Переименование, дольщики и нехватка школ: Алтай Кульгинов высказался о насущных проблемах столицы
Аким о тратах на переименование, инфраструктуре и будущем Астаны
Девятый по счету (с 1997 года) аким главного города страны Алтай Кульгинов в 2019 году после переименования столицы в Нур-Султан стал акимом. Спустя три года, он снова переживает переименование столицы и возврат ее прежнего имени. Тут же в его адрес посыпались вопросы, касающиеся затрат на долгожданное возвращение “Астаны”. Но Алтаю Сейдировичу не привыкать к мега-популярности в соцсетях, где бурно обсуждают последствия любого природного катаклизма и задают ставший уже риторическим вопрос: “Куда смотрит акимат?”. Столичный аким рассказал, как в городе решают насущные вопросы: строительство школ, аварийное жилье, платные парковки и т.д, передает Liter.kz.
– Численность населения столицы растет с каждым годом. Вместе с тем возрастает, и нагрузка на инженерную инфраструктуру. В каком она состоянии и как справляется с таким напором?
– Урбанизация давно стала глобальным трендом, большие города привлекают все больше людей. Соответственно, растет нагрузка на инженерную и социальную инфраструктуру. Поэтому в процессе развития города приходится регулярно корректировать генеральные планы. В 2001 году прогнозировалось, что к 2030 году в Астане будут проживать 850 тысяч человек. Но в 2010 году Генплан был скорректирован с учетом, что к 2030 году астанчан будет уже 1,2 млн человек. Но этой цифры казахстанская столица достигла в 2020 году.
Сейчас в главном городе страны проживает 1,3 млн астанчан. Это официально зарегистрированные люди, без учета временно работающих, уезжающих, приезжающих и других. Естественно, акимат должен всех обеспечивать водой, теплом, электричеством, детскими садами, школами, поликлиниками, медицинскими объектами.
Поэтому мы постоянно работаем над увеличением мощностей объектов жизнедеятельности, которые обеспечивают город теплом, водой и электричеством. Например, ТЭЦ-3 строится больше 10 лет и строительство нужно завершать. Что касается обеспечения водой, то летом давление воды падает из-за увеличения нагрузки. Причина – в частном секторе питьевую воду начинают использовать вместо технической для полива огородов.
В сутки город потребляет больше 300 тысяч кубометров воды. Этого недостаточно. Поэтому в 2021 году начали строить насосно-фильтровальную станцию. Первый этап закончим к концу этого года, а в 2023 году она полноценно заработает. И начнет дополнительно обеспечивать город свыше 100 тысяч кубометрами воды, то есть мы на одну треть увеличим подачу питьевой воды для города. Но генплан нам показывает, что к 2030 году в Астане будет более двух миллионов жителей. Значит, мы должны приступить к строительству новой четвертой станции, чтобы обеспечить долгосрочную стабильную подачу питьевой воды астанчанам.
– Почему за строительство насосной станции принялись только сейчас?
– В идеале надо было строить станцию пять–семь лет назад. Как только в 2020 году вместе с количеством населения стала расти и нагрузка на инфраструктуру, начали форсировать реализацию животрепещущих для города вопросов. Например, подрядчик, возводивший ТЭЦ-3, в течение 10 лет не мог справиться с возложенной на него задачей.
Два года назад началась газификация столицы, и мы скорректировали ТЭЦ-3 под газ. Поэтому все водогрейные котлы будут отапливаться газом. В 2021 году выделили для этого девять миллиардов тенге. Но подрядчик не укладывался в сроки, мотивируя неудачи удорожанием логистики, материалов и оборудования. После, учитывая серьезность ситуации, подрядчик обязался завершить работы в 2023 году. Но с учетом объемов возводимых жилых домов и социальных объектов, городу недостаточно и мощностей ТЭЦ-3. Судите сами: за три года построено 8,5 миллиона квадратных метров жилья. В 2020 году город приступил к строительству трех газовых станций, каждая из которых будет превышать мощности ТЭЦ-3. Это свыше тысячи гигакалорий в час. Для сравнения: ТЭЦ-3, работая на полной мощности, будет давать 400–420 гигакалорий в час.
Две из трех газовых подстанций уже строятся. Готовится проектно-сметная документация по третьей подстанции. Что касается электричества, то возводятся три электростанции по 180 мегаватт. Все это ради долгосрочного развития столицы, чтобы не ударить в лицом в грязь перед инвесторами.
– Какова ситуация в городе со строительством школ?
– 10 лет назад в Астане проживало более 70 тысяч детей школьного возраста, в этом году – уже более 230 тысяч. В 2019 году построили шесть школ, в 2020-м – 11, в 2021 году – 15. Таким образом, обеспечили 70 тысяч мест. В этом году завершим строительство 11 школ. Сейчас проектируются 20 крупногабаритных школ по две тысячи мест в каждой.
В будущем в каждом новом строящемся квартале обязательно будут построены школа, детский сад и соцобъекты, облагорожены общественные пространства. В генплане предусмотрено выделение земельных участков для возведения 70 школ. В послании президента есть раздел про комфортные школы. Под эти стандарты как раз подходят крупногабаритные школы.
Естественно, для будущих школ потребуются кадры, поэтому в столице нужно построить педагогический институт.
– В наследство от предшественников Вам достались и нерешенные проблемы в виде долгостроев. Большинство из них уже сдано в эксплуатацию. Многие считают это Вашей заслугой. Однако почти три тысячи семей по-прежнему остаются без жилья.
– Решение вопросов с достраиванием долгостроев не моя личная заслуга, а государства. Их под свой контроль взял лично президент страны. Государство взяло под свою ответственность обманутых мошенниками людей. Строительные компании продали им несуществующие дома и квартиры.
Летом 2019 года было свыше 16 тысяч семей-дольщиков. За это время решили проблему 13 тысяч. Дома были проданы без проектно-сметной документации. Частыми были и двойные-тройные продажи, когда на одну квартиру претендовали по три хозяина. Например, ЖК “Зере” в Алматинском районе. У вырытого котлована остались порядка 300 семей дольщиков. Рядом находилась заправка. То есть, там в принципе нельзя было строить. Сейчас уже дом строится, а эту заправку надо перемещать в другое место.
В районе нового вокзала – та же картина - 600 дольщиков у котлована. Акимат привлек частного инвестора. Бизнесмены под наше честное слово решают проблемы жителей. Взамен они получат земельные участки. Строить за счет государства очень накладно. Я лично разговаривал с главами крупных строительных компаний. Многострадальный ЖК «Территория Комфорта 1», который пришлось демонтировать, сложился бы как карточный домик. Осталось достроить 30 домов.
– Когда планируется снести аварийное жилье?
– Благодаря программе «Елорда даму» свыше 4 200 семей переселились из аварийных в новые дома. В этом году новоселье отметят еще 333 семьи. Например, из двух аварийных общежитий по улице Янушкевича переселили свыше двухсот семей. Скоро переедут жильцы из такого же ветхого общежития в Сарыаркинском и Байконурском районах. Ждут своей очереди жители бараков в Агрогородке. В столице свыше двухсот домов, которые считаются ветхими или аварийными.
– На улице Культегин люди жаловались на то, что над их домами проходят ЛЭП – линии электропередачи…
– В Байконурском районе имеются высоковольтные линии электропередачи, под которыми живут люди. Скоро начнется демонтаж ЛЭП и домов. Нужно построить инженерные сети, чтобы привлечь инвесторов и в перспективе возвести на их месте красивые современные здания.
– В здание бывшего отеля “Рамада Плаза” раньше хотели поселить полицейских, а в пандемию там открыли ковидный госпиталь. Что с ним дальше будет?
– Планируем разместить там железнодорожную больницу из Сарыаркинского района. Все, наверное, знают, в каком аварийном состоянии в последние годы находилось это лечебное учреждение. Либо надо демонтировать железнодорожную больницу, чтобы в последующем построить новое здание стоимостью 50–60 миллиардов тенге, либо перевезти ее коллектив и медицинское оборудование в “Рамада Плаза”. После небольшой реконструкции и ремонта в нем могут лечиться жители и Байконурского, и Сарыаркинского районов.
А на месте железнодорожной больницы предлагаем построить новый родильный дом. Ведь наряду со школами и детсадами наблюдается большая нагрузка на роддома. Городу необходимы, как минимум, еще два перинатальных центра. Первый начнем возводить в 2023 году возле первой горбольницы в Алматинском районе.
– Еще одной бурно обсуждаемой темой среди астанчан стали платные парковки в столице.
– Платные парковки уже действуют. С учетом мнения населения, демонтировано 1 700 таких парковок. Оставили их в районе Дома министерств, где всегда автолюбители хаотично парковали свои машины до вечера. Это создавало неудобства коммунальным предприятиям. После появления платных парковок там воцарился порядок. Местный бюджет за это время получил около двух миллиардов тенге. Эти деньги будут вкладываться в развитие инфраструктуры нашего города. То есть, платные парковки, если ими грамотно управлять, не только упорядочивают движение, но и разгружают дороги.
– Как Вы отнеслись к переименованию Нур-Султана в Астану?
– Хотя большая часть жителей поддержала переименование, самое главное - дух столицы не меняется. Это уже часть нашей истории. К каждому периоду времени надо относиться уважительно. Я переехал из региона и три года работал в Нур-Султане.
Акимат должен создавать условия для комфортного проживания. Проблемы будут всегда, мы должны их оперативно решать. В первую очередь это объекты жизнедеятельности города, с которых и началась наша беседа. Если под землей все спокойно, инженерные сети работают, в городе будет все нормально. Мы будем обеспечивать долгосрочную жизнедеятельность столицы и занимаемся этими вопросами на постоянной основе.
– Сколько конкретно наш город потратит на переименование?
– В 2019 году было потрачено около 30 миллионов тенге. Сейчас мы перешли на электронный документооборот, денег тратить на этот раз не нужно. Что касается расходов на вывески, то все будет приводиться по мере необходимости.
Сая Загипова