Небо стало его любовью на всю жизнь
Жизненный путь генерала армии Мухтара Алтынбаева.
В свой юбилейный год генерал армии Мухтар Алтынбаев мечтает летать на многоцелевом истребителе поколения “4+” Су-30. Ведь о карьере пилота будущий Халық Қаһарманы начал думать в молодые годы, когда работал проходчиком в одной из карагандинских шахт.
“Ad astra per aspera”
Глядя на Мухтара Капашевича, невольно задумываешься, не с будущего ли генерала армии карагандинский скульптор Анатолий Билык ваял образ шахтера, работая над монументом “Шахтерская слава”. Ведь автор памятников Герою Советского Союза Нуркену Абдирову, академику Евнею Букетову, Герою Социалистического Труда Абылкасу Сагинову работал в Караганде именно в те годы, когда молодой Мухтар Алтынбаев трудился под землей. Всесоюзный конкурс на лучший проект монумента был объявлен в 1969 году, установили памятник в центре шахтерской столицы в 1974 году. Правда, говорят, что два исполинских батыра на монументе – это собирательный образ, мол, мастеру никто не позировал, однако известно, тот знал о тяжелом труде горняков не понаслышке.
Судьба у Анатолия Петровича была не из легких, родился он в Украине, на Днепропетровщине. Во время войны, когда не стало отца, паренек стал сыном полка.
В Караганду мастер приехал в 1956 году и, по собственному признанию, не раз спускался в шахты. Сама идея монумента родилась из впечатлений художника о шахтерском труде, он общался под землей с горняками, делал наброски. Вполне возможно, что тогда он мог заприметить мощную фигуру молодого Алтынбаева. Особенно его поразил труд крепильщиков, крепивших кровлю подземной выработки. Шахтеры запечатлелись в памяти ваятеля тем самым стремлением удержать пласт над головой. Это движение рук вверх и отразил он в скульптуре.
Горняцкое прошлое оставило в памяти глубокий след, поскольку выросший в шахтерской семье Мухтар Капашевич знает, что работа под землей сродни ратному труду летчика, ведь и проходчика в забое, и пилота за штурвалом самолета впереди ждет неизведанное. Ремесло шахтера не каждому по плечу, но авиация требует от человека не меньше стойкости, мужества и самоотверженности.
Будущий авиатор родился в декабре 1945 года, когда закончилась самая кровопролитная в истории человечества война. Детство его проходило в Кировском районе Караганды, и, как многие дети того времени, он зачитывался рассказами о летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Талгате Бигельдинове, много слышал о главном персонаже книги Александра Бека “Волоколамское шоссе” – легендарном комбате из Панфиловской дивизии Бауыржане Момышулы.
Его отец, Капаш, был родом из Улытау. В сложные тридцатые годы он переселился в шахтерскую Караганду. Казахстанской промышленности не хватало специалистов, и в период становления Карагандинского угольного бассейна аульный парень попал в число людей, которых отправили учиться в Сталинск, современный Донецк. Многие ребята не выдерживали тягостей пути и разбегались, даже не доехав до границы Казахстана. Только семь человек, и в их числе Капаш Алтынбаев, выучились в Украине, затем стажировались. Окончив учебу, Капаш вернулся в Карагандинский угольный бассейн. Начинал с азов, пройдя все ступени шахтерской науки, вырос до директора шахты. Труд Капаша Алтынбаева был отмечен высокой наградой – орденом Ленина, долгие годы он возглавлял крупнейшую шахту № 12 в городе Караганде. В истории осталось доброе имя толкового, знающего свое дело и готового всегда прийти на помощь людям Капаша.
А Мухтар Капашевич, что называется, дружил со спортом, летом играл в футбол и баскетбол, зимой гонял на катке шайбу. Как и все мальчишки, Мухтар играл и в национальную детскую игру асык. Как впоминает сам юбиляр, приходилось и драться, и нередко...
В школе Мухтар Капашевич учился неплохо. Очень нравились ему математика и физика, охотно участвовал в общественной жизни. В общем – размеренная жизнь советского мальчугана того времени, у которого было много друзей.
В школьные годы он познакомился с будущей женой – Гульбану Рахимбаевной. Они вместе учились и дружили с первого класса и поженились в 19 лет. Невероятные повороты жизни, все тяготы воинской службы супруга вынесла на своих плечах. Вдвоем Мухтар Капашевич и Гульбану Рахимбаевна воспитали сына Муслима, который, к слову, несмотря ни на какие уговоры, настоял на своем, пошел по стопам отца и стал военным. После окончания Ставропольского высшего военно-авиационного училища летчиков и штурманов ПВО сын вызвался служить в Заполярье, проведя там три года.
Между тем, когда Мухтар Капашевич первый раз признался отцу в своей мечте о небе, его отказывались понимать. А когда он пришел в карагандинский аэроклуб имени Нуркена Абдирова, его не приняли из-за недостатка лет. Но уже на следующий год он начал учиться, делая первые шаги к профессии летчика. Все экзамены сдавал только на пятерки. В тот же период в этом клубе занимался будущий космонавт Тохтар Аубакиров, ведь в советское время такие клубы считались центрами подготовки летчиков.
В последний год учебы в школе Алтынбаев летал без отрыва, однако, отлетав два года после окончания школы, Мухтар Капашевич снова пошел работать в родную шахту. Спустя два года, в 1966 году, он был призван в ряды Вооруженых Сил на 11-месячные сборы сержантов запаса. Освоив самолет МиГ-27 и пройдя определенные программы в Кинель-Черкасском учебном авиационном центре, Мухтар Капашевич уволился в запас с присвоением воинского звания младший лейтенант запаса. Но вновь вернулся в шахту и продолжил работать проходчиком.
Воплощая мечты в реальность
Работая под землей, Мухтар Капашевич не переставал мечтать о небе. В 1969 году Мухтар Капашевич добровольно призвался в армию. Но военная служба легкой не бывает. Начались переезды из одного гарнизона в другой – из Караганды в Свердловск, из Свердловска – в Пермь, из Перми – в Клин, в Подмосковье, потом снова Клин, Пермь, из Перми – в Троицк, и вновь Пермь. Без собственной квартиры, жили в общежитиях с супругой и маленьким ребенком.
Долгожданную двухкомнатную квартиру удалось получить в необустроенном Пермском гарнизоне. Тем временем пилот из Казахстана прошел все должности – от летчика до командира Пермского авиационного полка, который стал образцовым под его командованием. Все это время Мухтар Капашевич не переставал учиться, экстерном окончил Армавирское высшее военное авиационное училище ПВО.
По воспоминаниям генерала армии, в бытность его командиром Пермского авиационного полка нагрянула внезапная проверка высокой комиссии, и после придирчивой ревизии двух командиров полков сняли с должностей, а его, наоборот, отправили учиться в Калининскую высшую командную академию, сегодня это Военная академия воздушно-космической обороны имени Жукова, расположенная в Твери. Поступать было нелегко, ведь школу он окончил очень давно. Но, по его собственному признанию, математику он любил, в учебу втянулся быстро, а во время сессии отделение, которым командовал выходец из Казахстана, экзамены сдавало с первого захода.
В 1985 году Мухтар Капашевич заканчивает академию с “красным” дипломом, после этого служит в Туркменистане, командует дивизией противовоздушной обороны Туркестанского военного округа. Он и там зарекомендовал себя как ответственный, авторитетный командир, проявляющий заботу о подчиненных.
За годы безупречной службы в Вооруженных Силах СССР Мухтар Капашевич прошел путь от военного летчика до командира дивизии противовоздушной обороны, дослужился до звания генерал-майор авиации. Вернувшись на Родину, Мухтар Алтынбаев продолжил службу в Вооруженных Силах независимого Казахстана.
В родном Казахстане Мухтару Капашевичу доверили большие должности – командующего войсками ПВО, командующего Военно-воздушными силами – заместителя министра обороны Республики Казахстан, председателя Комитета начальников штабов, министра обороны.
По своей военной специальности Мухтар Капашевич летчик истребительной авиации противовоздушной обороны, но, как стратегически мыслящий военачальник, он уделял внимание всем направлениям развития Вооруженных Сил. Мухтар Алтынбаев внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества, направленного на укрепление безопасности страны. Результатом этой работы стали подписанные документы о военном сотрудничестве с Россией, США, Турцией, странами Европы, Прибалтики, Центральной Азии. Казахстан стал участником программы “Партнерство во имя мира”, в рамках которой ежегодно проводятся международные миротворческие учения “Степной орел”.
В 2000-е огромное внимание уделялось созданию и укреплению военной инфраструктуры, развитию системы подготовки собственных военных кадров. При Мухтаре Капашевиче Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации стало Военным институтом Сил воздушной обороны. На базе военного факультета Академии гражданской авиации был создан Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи.
По согласованию с Верховным главнокомандующим для укрепления стратегически важного Каспийского региона министр Алтынбаев организовал перенос управления регионального командования “Запад” из Актюбинска в Атырау. В 2003 году под руководством Мухтара Капашевича существовавшие на тот момент Мобильные силы были реорганизованы в Аэромобильные войска. На их базе были развернуты четыре бригады постоянной боевой готовности и батальон “Казбат”. Выполнявшие миссию “голубых касок” в Ираке, военнослужащие инженерно-саперного подразделения “Казбат” остаются предметом гордости для Алтынбаева. Это миротворческое подразделение Казахстана с 2003 по 2008 год оказывало в Ираке помощь населению, военнослужащие занимались обезвреживанием боеприпасов и очисткой воды.
В 2003 году министр обороны Мухтар Алтынбаев инициировал реформирование структуры Вооруженных Сил, создав отдельные виды – Сухопутные войска, Силы воздушной обороны, Военно-морские силы. Были также образованы Ракетные войска и артиллерия. Существовавшие до того времени военные округа реорганизовали в самодостаточные группировки войск – региональные командования “Астана”, “Восток”, “Запад” и “Юг”.
Мухтар Алтынбаев никогда ничего не делал вполсилы, всегда вникал в суть вопроса, что помогало видеть задачу и пути ее решения. Эти качества и богатый жизненный опыт в полной мере были реализованы в годы работы в Комитете по международным делам, обороне и безопасности Сената Парламента РК.
И где бы он ни служил, какие должности ни занимал, везде его отличали работоспособность, целеустремленность, умение работать с людьми и забота о них. Лучше всяких слов о заслугах перед Родиной говорят награды и звания, высшая из них – “Халық Қаһарманы”. Генерал армии Мухтар Алтынбаев – человек, для которого служение Отечеству стало судьбой!
Опыт не уходит в запас
Сегодня Мухтар Капашевич возглавляет Совет ветеранов Вооруженных Сил Республики Казахстан, участвует в работе по патриотическому воспитанию молодежи, щедро делится накопленными знаниями. Находясь на заслуженном отдыхе, генерал армии принимает активное участие в общественной жизни, в решении социальных вопросов ветеранов и членов их семей. Такие, как он, ветераны, остаются надежной опорой армии и передают новым поколениям лучшие традиции воинской службы.
Есть ли хобби у генерала армии? Мухтар Капашевич отвечает словами философа:
“ Если тебе повезло заниматься любимой работой, то ты всю жизнь будешь отдыхать”, – говорит он.
В лейтенантские годы Алтынбаев услышал о маршале авиации Евгении Яковлевиче Савицком, который свой последний полет выполнил на сверхзвуковом реактивном самолете в возрасте 63 лет. Молодого Мухтара это задело, и он решил, что будет летать и в более старшем возрасте.
“Я в 70 с лишним лет летал на многоцелевом истребителе поколения «4+» Су-30, – говорит ветеран. – И в 80 лет планирую повторить это на таком же Су-30”
