Мыржакып Дулатов: Жизнь, отданная за свободу
Казахстан 140 лет со дня рождения великого соотечественника.
Жансеит ТУЙМЕБАЕВ, Председатель Правления –
ректор Казахского национального университета имени аль-Фараби
25 ноября 2025 года, в преддверии Дня Независимости Казахстана, исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося сына казахского народа Мыржакыпа Дулатова, уникальной многогранной личности, оставившей глубокий след в истории и культуре страны на нашем пути к независимости.
На поворотных этапах истории проявляются выдающиеся люди, выражающие коренные интересы и нужды родного народа. Свою жизнь они неразрывно связывают с его судьбой. История начала ХХ века выдвинула целую плеяду таких ярких пассионарных личностей, которые посвятили свою жизнь борьбе за его свободу и независимость. Это деятели национально-патриотического движения “Алаш” Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Алимхан Ермеков, Жусупбек Аймаутов, Халел и Жанша Досмухамедовы, Смагул Садуакасов, Халел Габбасов, Магжан Жумабаев, Мустафа Шокай, Жакып Акбаев, Мухамеджан Тынышпаев…
В этом замечательном ряду особое место принадлежит Мыржакыпу Дулатову – поэту, публицисту, ученому-историку, языковеду, просветителю, политическому деятелю с драматичной судьбой. Ему было двадцать лет, когда он вступил на путь национально-освободительного движения против царизма и колониализма за независимость казахского народа. Важную роль в его судьбе сыграли Алихан Бокейханов – ученый-историк, этнограф, экономист, литературовед, переводчик и публицист и Ахмет Байтурсынов – ученый-языковед, тюрколог, историк, педагог, яркий публицист, с которыми он встретился в 1904–1905 годах в Омске и Каркаралинске. Несмотря на разницу в возрасте, они в силу незаурядных интеллектуальных и человеческих качеств Мыржакыпа сразу принимают его как достойного соратника в национально-освободительной борьбе.
Начавшаяся в России в 1905 году 1-я буржуазно-демократическая революция способствовала пробуждению политической жизни в казахском обществе, движения против колониального и социального угнетения, активизировала идейно-политическую деятельность национальной интеллигенции. В июне 1905 года на съезде казахской знати, местных чиновников и духовенства в Каркаралинске М. Дулатов вместе с А. Бокейхановым, А. Байтурсыновым и Ж. Акпаевым участвует в составлении протестной петиции, направленной на имя императора Николая II, в которой выдвигались требования: прекратить переселенческую политику, лишавшую казахов земли; гарантировать свободу слова, вероисповедания, собраний и ассоциаций; признать казахский язык официальным, ввести преподавание в школах на родном языке, открыть казахские учебные заведения; предоставить казахам право занимать государственные должности на местах, участвовать в выборах и управлении, допустить представителей казахского народа в состав Государственной думы и других органов власти; устранить дискриминацию и обеспечить равенство в правах с другими народами империи; учредить народные земства.
По оценкам казахстанских историков, проведение такого крупного протестного собрания и появление самой Каркаралинской политической петиции, которую, согласно секретного донесения Семипалатинского военного губернатора А. Галкина, подписали не менее 16 000 представителей казахского общества, способствовали определению задач и целей национально-освободительного движения “Алаш”, одним из лидеров которого по праву стал Мыржакып Дулатов.
На протяжении всей своей жизни яркий талант в поэзии и художественной прозе, публицистике, в исторических и социально-философских исследованиях, языкознании, в работе педагога-просветителя Мыржакып Дулатов всецело посвящает движению за независимость и историческое самоопределение народа. В 1905–1907 годах он преподает в казахской школе в Зайсанском уезде. В 1907 году в Санкт-Петербурге, прибыв на Всероссийский съезд партии конституционных демократов в качестве делегата от казахской партии кадетов, он издает газету “Серке”, в первом выпуске которой публикует стихотворение “Жастарға” (“К молодежи”), направленное на формирование национального самосознания и возвышение духа народа. В статье “Біздің мақсатымыз” (“Наша цель”), написанной для второго номера газеты, уже не успевшего выйти в свет, Дулатов подвергает резкой критике царскую национальную политику. Об остроте и опасности этих публикаций для устоев самодержавия говорит то, что весь тираж этой газеты был арестован, на дальнейшее ее издание наложен строжайший запрет.
Вышедший в 1909 году в Казани первый сборник стихов Мыржакыпа Дулатова “Оян, қазақ!” – “Пробудись, казах!” был горячо принят в среде казахской и татарской интеллигенции и дважды переиздан: все его тиражи подверглись немедленной конфискации, цензура верно усмотрела в нем публичный протест автора и казахской интеллигенции против колониальной политики царского правительства, массового переселения русских крестьян в казахские степи, бесправия местного населения. Эту книгу Дулатов сумел переиздать только в 1911 году в Омске.
По оценке литературоведов, поэтический сборник, наряду с его ярким политическим призывом к пробуждению патриотического сознания нации, “демонстрировал богатство и выразительность казахского языка, влияя на его литературное развитие”:
Көзіндi аш, оян, қазақ, көтер басты,
Өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кеттi, дін нашарлап, хал харам боп,
Қазағым, ендi жату жарамасты.
(Проснись, казах, открой глаза, возвысь главу…)
Ярко проявив свой литературный дар и в прозе, Мыржакып Дулатов пишет роман “Бақытсыз Жамал”, рассказывает в нем о тяжелой судьбе казахской девушки, ставшей жертвой царивших в казахском ауле патриархально-феодальных порядков, поднимает актуальную тему эмансипации женщин, защиты их социальных прав. Как отмечают историки казахской литературы, «это первый роман в этом жанре начала ХХ века. Он проложил дорогу последующим романам, имеющим такое же назначение, цели и направление. Не только с точки зрения художественности, но и с точки зрения подачи и формы роман послужил примером для многих других произведений, стал образцом для развития прозаического жанра и обогатил казахский язык новыми формами и синтаксическими конструкциями. Книга очень быстро распространилась по казахской земле».
Реакция царских властей на литературную деятельность Мыржакыпа с ее яркой социально-политической направленностью не заставила себя долго ждать. В 1911 году его арестовывают в Семипалатинске и на полтора года заключают в тюрьму за стихотворение “Жұмбақ”, в котором он высмеял императора Николая II за роспуск Госдумы. Однако Дулатова это не сломило, и он активно продолжал свою литературно-публицистическую и общественно-политическую деятельность. После освобождения регулярно печатается в казахском общественно-политическом журнале “Айқап”, который издавался в 1911–1915 годах в городе Троицке Мухаметжаном Сералиным. В 1913 и 1915 годах в Оренбурге выпускает сборники “Азамат” и “Терме”, в которые вошли его стихотворения и публицистика, отражавшие идеи национального равенства и справедливости, развития казахского языка и культуры, просвещения народа.
Начиная с 1913 года Мыржакып Дулатов ведет активную общественно-политическую деятельность в Оренбурге, где вместе с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Бокейхановым издает вплоть до 1918 года газету “Қазақ”, выступает вместе с ними как ее автор и редактор. В своих публикациях он осуждает социально-экономическое и политическое бесправие казахов под гнетом имперской политики. Примером острой публицистики этого периода является статья “Закон от 3 июня и казахи”, в которой Дулатов показывает ошибочность и несправедливость изданного в 1907 году царского Указа Николая II, подрывающего саму возможность национального самоуправления, по которому казахи, как и все коренные народы окраин России, были лишены права участия в Госдуме: “Если при решении казахских вопросов, – пишет он, – не будут участвовать депутаты от казахов, то, как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может”.
За время существования было издано более 260 еженедельных номеров газеты “Қазақ”, выходившей на казахском языке арабским алфавитом. При этом в газете Мыржакып Дулатов через редакционную и авторскую работу вносит большой вклад в развитие казахского языка, его терминологии, в стандартизацию лексики, орфографии и пунктуации, пропагандирует грамотность и развитие в среде народа. Своей яркой публицистикой он показывает образец, формирует, по оценке казахстанских ученых-языковедов, нормы нового литературного казахского языка. Не случайно в 1914 году выдающийся русский востоковед-тюрколог Владимир Гордлевский для публикации в “Восточном сборнике” “в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова”.
В эти и последующие годы Мыржакып Дулатов публикует в периодических изданиях не только на казахском, но и на русском и татарском языках очерки, рассказы, биографические статьи о видных казахских деятелях: “Дулатов был одним из первых представителей казахской интеллигенции, кто положил начало исследованию истории казахской общественной мысли. В его “Сочинениях” отражены работы, посвященные А. Яссави (“Хазiрет Сұлтан”), А. Кунанбаеву (“Абай”), Ч. Валиханову (“Шоқан Шыңғыс ұлы Уәлихан”), Г. Потанину (“Григорий Николаевич Потанин”), Н. Нариманову (“Нариманұлы Нариман”), А. Беримжанову (“Бірімжан ұлы Ақымет”) и др.”. Большое внимание М. Дулатов уделяет и проблемам казахского языка.
Исследованию истории казахов он посвящает книгу “Истоки происхождения казахов, киргизов”. Пишет для казахских детей и издает в Ташкенте и Кызылорде “Учебник математики”, в Оренбурге – учебник-хрестоматию “Кирагат китаби”. Пишет театральную пьесу “Балкия”, издает 2-томный библиографический указатель казахских литературных произведений, переводит поэзию А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера, Г. Тукая.
После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в июле в Оренбурге прошел 1-й Всеказахский съезд, на котором представители передовой казахской интеллигенции “провозгласили создание собственной политической партии “Алаш”, приняли программу, закреплявшую принципы всеобщего избирательного права и равенства, признание России парламентской федеративной республикой, поставили ключевой вопрос о дальнейшей судьбе казахских земель, создании национальной автономии в составе будущей федерации, избрали кандидатов на предстоящие выборы во Всероссийское учредительное собрание, участие в котором рассматривали как реальный путь законного получения суверенитета”. Одним из организаторов съезда и авторов проекта программы партии, опубликованного сразу же после Октябрьского большевистского переворота в газете “Қазақ” от 21 ноября, был Мыржакып Дулатов.
В декабре 1917 года Второй Всеказахский съезд, созванный партией “Алаш”, принял решение о создании в составе России территориально-национальной автономии “Алаш Орда”, учредил Временный народный совет, ставший Правительством Алаш-Орды, главой которого стал Алихан Бокейханов. Мыржакып Дулатов вместе с Ахметом Байтурсыновым вошли в состав его руководства.
С целью уберечь казахское население от кровопролития и красного террора, лидеры партии “Алаш” прекратили борьбу и пошли на компромисс с советской властью. После победы большевиков в Гражданской войне в феврале 1920 года они упразднили казахскую автономию, партия была расформирована. Но лидеры Алаш-Орды продолжали защищать перед новой властью коренные интересы казахского народа. Они приняли в 1920 году в Москве на заседаниях Наркомата по делам национальностей под председательством Ленина активное участие в процессе определения границ, обеспечили воссоединение казахских земель, целостность территории Казахстана, утвержденную Декретом ВЦИК и Совнаркома “Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики” в составе РСФСР.
С 1920 года М. Дулатов работал в Ташкенте в редакции газеты “Ак жол” – официальном органе Туркестанской республики. В 1922-м он снова был арестован, заключен в тюрьму, а затем вместе с Бокейхановым выслан в Оренбург, где в течение четырех лет преподает в Казахском институте народного образования, занимается культурно-просветительской, журналистской и творческой работой, сотрудничает с газетой “Еңбекші қазақ”, пишет учебники и учебные пособия по истории, языку, литературе. В 1928 году он открыто выступил против реформы казахской письменности и ее перехода на латиницу, считая, что этим связь с письменным наследием народа будет утеряна.

29 декабря 1928 года Мыржакып Дулатов был арестован органами НКВД по обвинению в казахском национализме и нелегальной деятельности, помещен сначала в Кзылординскую тюрьму, где сидел вместе с А. Байтурсыновым и Ж. Аймаутовым, затем – в Бутырскую тюрьму, где в 1930-м приговорен к расстрелу. В январе 1929 года он в своем письме из тюрьмы “Ұрпаққа хат” (“Письмо к поколению”) пишет: “Я считаю своим долгом помочь своему порабощенному, угнетенному народу вырваться из этого рабского положения. Думаю, что не смог вовремя предвидеть события в политической сфере; но то, что преподносят сейчас как борьбу против советской власти, всего лишь мое желание видеть казахскую нацию самостоятельной, независимой, счастливой”.
“Приговор к расстрелу М. Дулатова как совершенно необоснованный, – пишет известный ученый и публицист Р. Каренов, был отменен и заменен ссылкой на 10 лет на каторжные работы в места строительства Беломорско-Балтийского канала. В 1935 году Миржакып Дулатулы скончался от тяжелого недуга в лазарете Соловецкого лагеря. В 1988 году Коллегия Верховного суда Казахской ССР признала этого выдающегося человека ни в чем не повинным. Она реабилитировала его по известной формуле – “за отсутствием состава преступления”.
Выдающийся деятель казахского народа Мыржакып Дулатов всей своей жизнью высокую патриотическую миссию с честью выполнил. Его вклад мы должны помнить и по достоинству оценивать, как исторический подвиг во имя сегодняшнего суверенитета и независимости Казахстана.
* * *
Глава государства Касым-Жомарт Токаев, подчеркивая важность сохранения истории для воспитания молодого поколения, сказал:
“Чтобы понимание ценности Независимости навсегда отпечаталось в памяти подрастающих поколений, они должны знать, какой ценой она нам досталась. Мы обрели свободу благодаря героической борьбе наших предков. На их долю выпало множество трудностей и испытаний. Важно сохранить эти страницы истории в памяти народа”. При этом сегодня “Независимость государства – это не просто декларация. Построение подлинной Независимости – это каждодневный кропотливый труд, выверенная и последовательная политика. Мы сохранимся как нация в глобальном мире, только имея сильное и независимое государство. Мы должны твердо придерживаться этой непреходящей истины. “Независимость превыше всего!” – эти слова должны стать нашим девизом”.
Памятуя об этом, сегодня мы достойно продолжаем свой исторический путь независимого развития и строим Новый Казахстан в интересах всего многонационального народа страны.
