Некомфортные вагоны, опаздывающие поезда: казахстанцы недовольны услугами КТЖ

Пассажиры жалуются на сервис нацперевозчика.

Асель Ибадуллаева

Не успел начаться летний сезон, как АО "НК "Қазақстан темір жолы" накрыла очередная волна критики и недовольства казахстанцев. Жалобы одни и те же: опаздывающие поезда, старые вагоны без кондиционеров, грязные туалеты без гигиенических средств и неудобный сайт для покупки дефицитных билетов. Справляется ли компания с триллионами выручками с жалобами пассажиров – в материале Liter.kz.

Из года в год одни проблемы

Из-за постоянных жалоб казахстанцев в сторону нацперевозчика власти не раз требовали у компании улучшить сервис и заменить старые вагоны.

Так, в прошлом году мажилисмен Елнур Бейсенбаев раскритиковал АО "НК "Қазақстан темір жолы" за устаревшие и некомфортные вагоны пассажирских поездов и дороговизну билетов.

"Мы ежегодно поднимаем вопрос необходимости обновления парка вагонов. Много обещаний, но на деле они не выполняются. По данным МИИР, сегодня железнодорожный парк составляет 139 тысяч единиц, средний уровень их износа – 55%. Министерство планирует в период между 2025-2030 годами обновить парк вагонов. КТЖ было создано в 1997 году. Значит, мы ждали 26 лет, а теперь предлагают подождать еще семь лет. Мало веры, что за эти семь лет ситуация кардинально поменяется в лучшую сторону. И кто может гарантировать, что за предстоящие годы износ автопарка не составит 55%", – зачитал депутат в своем запросе.

А пока казахстанцам, по его словам, приходится ездить в старых вагонах без систем кондиционирования и современных туалетов. При этом – по завышенной цене. Также депутат отметил, что поезда часто опаздывают.

В компании в ответ на критику сообщили, что в парке пассажирских вагонов только 32% вагонов с возрастом свыше 20 лет. Касательно дороговизны билетов отметили, тариф по межобластным сообщениям увеличен ниже уровня инфляции – на семь процентов.

Тем не менее казахстанцы все еще недовольны сервисом нацперевозчика.

"Опоздания по всем направлениям. Бардак полнейший. Едем с Атырау до Чу, пересадка до Сарышагана. Опоздание уже три часа. На следующий уже не успеваем. Я про совесть уже не спрашиваю. Такое наплевательское отношение к пассажирам", – пишет казахстанца Айсулу Акмолдина.

Кроме стабильного опоздания казахстанцы недовольны условиями внутри вагонов.

"Вагоны старые, туалеты грязные, бумаги и мыла нет. Ужас! В российских поездах после посадки проходит проводник, уточняя все ли у нас хорошо. После обход делает начальник поезда. У нас даже если захочешь пожаловаться – некому", – недовольна услугами Жанна Мухамедгали.

Ей вторит другой пассажир.

"243 поезд в купе не открывают форточки, даже кондиционеры с вентиляцией не функционируют. Грязные унитазы, хоть и купе, а условия хуже чем в плацкарте", – возмущается Дамир Оспанов.

Еще одной проблемой пассажиры называют неудобство при покупке билетов через официальный сайт КТЖ.

"Неудобный сайт. Покупали билеты на компанию туда-обратно никаких возражений о превышении лимита на покупку билетов не выдвинуто системой. А зачем оставлять доступной возможность брать более 10 билетов, если это запрещено? В итоге постфактум объяснили причину блокировки аккаунта. Мне 22 и на сайте главной ж/д сети страны у меня блокировка навсегда", – жалуется Айбар Кайржанов.

К тому же мы заметили, что по некоторым направлениям практически отсутствуют билеты на поезда. Впереди отпускной сезон, но съездить в другие регионы казахстанцы попросту не смогут.

Например, по направлению Астана (Нурлы жол) – Усть-Каменогорск, Астана (Нурлы жол) – Тараз нет билетов. По другим направлением остались лишь неудобные места в плацкартах.

Что говорят в КТЖ?

На жалобы казахстанцев в АО "НК "Қазақстан темір жолы" ответили, что упомянутые пассажирские поезда № 043, 327, 057, 056 принадлежат частным перевозчикам. То есть не относятся в целом к компании.

Согласно их данным, кроме АО "Пассажирские перевозки" в Казахстане оказывают услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом еще 14 частных перевозчиков.

"Касательно пассажирского поезда № 046 маршрутом Павлодар – Туркестан сообщаем, что состав поезда № 046 был полностью обновлен в декабре 2023 года новыми вагонами отечественного производства завода города Петропавловска.  Добавим, что новые вагоны оборудованы кондиционерами, воздушными фильтрами, биотуалетами, датчиками дыма и системой видеонаблюдения. В купе установлены электрические и USB-розетки. Срок службы подвижного состава при надлежащей эксплуатации составляет до 40 лет", – ответили в КТЖ.

Проблему неработающих кондиционеров в компании не отрицают.

"24% парка вагонов технически не оснащены кондиционерами по конструкции завода-производителя. Эксплуатация этих вагонов соответствует требованиям, утвержденным Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, а также правилами технической эксплуатации. Добавим, что в них есть возможность открывать окна во всех купе и плацкартах, кроме аварийных, которые открываются только в случае чрезвычайных ситуаций", – говорится в ответе нацперевозчика.

Вагоны без системы кондиционирования воздуха подлежат исключению по их сроку службы уже в ближайшие годы. Все современные вагоны уже оборудованы кондиционерами, заверили в КТЖ.

Касательно проблем с bilet.railways.kz сообщили, что обновление сайта находится на рассмотрении.

К сожалению, опаздывать поезда нацперевозчика все же будут. В компании это объяснили началом сезона проведения ремонтных работ на железнодорожных путях.

"Ремонтно-путевая кампания, которая стартовала в марте, охватывает все регионы. При этом капитально с полной заменой рельсошпальной решетки будет обновлено более 570 км железной дороги. Кроме капитального обновления железнодорожники выполняют усиленный средний и средний ремонт пути. Меняют стрелочные переводы. Производят сплошную смену рельсовых опор, рельсовой колеи и другие профилактические мероприятия", – ответили на запрос.

При этом компенсацию за опоздание поезда пассажиры могут получить в билетных кассах АО "Пассажирские перевозки" по заявлению пассажира.

Запустят ли дополнительные поезда летом?

Не секрет, что летом в разы увеличивается пассажиропоток по популярным направлениям среди казахстанцев. Однако купить билеты сейчас практически невозможно.

В КТЖ отчитались, что до озера Алаколь добавили 16 тысяч по 12 маршрутам из Астаны, Алматы, Восточно-Казахстанской и Абайской областей. Также впервые открыли маршрут из Кызылорды.

"Кроме того, для удовлетворения повышенного спроса на проезд в летний период АО "Пассажирские перевозки" в пригородном направлении запустило дополнительные сезонные электропоезда по маршрутам №457/458 Семей-Шар, №459/460 Усть-Каменогорск – Актогай. Также рассматривается вопрос по запуску дополнительных поездов по другим популярным маршрутам", – заверили в компании.

Тем не менее пассажирам все же не избежать некомфортных вагонов и опаздывающих поездов. Без сомнений, потребуются годы, тысячи жалоб и много работы, чтобы условия хоть чуточку стали лучше.

 

Новости партнеров