело до суда.
В среднем в год по реабилитирующим основаниям еще на досудебной стадии прекращается около 1 300 зарегистрированных уголовных дел, по которым лица признавались подозреваемыми. Фактически эти дела и есть потенциальные оправдательные приговоры.
Для повышения качества обвинения на площадке Генеральной прокуратуры традиционно проводится Форум государственных обвинителей, где обсуждаются проблемы правоприменительной практики и вырабатываются меры по ее совершенствованию. В работе Форума принимают участие представители Администрации Президента, депутаты Парламента, судьи Конституционного Суда и Верховного Суда, адвокаты и видные ученые Казахстана.
Для обмена опытом и совершенствования навыков государственных обвинителей ежегодно проводится конкурс «Лучший государственный обвинитель». По итогам конкурсов формируется соответствующий «пул». Сейчас в нем 16 лучших государственных обвинителей из разных регионов, представляющих в основном районное звено.
Как отмечено выше, на органы прокуратуры возложен ряд задач по обеспечению законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе режима и условий содержания в местах лишения свободы, прав лиц, находящихся под стражей, осужденных, которым назначены наказания, не связанные с изоляцией от общества.
В пенитенциарной системе прокурорский надзор охватывает всю уголовно-исполнительную деятельность – с начала отбытия наказания и до снятия судимости, включая ресоциализацию.
Важно отметить, что реформа пенитенциарной системы существенно повысила уровень защищенности прав осужденных, эффективность исполнения уголовных наказаний, качество социальной и правовой помощи осужденным. Были внедрены международные стандарты, включая общественные наблюдательные комиссии, национальный превентивный механизм и полный цикл пробации.
В этом направлении государственной деятельности особенно важной является согласованность действий всех государственных органов, вовлеченных в реализацию уголовно-исполнительной политики.
В первую же очередь такую задачу законодательство возлагает на прокуратуру, которая путем сочетания инструментов высшего надзора и координации обеспечивает согласованность действий госорганов.
Прокуратура не просто фиксирует нарушения, но и инициирует меры по их устранению, выступая связующим звеном между учреждениями уголовно-исполнительной системы, органами здравоохранения, образования и общественными наблюдательными комиссиями. Такая координация способствует укреплению законности, гуманизации пенитенциарной политики и защите прав человека даже в условиях изоляции от общества.
При активном содействии прокуратуры в эту сферу активно внедряются цифровые технологии. Во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы установлено сплошное видеонаблюдение (около 40 тысяч видеокамер), благодаря которому прокуроры дистанционно осуществляют видеомониторинг. Это позволяет оперативно выявлять нарушения и реагировать на них.
К примеру, в результате комплексных мер по превенции в учреждениях за последние годы значительно сократилось число сигналов о пытках (со 138 в 2022 году до 6 – в 2024 году).
Также по инициативе прокуратуры в 78 учреждениях установлено 612 терминалов для подачи электронных обращений напрямую в суд и прокуратуру. Прорабатываем вопрос интеграции терминалов с другими информационными платформами, благодаря чему осужденные смогут подать свои заявления в прокуратуру и ходатайства в суды о применении гуманных актов, а также напрямую обращаться к Уполномоченному по правам человека.
Анализ поступающих через терминалы обращений и видеонаблюдение способствуют своевременному выявлению имеющихся в колониях разного рода проблем, в том числе касающихся медицинского обеспечения осужденных, их занятости, и другие.
Как показывает практика, вовлеченный в трудовую деятельность осужденный, соблюдает режим и проявляет приверженность к исправлению. Поэтому уделяем особое внимание занятости в местах лишения свободы. В результате принятых мер увеличивается число занятых осужденных, модернизируется оборудование, начат переход на модульные здания, в которых размещаются производственные цеха.
Только за последние десять лет число субъектов бизнеса, открывших производства в учреждениях уголовно-исполнительной системы, увеличилось в пять раз (с 50 до 285). В 2024 году открыто 65 новых производственных объектов, где трудоустроено более полутора тысяч осужденных.
Немаловажную роль в процессе исправления играет образование. В настоящее время в школах и колледжах пенитенциарной системы обучаются более пяти тысяч человек. Для повышения качества их образования нами совместно с Министерством просвещения и местными исполнительными органами принимаются меры по улучшению методики обучения и материально-технической базы учебных организаций.
Органам прокуратуры также удалось объединить усилия организаций здравоохранения, уголовно-исполнительной системы и местных органов власти в улучшении качества медицинского обеспечения в колониях. Осужденные прошли скрининговые осмотры на раннее выявление заболеваний. В Министерстве здравоохранения создано управление по медицинскому обеспечению осужденных, проведен ремонт 54 медицинских частях, в учреждении Западно-Казахстанской области построен медицинский пункт. Ведется капитальный ремонт в СИЗО Кызылординской области, начата подготовительная работа по строительству новой медицинской амбулатории в Актюбинской области. На 2025 год запланировано строительство семи таких объектов, в 2026 году – трех в Карагандинской области.
Для достижения эффективности института пробации прокуратурой применяется комплексный подход, при котором каждый осужденный вовлекается в систему мероприятий. Уделяем большое внимание адаптации осужденных в общество после освобождения, их трудоустройству и другим мерам социально-воспитательного характера.
При координации прокуратуры из местных бюджетов выделены средства на ресоциализацию, нуждающимся оказана материальная помощь в виде единовременных выплат, продуктовых корзин, некоторые обеспечены жильем.
Помимо этого, совместно с органами социальной защиты населения прокуроры принимают меры по адаптации лиц, отбывших наказание. В частности, их включили в платформу Министерства труда и социальной защиты населения «Цифровая карта семьи», посредством которой предоставляются соответствующие госуслуги. Прокуроры получили доступ к данной платформе, и в онлайн-режиме осуществляют надзор за работой уполномоченных органов, ответственных за ресоциализацию осужденных.
В то же время к нарушителям условий пробации принимаются жесткие меры. В прошлом году более 3,5 тысячи нарушителям условий пробационного контроля наказание было заменено на реальное лишение свободы. Комплекс принятых мер позволили сократить рецидив на 12%.
В процессе рассмотрения уголовных дел судами, вынесения приговоров, их исполнения, а также при осуществлении надзора за соблюдением прав лиц, отбывающих наказание, прокуратура реализует одну из своих ключевых функций – правозащитную. Обладая значимыми правовыми инструментами, прокуроры обеспечивают защиту прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного преследования, а также принцип неотвратимости наказания и восстановление нарушенных прав потерпевших.