Они творили феномен
У любителей музыки словосочетание “казахстанский рэп” давно ассоциируется с особым звучанием и прекрасным чувством ритма. Зарубежные музыкальные деятели не раз положительно отзывались о творчестве наших рэперов. На примере композиций Скриптонита Алла Пугачева даже призывала российских артистов учиться у профессионалов из Казахстана. За каких-то пять лет отечественный хип-хоп прочно поселился в наушниках меломанов всего СНГ. Он перевернул представление о жанре и задал новый стандарт работы со словом и ритмом. Этот культурный феномен попробуем разобрать в этом материале.
Словно пришельцы
Чтобы окунуться в историю казахстанского рэпа, далеко ходить не нужно. Все происходило не так давно, в нулевые годы. Тогда была популярна группа “ДМХ” из Актау. Биографии лидера команды Каната Мурзагулова позавидует любой исполнитель гангстерского рэпа из Нью-Йорка. Сначала в 2000 году в возрасте 18 лет он был осужден за кражу на три года условно, а в 2003-м получил реальный срок в 10 лет за разбойное нападение. Таким образом, слава “ДМХ” продлилась недолго. Но скучать фанатам жанра долго не пришлось. Вскоре о себе заявили Ghetto dogs из Алматы. Парни стали по-настоящему народной группой. Ошибок членов “ДМХ” они не совершали, а потому находились на пике достаточно долго, вплоть до конца нулевых. На протяжении следующих нескольких лет столь же ярких и популярных представителей жанра не наблюдалось. Но, как оказалось, это было затишье перед бурей.
Огромный толчок развитию хип-хопа дал Интернет. Без него этот феномен представить невозможно. Ведь уличная культура не вписывалась в традиционный формат телеканалов и радио, а консервативный взгляд продюсеров не видел больших перспектив для жанра. В тот момент, когда Интернет стал доступен широким массам, поднялась та самая новая культурная волна, которая не утихает до сих пор. И первым лицом этой волны стал именно рэпер. В 2013 году в Сеть попал видеоклип Адиля Жалелова (Скриптонит) из Павлодара VBVVCTND. К тому моменту артист уже был известен в своем родном городе. Его слушатели прекрасно знали, на что он способен. Однако для российских слушателей трек стал откровением. Под клипом появились десятки комментариев по типу “Вот как нужно делать рэп на русском”.
Чтобы понять весь эффект от пришествия Скрипи на российскую сцену, необходимо сделать небольшой экскурс в историю русского рэпа. До появления Скриптонита рэп в России регулярно подвергался критике и насмешкам. Его не считали полноценным музыкальным направлением, а большинство исполнителей воспринимались чуть ли не умственно отсталыми. Да, появлялись такие яркие исполнители, как группы ”Многоточие”, “Каста” и “Центр”, но общая ситуация оставляла желать лучшего.
Это прекрасно понимали русскоязычные эмигранты из Германии, где рэп был на порядок выше уровнем. Сколотив свою рэп-команду, они в треках дружно принялись глумиться над популярными рэперами России. Так развивался конфликт внутри жанра. Одни хотели западного звучания, другие настаивали на особом пути русского рэпа. Но не у тех, не у других вывести формулу качественной музыки не получалось.
Многие музыкальные журналисты тогда отмечали, что рэп в России зашел в тупик. Особенно плачевно ситуация выглядела на фоне мировых успехов американских коллег. Скриптонит в этот момент выглядел, словно пришелец из другой планеты – никаких понтов, никакого пафоса и никакого стихоплетства. Только серьезные темы и серьезная работа со звуком, а на заднем плане – недоумевающие лица коллег “А что так можно было!?”. С тех пор как пошел тренд на «тексты за жизнь» с музыкальностью в русском хип-хопе, уже давно все было очень плохо. А потому русрэперы смотрели на артиста как на неведому зверушку, ведь с этого момента все прежнее казалось мелким.
Спаситель жанра
Адиль сразу же попал на радары влиятельных продюсеров и вскоре оказался на самом крупном лейбле Gazgolder. Современная студия – это все, что нужно было Скрипу для раскрытия своего гения. Больше ему ничто и никто не понадобился. Написание текстов, музыки и сведение – все это Адиль делал самостоятельно. Поэтому выход дебютного альбома затянулся на два года.
Время шло, а окружение доставало Скрипа вопросами о дате его выхода. Как оказалось, ждали не зря. Альбом “Дом с нормальными явлениями”, посвященный Павлодару, покорил сердца меломанов. Он занял вторую строчку в главном альбомном чарте iTunes, уступив лишь альбому британской певицы Адель.
Самые авторитетные музыкальные издания России включали “Дом с нормальными явлениями” в списки лучших по итогам 2015 года, а рэп-издания дружно присуждали альбому первое место. Он перевернул представление о жанре – русский рэп теперь перестал быть примитивной забавой для крутых пацанов.
Будучи меломаном, Скриптонит привнес в жанр все грани западного звучания – джаз, соул, блюз, латинская музыка и все то, что переварил за годы увлечения музыкой. Бывший главный редактор “Афиши” Александр Горбачев назвал “Дом…” “абсолютно жанроопределяющей пластинкой”, в которой “рэп понимается как универсальная рамка, вмещающая в себя примерно всю остальную поп-музыку”. Таким образом, некогда андеграундная музыка стала народной. Убедиться в этом можно, включив любое концертное видео Скриптонита, где голос артиста зачастую пропадает в океане голосов тысяч фанатов. По словам главы лейбла Gazgolder Василия Вакуленко (Баста), этим альбомом Адиль “уволил большинство русскоязычных рэперов”.
Несмотря на сложные формы, содержание Скриптонит оставил довольно доступным для простых людей. В то время как многие музыканты, делающие блюз или джаз, наступают на одни и те же грабли, когда их музыка непонятна массам, Скрип проблему доступности решил гениальнейшим образом. Он не стал упрощать музыкальное содержание, вместо этого, в странные инструменталы он вплетал обычные бытовые истории. Благо таких городов, как Павлодар, по всему СНГ сотни и тысячи, и живут в них миллионы людей, и этих миллионов беспокоят одни и те же простые бытовые проблемы. Так одинаково успешно работать и на интеллектуалов, и на пролетариат удавалось немногим.
Как зарождался стиль
Бекболат Кайдаров по прозвищу HiRo давно известен как отличный технарь с разнообразным флоу (подача). Некогда его называли самым перспективным рэпером Казахстана. Ему пророчили большое будущее, и парень должен был выстрелить за пределами страны даже раньше Скриптонита. Но в силу обстоятельств этого не случилось. Между тем HiRo – один из первых, кто вывел казахстанский рэп на новый уровень с ориентацией на западное звучание. На его примере можно проследить путь многих успешных казахстанских рэперов. Все они записывали первые треки на чем придется и обрабатывали их, не имея оборудования и программ.
В 8-м классе отец Бекболата подарил ему видеокамеру ко дню рождения. Именно эта камера послужила микрофоном для записи первых песен.
Как я это делал? Да очень просто, есть такая компьютерная программа Аdobe audition для записи песен, она преобразовывает видео в аудио. Я проигрывал минус в Аudition, слушая его через наушники, в руки брал камеру и, нажав на кнопку записи, читал свои куплеты. Потом кидал это видео в Аudition и, преобразовав в аудио, обрабатывал звук и, попадая в такт минуса, сводил песню, – говорит он.
Но все приходит с опытом, и вот летом 2007 года, когда парню было 14 лет, выходит первый его хит под названием “Спеши любить”.
– У меня был дефицит с минусами, поскольку не было выхода в Интернет, и поэтому пришлось резать песню Spice Girls – Viva Forever. Песня была о любви, и нужен был женский голос, который промолвит “Привет”, и я нашел его, вместе со знаменитым диалогом из фильма “Спеши любить”, который начинается так: “Я больна! У меня лейкемия”. И вот тут возникла идея написать песню о фильме, – вспоминает Бекболат.
В течение полугода песня очень быстро стала популярной не только в городе, но и по всему Казахстану, это был подпольный хит того времени. После этого события его песни начали пользоваться определенной популярностью среди молодежи, Бекболат взял себе творческий псевдоним HiRo, начал много выступать, выезжал с концертами в соседние города. Первый его альбом был записан на диски-болванки, передавался по городу из рук в руки. В него входило 12 песен.
В 2008 году он выпустил уже новый альбом, в нем было 23 трека. Его он уже распространял в Интернете. В то же время рэпер снял несколько любительских клипов на все ту же камеру, подаренную отцом. Третий альбом он официально представил в 2009 году. Ближе к 2010 году он взял небольшой творческий перерыв. Парню требовалось окончить школу и сдать экзамены. Так начинался творческий путь самого перспективного рэпера страны.
Спустя время, в том же году, когда Скрип прославился на весь СНГ, у HiRo вышел клип на трек “Вверх”. После этого было затишье. Напомнил о себе парень благодаря сотрудничеству с Ириной Кайратовной. С этой группой у него есть несколько успешных музыкальных видеоклипов.
Поговорим о политике
Пока Скрип колесил с концертами по России и закреплял статус рэпера № 1, в Казахстане формировалась своя тусовка. То ли вдохновленные примером Адиля, то ли просто движимые идеями развития жанра, тут и там появлялись интересные исполнители. Пожалуй, самыми яркими стали парни из группы “Ирина Кайратовна”. Впервые коллектив дебютировал в 2017 году в качестве комедийного шоу с 20-минутными скетчами. Все шесть участников группы ранее активно занимались КВН-м. В 2018 году появилась компания «Salem Social Media», которая быстро подписала под себя инфлюенсеров и значимых звезд социальных сетей, таких как Ирина Кайратовна. С этого времени начался их путь в музыке.
Один из первых треков был записан совместно с ветераном жанра Junior из Ghetto dogs. Фирменное звучание казахстанского рэпа быстро пришлось по вкусу слушателям из-за рубежа. Сейчас на Ютубе можно найти множество реакций иностранцев на треки Ирины Кайратовны. За короткое время коллектив обрел популярность. От артистов, подписанных под Salem Social Media, ожидалось, что они не будут участвовать в политических движениях и высказываться на политические темы. Однако у Ирины Кайратовны были другие планы, и они остановили сотрудничество. Впоследствии Ирина Кайратовна начала поднимать политически острые темы в своих работах. Возможно, это единственные музыкальные артисты в Казахстане, которые открыто говорят о политике. В начале их заявления были не особо заметны. Режиссер группы Куаныш Бейсеков заявил, что был участником протестов. Поэтому тема политики была делом времени. Самый политический музыкальный клип “5000”, который был опубликован в декабре 2020 года и набрал ошеломляющие 60 миллионов просмотров. Это в три раза больше населения Казахстана. В этом видео делается несколько отсылок к предыдущим лидерам Казахстана. Группа также часто отсылалась к первой демократической партии “Алаш”.
В одном из видео группы присутствует казахская версия горы Рашмор. Когда Юрий Дудь в своем интервью с группой спросил, почему Назарбаева нет на картине, режиссер Бейсеков заявил, что он этого не заслуживает. Основная критика касалась случая, когда во время пандемии отмечался День столицы. Несмотря на рекордное количество случаев заболеваний и смертей в тот период, власти столицы решили отметить дату торжественным салютом. Благодаря смелой гражданской позиции группа полюбилась простым казахстанцам. Коллектив удостоился Национальной премии “Халықтың сүйіктісі – Народный любимец года” в номинации “Деятель культуры года”.
Новые грани звучания
С развитием жанра в нем появлялись самые разные артисты, которые меняли представление о звуке. Яркий пример южного рэпа – это Асхат Рысбеков из Алматы, больше известный под псевдонимом V$XV Prince. Его музыка очень легкая и светлая. Любители американского рэпа могут провести параллели с калифорнийским рэпом, наподобие творчества Снуп Догга. Это музыка релакса, которая отлично подойдет для свиданий или неторопливого катания на авто. Альбомы Асхата A$sorti и KNCNTRT буквально взорвали казахстанские и зарубежные чарты и набрали миллионы просмотров на Ютуб.
Завоевав популярность в недрах сети, Асхат стал собирать стадионы по всему Казахстану. В 2019 году “Яндекс. Музыка” признала исполнителя “Прорывом года”. Сразу несколько его композиций входят в топ-100 самых прослушиваемых треков на этом стриминговом сервисе. Асху хорошо знают не только в Казахстане, но и в странах бывшего СССР.
Пока Асхат убаюкивал слушателей своим спокойным голосом, дуэт “Кисло-Сладкий & Bonah” устроил настоящую феерию из быстрейшей читки и юмора. Благодаря этим парням рэп из Казахстана окончательно ушел из категории “мрачняк”. Все, кто привык к атмосфере скриптонитовского рэпа, удивятся, насколько здесь все бойко и весело. Не случайно же обложка их альбома сделана в стиле “Ералаша”. Еще одна фишка дуэта – билингвальность: оба легко переходят с русского на казахский, создавая грув, который можно прочувствовать и без перевода.
Полной противоположностью этому дуэту и Асхе является Айдын Закария из Караганды, известный под псевдонимом Масло черного тмина. За мрачное настроение в треках его часто сравнивают со Скриптонитом. Также, как и Адиль, Масло черного тмина быстро набрал популярность в России. Он сводит вместе трип-хоп, рэп и джаз, добавляя туда тонны меланхолии. Это, пожалуй, самый загадочный казахстанский исполнитель. Один псевдоним чего стоит.
В один день я читал про пирамиду Маслоу, а потом увидел масло черного тмина у себя на полке дома. Понял, что само название звучит благородно. Оно и оригинальное, и несет смысл. Моя музыка лечит меня самого – как масло черного тмина, – говорит он.
Название, и правда, многое объясняет: эта музыка вязкая, обволакивающая, с почти физически уловимой текстурой. Тяжелая – не потому что давит, а потому, что тут кожей чувствуешь каждый удар барабана. Песни МЧТ витают в дымке, голос Айдына утоплен в эффектах, шумах, он будто бы пытается спрятаться.
Говоря о феномене казахстанской музыки, Айдын объясняет его природной склонностью казахов.
Я очень люблю казахские песни. Когда я слушаю казахские песни, мне не хочется делать музыку. Вообще, казахи всегда поют. Любой казах может тебе спеть. Я хожу на свадьбы, и если там люди поют, то они всегда нормально поют. В Казахстане очень певческий народ, – делится мнением Айдын.
Темирлан Куспаев, Астана